Netmaster

Андрей Травин
Андрей Травин
andrew@guitar.ru

I.

Примитивное представление оффлайновых людей (и чисто оффлайновых журналистов) об Интернете чем-то напоминает примитивное представление атеистов о Боге. Но отсюда изнутри, из Сети, правильно ли видятся ее "неосязаемые" законы?

Для получения отправной точки размышлений можно опереться на два очевидных постулата. Первый: у Интернета не было сверхзадачи раскрытия каких-то внутренних бездн в душе человека, которые мало заметны в обыденности, но рано ли поздно проявляются в его духовной жизни или в подсознательном поведении. Второй: все глобальные законы действуют в Сети так же, как и в "реале". Остается только наложить на Интернет "сетку" реальных человеческих законов.

I.

Человек гениален, когда он мечтает
Акира Куросава

Гармонизированное мышление - это искреннее мышление. Когда человек мечтает - он искренен. Когда человек что-то делает в Интернете - он мечтает. Даже если он почему-то себе не признается в этом, он все равно мечтает, потому что делает свой сетевой проект на "вырост", на будущее развитие и финансовую отдачу.

Чего нам не хватает в сегодняшней оффлайновой жизни? Искренности. И я запускаю свой браузер, чтобы получить ее. Получить не только в беседе, раскованность которой определяется анонимностью сетевых псевдонимов, но и просто в проектах, где авторы называют себя реальными именами, но пишут то, что думают - в РЖ, например.

II.

Это началось с общедоступного killfile...
Леонард Эндрю

Японские художники, писатели, достигнув определенного уровня мастерства, нередко меняли имя. Почему? А потому, что они как бы становились защитниками какой-либо благородной идеи или просто высокого чувствования, что является одним из самых прямых путей к счастью, между прочим. И в этом случае им необязательно было прославлять данное им от рождения имя: такая форма тщеславия - ни к чему. За них (на них) работала идея.

Точно так же, к примеру, на сетевых персонажей (большей частью анонимных) первоначально работал весь Интернет.1 Он и сейчас во многом идеален в философском смысле (как, кстати, и эта статья), а три-четыре года назад этот тезис просто не нуждался в доказательствах.

Правда, в русской Сети анонимные персонажи, достигнув некоторого заметного уровня трафика на своих страницах, раскрывали свое реальное имя. При этом тщеславие иногда имело место быть. А сейчас прозвища вообще уже не модны среди заметных людей русского Интернета, их продолжают использовать лишь те, кто одновременно никогда и не скрывал своего реального имени, к примеру Норвежский Лесной, dz и др.

Однако люди, заметные в русском Интернете, делают ничтожную долю его содержания, а "тьмы и тьмы"2 создателей его контента могут указывать свои имена, но все равно как бы оставаться неизвестными - кто читает подписи под статьями?

Тут я сделаю небольшое личное отступление - исключительно для того, чтобы выпуклее представить последнюю мысль. Когда я недавно искал в Яndex страницы, содержащие упоминание своих имени и фамилии, то обнаружил один забавный документ. Моя письменная реплика3 по поводу перерыва в выходе "Вечернего Интернета" в январе 1998 года оказалась сохраненной Мистером Паркером в специальном документе "Хроники российской сети". Так там Паркером была указана буквально следующая подпись: "Неизвестный автор - Андрей Травин". То есть имя есть, оно указано через тире, но на самом деле оно не имеет значения, так как важна только идея. И такие идеи разбросаны в конференциях, на веб-страницах, в гостевых книгах, подписаны реальными именами или псевдонимами, и все равно как бы оставлены неизвестными прохожими, чьи имена вписаны в killfiles памяти заядлых серферов.

Так как Интернет - это почти идея, а человека делает талантливей чистота помыслов, то некоторые работы "неизвестных" авторов оказываются достойными соседствовать с текстами авторов известных.

Тут я сделаю еще одно, чуть менее личное, отступление.

В нынешнем июне эксперты каталога российских ресурсов "Ау!" оценили все уже имеющиеся в его базе сайты по их пользовательским качествам и разбили на три группы - лиги - в соответствии с важностью содержания. К высшей лиге были отнесены сайты, ориентированные на максимально широкий круг посетителей и наиболее полно отражающие избранную тему. В профессиональную лигу были включены корпоративные сайты и сайты профессиональной ориентации. А более или менее информативные частные страницы составили любительскую лигу. Я, в частности, выступал экспертом по веб-обозрениям, оценивая своих коллег в рубрике "Сетевая хроника". Это ранжирование было сугубо практичным - чтобы при выводе результатов поиска в "Ау!" наиболее содержательные сайты - сайты высшей лиги - были представлены в первую очередь. В этой же заметке я пытаюсь взвешивать и понятия, и достижения почти невесомые, о которых постоянно задумываться необязательно.

III.

Прекрасное - это радость навсегда
Китс

Очевидно, что работа в Интернете - не обязательно высокое состояние. Но в большинстве случаев его можно было бы назвать высоким дилетантством, если бы нас не увела в сторону необходимость пояснить, что это такое.

Отмечу другое - строчка английского поэта в эпиграфе приведена в очень вольном переводе - дословно там упоминается "вещь красоты". Это звучит не по-русски, но в чем-то - более по-сетевому, ведь Интернет - это все-таки не только идея, но и материальная "вещь" тоже.

И в Интернете есть достаточно много состояний прекрасного. Просто неправильно жить без этого.

IV.

Бог - это противоречие
Павел Флоренский

Заметные величины (или, как принято говорить, "крупные фигуры") культуры несопоставимы. То есть я не вижу ни малейшего смысла сопоставлять Шопена с Бахом, а Набокова с Пушкиным. Но каждый, кто шел следом за великими, раскрывался через противоречие с ними, через переосмысление и отрицание.

Стать духовным лидером в сетевом его понимании можно, будучи фигурой несопоставимой не только с классиками, но даже и с современными лидерами в офф-лайне. Но необходимое условие этого - все равно отрицание некоторых прежних авторитетов. Лидеры Русской Сети довольно далеко оторвались в своих интересах и вкусах (даже музыкальных) от нынешней российской реальности. Что, по-видимому, тоже обнажает "противоречие".

V.

И думал он, что делает карьеру, а между тем губил ее
Евгений Евтушенко

Поверхностно мыслящий человек думает, что он практичен (ну, подлец, разумеется, думает так же, но, как уже поняли читатели, неэтичные персонажи остаются за рамками анализа во всем этом тексте). Однако быть честным и романтическим гораздо мудрей, а значит, и практичней.

Люди, много занимающиеся Интернетом, за небольшими исключениями, выглядят, на первый взгляд, непрактичными. Однако по обе стороны океана эти занятия почти всегда окупаются (да и автор этих строк - не исключение).

VI.

В виртуальном спектакле идеальный актер,
усеченный Сатурном сам себе режиссер.
Мои роли, как воздух, легки и доступны.
Моя яичница и есть божий дар.
из репертуара группы "Чердак Офицера"

По-прежнему продолжают печататься новые книги о том, как войти в Сеть, как подключиться к Интернету. Хотя, на мой взгляд, уже существующих книг на эту тему - избыток. И во времена, когда можно легко войти в сетевое состояние, надо печатать книги о том, как владеть этим состоянием. Поэты-мистики находили в подобных задачах источник творчества, сетевые теоретики находят в этом повод порассуждать об инфократии и сетелитературе. А вот мог бы кто-нибудь создать современный образ Сети так, чтобы сам этот образ вызывал отчетливое сетевое состояние? Гибсону же это в свое время удалось. У кого еще получится то, что Достоевский называл "фантастическим реализмом"? Мне кажется, это получилось в "Лабиринте отражений" Лукьяненко. А еще? Впрочем, тема заметки - не классические technothrillers. Теперь - к сути главы.

Я не владею информацией, использовался ли до появления этой заметки термин "сетевое состояние". Очевидно, что я конструировал его по аналогии с "мистическими состояниями" человека. Есть масса разных мистик. Есть масса разных сетевых состояний. Их объединяют некоторые свойства гармоничности и эффективности взаимодействия духовной энергии человека с информационным потоком Интернета.

Далее я буду называть достигшего этой гармоничности человека "netmaster" - тоже довольно размытый по звучанию термин, который я придумал, чтобы отличать его от представителя ныне распространенной профессии. Хотя кроме как от вебмастеров, я хочу отделить этот термин и от так называемых "сетевых гуру" - тех, кто на проводе с самого начала, тех, кто все это делал, написал эти программы и проложил кабель.

Я предполагаю, что netmaster достигает каких-то сетевых состояний, с помощью которых можно даже приобрести болезнь или от нее избавиться. И что вхождение в сетевое состояние не требует шлемов для виртуальной реальности, психоделических средств, динамических или дыхательных упражнений. Оно достигается, например, посредством следования мыслям умного человека или сочувствием ко многим дальним и близким (хоть эти два понятия в Интернете не имеют особого значения). То есть космические каналы, по которым люди общаются, достаточны общие. Они в Интернете ничем принципиально не отличаются от тех, что всегда использовались.

Я уверен, что термин "netmaster" не приживется, как не прижился отвлеченный от жизни "хрономастер" из книги Желязны или термин "net.god" из хрестоматийного учебника по Интернету Адама Гаффина. Но если у Вас есть постоянное ощущение, что работа в Интернете идет Вам впрок, может быть, эта заметка про Вас?


Примечания:


Вернуться1
Данное утверждение получено мной приемом формальной экстраполяции оффлайновых реалий на онлайновые. Но похожая мысль встречается в интервью Антона Носика журналу "Мир Internet", когда там идет речь о первом годе издания "Вечернего Интернета".


Вернуться2
Цитируется стихотворение А. Блока "Скифы". "Тьма" как единица измерения численности соответствует десяти тысячам воинов. Забавно, что полная строка названного стихотворения "нас - тьмы, и тьмы, и тьмы" соответствует количеству в примерно тридцать тысяч ресурсов, учтенных в крупнейших каталогах русского Интернета List.ru и Au.ru.


Вернуться3
В первоначальном варианте она у меня самого не сохранилась, потому что чуть позже я включил ее дополненный вариант в очередной выпуск своего альманаха "Курносая".

Предыдущий выпуск