Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Gateway < Вы здесь
Эстер Дайсон: что хорошего в веб-сервисах
Дата публикации:  18 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Эстер Дайсон, технопророк, председатель EDventure Holdings, рассказывает о состоянии хай-тека и веб-сервисов.

Перевод Анастасии Грызуновой


Вопрос: Что скажете о нынешней техноиндустрии? Сдаемся и уходим - или надежда еще есть?
Дайсон: Интернет не умер, происходят замечательные вещи. Новые технологии, которым найдется применение. Вместо экспансии - мол, создаем компанию и делаем абсолютно новый продукт - больше интереса к роли потребителя. Небольшие компании зачастую работают через IBM, SAP и так далее. Клиенты хотят интегрировать то, что уже имеется. У каждого куча данных, теперь нужно, чтобы кто-нибудь пришел и помог извлечь из них пользу.
Прекрасный пример: IBM работает с одной страховой компанией, раньше называлась Empire/Blue Cross/Blue Shield, теперь WellChoice. Когда все будет готово, можно будет подавать, например, запрос о каких-нибудь страховых выплатах. Система обрабатывает запрос и притом проверяет, есть ли ваша медицинская карта в базе данных и чем вы еще больны. Пометит, что если у вас диабет и алкоголизм в анамнезе, вам требуется такое-то лечение. И можно не сомневаться: тот, кто вами занимается, будет в курсе всех ваших дел. То есть из медицинской системы черпаются данные, никто не лечит каждую болезнь по отдельности. Вроде самоочевидно, только покажите мне хоть одну страховую компанию, которая сейчас так делает.
Еще пример. Если на Тайване проблемы с погодой, компаниям требуется возможность сказать, например: ну и ладно, закажем-ка мы чипы на Филиппинах. При этом нужно автоматически поставить в известность экспортеров, склады и всех прочих - чтобы все элементы работали вместе, а это ужасно трудно, если компания большая. На PC Forum Марк Бениофф говорит: "У нас есть решение. Все интегрируете через свою систему CRM, и, кстати, мы же ее и хостим". SAP говорит: "Если все купите у нас, вам интеграция выйдет гораздо, гораздо дешевле". IBM говорит: "Нас спросите. Мы вам продадим бизнес-сервисы и, может, какие-нибудь наши технологии, но мы объективны, мы вам поможем все это собрать". И тут SAP говорит: "А еще мы прекрасно интегрируемся с другими продуктами, мы еще и платформа интеграции". И тут все, естественно, давай это наперебой повторять.
Вопрос: И что в итоге, как вы думаете? Уход от системы клиент/сервер?
Дайсон: Система клиент/сервер осталась, это лишь одна из систем. Берешь клиент/сервер, добавляешь веб-сервисы и коммуникации, но клиент/сервер же никуда не делся. А тем временем Дэн Бриклин продает свою компанию корпорации Interland, крупнейшему хостингу для мелких компаний. У мелких компаний те же проблемы, что у крупных, только ресурсов меньше.
Задача - интегрировать американские компании, чтобы потребителю удобно было работать с ними, а им с информацией, - еще не решена. Если вы имели дело с авиакомпанией или банком в последний год - значит, поняли, о чем я. Ну да, сейчас затишье, средств тратят меньше, но я полна оптимизма. Просчеты реже, меньше случаев, когда пяток компаний заняты одним и тем же. Зато куча новых компаний делают кучу нового и хорошего.
Вопрос: Приведете пример? Например, на рынке веб-сервисов?
Дайсон: Есть отличная компания MetraTech, разрабатывает для телефонных компаний системы биллинга как веб-сервис. Если вы, например, хотите предоставлять сетевые услуги, биллинг можно поручить им. Потому что биллинг - это не просто ежемесячная рассылка счетов на 29 долларов. Это другое ценообразование, расчет скидок, комплексные сделки. Ценообразование - крайне важный аспект, а MetraTech помогает создать удачные механизмы ценообразования. В итоге клиенты получают более эффективные схемы оплаты, а у вас выравниваются доходы и цены.
Я использую эту компанию, когда, например, мы предоставляем и сервис, и автоматику. Сервис выходит ощутимо дороже. Поэтому мы хотим, чтобы цены стимулировали клиентов обращаться к автоматике, а не к сервису - насколько можно заменить им сервис автоматикой. Клиенты экономят - не нужно платить за дорогой сервис, а у нас маржа выше. И не о том речь, что клиента вечно пытаются надуть┘ Так все делают, от "FedEx", который экономит миллионы в месяц, рекомендуя клиентам обращаться на сайт, а не в центр поддержки, до производителя, который поощряет покупку ширпотреба вместо заказной продукции. Вот этим MetraTech и занимается.
Еще есть великолепная компания Cataphora, занимается анализом и поиском по электронной переписке и прочим документам. Сейчас их рынок - в основном судебные тяжбы и расследования. Например, в брокерской фирме редко удается найти документ, где черным по белом написано: "Компания XYZ - кусок дерьма". Скорее найдешь что-нибудь вроде "это важное условие для банковского клиента". Как искать нужное - не знаешь. Ключевых слов нет. Поэтому вычисляешь шаблоны: кто с кем общался, беседовал ли председатель совета директоров с аналитиком до того, как аналитик поднял рейтинги? Кто с кем говорил перед тем, как кто-то продал акции? Ищешь не только содержание разговоров - паттерны общения тоже.
Cataphora показывает, как и когда люди общались, а не что они говорили. Но если ясно, как и когда, знаешь, где искать содержание. Их система рисует такую как бы блок-схему коммуникационных паттернов, по ней видно, как развивался диалог и т.д. И можно ткнуть куда-нибудь и сказать: "Глянь-ка всю переписку вот этих двух ребят от такого-то и такого-то числа". Видно, кто в диалоге вдруг замолчал. Как говорит Элизабет Чарнок, основательница Cataphora: "Парень, который обычно со всеми треплется, вдруг умолкает. Может, планирует сюрприз на день рожденья, но, как правило, дело не в этом┘"


Вопрос: Как вам видится столкновение бизнес-модели Salesforce.com-ов и старой модели пакетного ПО?
Дайсон: Знаете, Марк Бениофф со мной не согласится, но, по-моему, смерти пакетного ПО не предвидится. Однако явно грядет эпоха аутсорсинга и прагматизма. Всегда будут компании, которые стараются все разрабатывать сами, делать ПО под заказ, но станет гораздо, гораздо легче получить ровно то, что хочешь, не создавая это самостоятельно. Мир станет более модульным, сплошь аутсорсинг или хостинг. Я думаю, это будет все шире распространяться. Неразумно каждой компании заводить собственный информационный центр. Но абсолютного перевеса не будет ни у одной из сторон.
На самом деле, задача - создать нечто модульное, что легко интегрировалось бы с Salesforce.com или с чем угодно, включая лично ваш продукт. Но тем насущнее задача - с Salesforce.com или с веб-сервисами. По сути, сейчас эта восхитительная стадия - "покажи, что умеешь". И дальше - больше.


Вопрос: Одна из популярных тем - бум беспроводного доступа. Что вы о нем скажете?
Дайсон: Это, с моей точки зрения, долгожданная свобода. В Интернете что замечательно - выходишь туда и предлагаешь что-то клиентам, читателям, кому угодно. А в телефонии надо еще подключаться к кабелю, к оператору. Теперь же телефония работает все больше как Интернет - все эти VoIP или Wi-Fi. Вдруг оказалось, что люди больше не зависят от милости какого-нибудь местного монополиста - и потребители, и те, кто пытается до них достучаться со своими услугами.
Вопрос: А что веб-контент? Неужели весь сектор превратился в сплошную рекламу?
Дайсон: Ну, есть AOL и Yahoo. Они пытаются делать вид, что совершенно разные, но на самом они предлагают одно и то же, хоть и из разных источников. У AOL есть клиентская база, которую нужно поддерживать и продавать, а Yahoo пытается создать подобную базу платных клиентов.
AOL всю дорогу продает подписку, поэтому, я бы сказала, AOL больше агент потребителя. А Yahoo всегда продавала потребительское внимание рекламодателям и маркетинговым партнерам. Оба пытаются извлечь выгоду из обеих бизнес-моделей. Понять, как лучше использовать широполосный доступ. У нас на конференции было заседание на эту тему. Пригласили лидеров - Джонатана Миллера из AOL, Дэна Розенсвейга из Yahoo, а чтобы никто не врал - еще Шелби Бонни из CNet, у них совсем иная модель, скорее вертикальная. Их реклама больше связана с контентом, и маржа выше. AOL и Yahoo требуется понять, как улучшить таргетинг. А еще на конференции был Сергей Брин из Google, они недавно открыли рекламную сеть на базе AdWords. Просто великолепную.
Вопрос: Да, но я беседовал с Эриком Шмидтом, и он тогда сомневался, крошечная прибыль получится или огромная?..
Дайсон: Я думаю, огромная, они ведь по сути используют страницу как запрос. Они говорят: "Вы вот на этой странице, а вот это вас может заинтересовать" - и если вы попали на страницу не по ошибке, вас это и впрямь заинтересует. Если вы читаете про историю Древнего Рима┘ ну, не знаю, что вы захотите купить. Может, книги по истории┘ Я была на "How Stuff Works", с которым работает Google, смотрела, как работают эспрессо, и на той же странице - два рекламных объявления про эспрессо. Очень удобно. Потом пошла читать про подводное плавание, а для этой категории у них какая-то обычная реклама - про кредитные карты. Ну, думаю, нет уж, спасибо. Реклама, тесно связанная с тем, что ищет потребитель, - вот это по-настоящему все изменит. Случайная реклама людей уже раздражает. Надо вернуться туда, откуда мы пришли: если спрашиваешь, где человек стригся, не желаешь слышать про его банк.
Вопрос: Забавно: сначала веб все делал доступным, а отныне и впредь будет все раскладывать по полочкам?
Дайсон: И да, и нет. Слава богу, еще остались люди с эклектичными интересами. Но вообще-то да, фрагментация - одна из задач. Мир будет меняться.
Вопрос: На PC Forum вы еще рассказывали, что будет после реляционных баз данных. Как они вымирают?
Дайсон: Ну, проблема в том, что мир гораздо сложнее, чем в типичной базе данных. Все меняется, появляется масса новых технологий определения данных и работы, например, с физическим местонахождением - радиоидентификационные метки (RFID, Radio Frequency Identification Tags), - это будет хит. В них крайне заинтересованы продавцы, так им рентабельнее отслеживать товар порциями поменьше, чем грузовик. Есть стандарт для ПК, есть как бы стандарт для реляционных баз данных, но едва речь заходит об измерениях температур, или о счетчиках, сенсорах, видеоустройствах и прочем, то стандартов вроде бы и нет. Мария Мартинес, к примеру, возглавляет компанию Embrace Networks, создает некую прослойку, которая позволяет брокеру работать с разными устройствами и взаимодействовать с базами данных и приложениями.
Речь идет о покрытии всех типов данных. Если нужно связать разные интерфейсы через веб-сервисы, выстроить такой замечательно связный, упорядоченный Интернет, потребуется немало труда, чтобы определить данные. А то выяснится, что коммуникации есть, но ты говоришь по-французски, а собеседник - по-немецки. Или еще хуже: вы говорите на одном языке, но как британец с американцем, имеете в виду разное, и система падает. Прекрасный пример: есть одна компания из Долины, у них с производством было что-то странное, цифры не сходились. Данные по недельному производству. Выяснилось, что у ребят на Тайване рабочая неделя начинается в воскресенье по тайваньскому времени, а Калифорния считала рабочую неделю с понедельника по калифорнийскому. В итоге 18 часов тайваньского производства в Калифорнии относились к одной неделе, а на Тайване - к другой. Они никак понять не могли, потому что не обсудили внятно, когда начинается неделя. В итоге учет продукции полетел, и многое другое тоже...
: Это мелкие глупые детальки, но они очень важны, если представлять их в электронном виде. Надо очень внятно объяснять, что имеешь в виду. Через это многие компании прошли. Или, допустим, вы, торговец, хотите понять, будет ли в этом году торговый бум на День матери. Сравниваете этот март с прошлым мартом. День святого Валентина - почти как День матери, и вы сравниваете этот День святого Валентина с прошлым Днем святого Валентина. Сравниваете прошлогодний День Матери с прошлогодним Днем святого Валентина. Потом смотрите, что вообще с экономикой творилось, подстраиваетесь. Когда людям важна цена, они предпочитают покупать, что подешевле. Купят не за 30 долларов футболку, а за 25. Но покупая подарок матери или подруге, они поступят иначе. Не станут покупать дорогую ночнушку за 80 долларов, но и дешевую ночнушку тоже покупать не станут, а лучше купят дорогой шоколад за 40.
Расчеты разные, зависит от того, о каких товарах речь, о каком качестве. Если нужно смоделировать 4 июля, важна погода, потому что все едут за город, на барбекю, а День матери от погоды не зависит. Как представить данные, чтобы смоделировать верный прогноз? Не просто берешь таблицу и цифры вписываешь. Нужно определить, что такое "дорогая" футболка, отдельно - что такое "дорогой" подарок. И где эти категории пересекаются?

(Окончание следует)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Клэй Ширки (Clay Shirky), Федеральная комиссия по коммуникациям, веблоги и неравенство /11.06/
Невнятной позицией остается убеждение, что свободные и разнообразные СМИ естественным образом тяготеют к равенству. Первые пять лет развития веблогов доказывают, что это не всегда правда, и дают основания подозревать, что это вообще неправда. Равенство гарантируется лишь ограничением разнообразия либо свободы.
Курт Воннегут (Kurt Vonnegut), Странная теперь стоит погодка /02.06/
Как эти консерваторы распоряжаются деньгами и властью, что когда-то принадлежали всем нам? Уговаривают нас бояться и носиться кругами, точно цыплята обезглавленные. А они нас будут спасать! Они заставляют нас разуваться в аэропортах. Вы вот способны придумать розыгрыш смешнее?
Пол Грэм (Paul Graham), Хакеры и художники (окончание) /29.05/
Сейчас хакерство не так круто, как живопись, однако и живопись во времена Леонардо не была такой классной, какой ее сделали его работы. Насколько крутым окажется хакерство, зависит от того, что нам удастся сделать с этой средой. Общаясь с человеком, пишущим ядро Unix, знаешь по крайней мере - он это делает не ради того, чтобы девчонок снимать.
Пол Грэм (Paul Graham), Хакеры и художники /23.05/
Из множества типов людей хакеры и художники - самые похожие. И те, и другие творцы. Как композиторы, архитекторы и писатели. Проблема в том, что ПО, приносящее деньги, и ПО, которое интересно писать, особо не пересекаются. Если хочешь денег, надо браться за проблемы, которые бесплатно никто не решит, настолько они чудовищны.
Карлин Лиллингтон (Karlin Lillington), Изобретатель киберпространства отступает в настоящее /13.05/
Карлин Лиллингтон беседует с Уильямом Гибсоном, чьи работы повлияли на кинорежиссеров, писателей, технологов, ученых и тысячи простых людей.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Gateway' на Subscribe.ru