Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Gateway < Вы здесь
Бог блоггеров
Дата публикации:  1 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

A God for Bloggers

Перевод Анастасии Грызуновой

Этой весной, в свой двухсотый день рождения Ралф Уолдо Эмерсон "близок нам, как никогда", пишет бесподобный Гарольд Блум. Эмерсона блоггеры восприняли во всей полноте - не благодаря его славе, но поскольку мы осознаем, какая эпоха перемен нам выпала.

Поэт, оратор, интеллектуал, артист, автор несравненных дневников - Эмерсон (1803-1882) достаточно известен. Его система оказалась востребована нами с нашими блогами - все еще странным, удивительным опытом демократических СМИ.

Дэйв Уайнер вчера написал в Scripting News, что я разглагольствовал о том, как Эмерсон предвидел появление блоггеров. Правда, Дэйв прибавил, что ему это непонятно. Лови, Дэйв. Док Серлс, , я думаю, ты как оратор и человек нетехнический, нам поможешь. Присоединяйся - присоединяйтесь все.

Суть вот в чем. Говоря об Интернете, о блогах, о техномагии, что заставляет нас общаться в открытой, всемирной сети всесторонней беседы, мы говорим фактически об эмерсоновских методах для фактически эмерсоновской деятельности. Начиная с электроники. "Придумайте мышеловку получше, - писал Эмерсон, - и мир протопчет дорогу к вашему дому". Вот мы и пришли.

Несколько слов об Эмерсоне: голубоглазый, сутулый, с индейским носом, нежнейшее скуластое носатое лицо, воспитанник Бостонской латинской школы, самый юный ученик Гарвардского курса 1821 года. Он был христианским священником, в тридцать с лишним покинул церковь, дабы стать профессиональным проповедником и писателем, как сказал кто-то - ловец жемчуга этики и морали. Его друг Генри Дэвид Торо огородничал в старом Пасторском Доме Эмерсона в Конкорде - в том самом, где молодой Натаниэл Готорн писал свои классические ранние рассказы. Мы все знаем цитаты из Эмерсона: "Конкордский гимн" о "жалких мостках, что висят над потопом" и о "выстреле на весь свет" - Роберт Фрост считал это лучшим американским стихотворением. Мы знаем, что "глупая последовательность - пугало ограниченных умов", и другие обрывки из "Доверия к себе" мы тоже знаем, и что "быть великим означает быть непонятым". И предупреждение, что "повсюду общество в заговоре против мужества своих членов". Печаль и воодушевление - два контрастирующих мотива Эмерсона, но этого человека под определение не подвести, он спорил сам с собой, ошеломляя и ослепляя друзей. Уолт Уитмен улавливал от Эмерсона "поток света" - ощущение чистейшего бытия. Готорн говорил, что у Эмерсона лицо - как солнечный луч.

В расцвете мира блогов мы видим вспышку Эмерсонова пророчества: демократии честных индивидуумов.

"Доверяй себе, - заклинал Эмерсон. - Всякое сердце вибрирует с этой струной в унисон".

Высказывай свои убеждения, свои сомнения, призывал он. Расскажи о своих идеях, пока тебя не опередили. "Ненавижу цитаты, - так начинается еще один известный афоризм. - Расскажите мне, что вы знаете". Чем и занимаются великолепные блоггеры.

Во всех своих лекциях, - подводил итог Эмерсон, - я учил одному - необъятности отдельного человека". Блоггеры, узнаете себя?

И еще сквозь разноголосицу Всемирной Паутины мы видим осуществление Эмерсоновой универсальности и его веры в культурные взаимосвязи. Явно американский мыслитель был глобалистом, когда о глобализме никто не слыхал. Он был антирасистом и антинационалистом, он учился на персидской поэзии и буддизме, вдохновлял Томаса Карлайла и Джавахарлала Неру. Не потому, что был мультикультуралистом, - просто он считал, что человеческий разум и сердце способны необъятно, безмерно расти. "Для нас нет никакого "вовне", никаких преград, никаких пределов", - писал он в эссе "Циклы". И теперь, когда есть веб, мы отчетливее понимаем, что он имел в виду.

Предвосхищая эволюционистов и когнитивистов, Эмерсон верил, что существует единый человеческий мозг, единый мировой разум.

Мы - почти все - интеллектом не уступаем Аристотелю, полагал Эмерсон. "Разум один, - писал он в эссе "История". - Единый разум присущ всем людям. Через каждого человека проходит то же и все то же. Кто единожды признал правоту рассудка, становится полноправным членом всей системы. Платон думал то, что думал; святой чувствовал то, что чувствовал; что произошло с человеком, человек способен понять. Тот, кому доступен всемирный разум, становится частью всего, что осуществляется или осуществимо, ибо разум этот - единственная и верховная личность".

Говоря о "доступности всемирного разума", быть может, Эмерсон описывал уравнительный эффект поисковой системы Google. Он поведал о распределенном разуме, об идеальной компьютерной сети как пользовательской демократии.

"Демократия, - писал Эмерсон, - коренится в священной истине: во всяком человеке таится Божественный разум". И хотя "со дня сотворения мира Разума слушаются немногие, все же люди сотворены способными на это. Таково равенство - единственное равенство людей".

Электронное освобождение информации дает новый импульс Эмерсоновым теориям и упованиям.

Эмерсон воспевал сознание, чудо самосознания в каждом из нас. Он и сегодня противился бы научному умалению этой магии. В двадцать три года он писал в дневнике, как болтливый блоггер: "Какое наслаждение - думать, что, быть может, во Вселенной тон моего ума в данный момент уникален; что нынешние чувства необычны и беспримерны во всей вечности духовного бытия".

Эмерсон и сам вел нечто вроде группового блога в "Dial" - журнале, который основал в 1840 году вместе с Маргарет Фуллер. В конкордских кругах он замысливал журнал как сборище "добрых фанатиков", вроде Торо, Олкотта и Чэннинга. "Пусть журнал не будет чисто литературным, - писал он Фуллер (блоггер в чистом виде). - Я думаю, мы могли сделать Журнал открытым, всеохватным, чтобы он формировал позицию нашего поколения по всем вопросам, чтобы писал о собственности, о правительстве, образовании, а также об искусстве, литературе и религии".

Задача Эмерсона в "Dial", как он писал, - "выразить тот дух, что поднимает людей к новым высотам, возрождает в них религиозность, ведет их к достойным целям и чистым наслаждениям, проясняет внутренний взор┘ и примиряет практическое с гипотетическими силами". Короче говоря, писал он, журнал должен стать "одиноким бодрым разумным гласом посреди гула нытья и полемики" - блистательная квинтэссенция всей деятельности Эмерсона.

Когда я впервые прочитал эту строку в середине 1990-х, меня словно громом поразило. Спустя 150 лет после этой фразы гул нытья и полемики оглушал клинтоновскую Америку. Нытики обосновались преимущественно в прессе (начать с того, что и ныли они о закате собственной среды). По радио и телевидению бубнили полемисты вроде Раша Лимбо. Но к тому времени в своей радиопрограмме я обрел "бодрую, разумную" среду для открытого диалога во всем спектре Эмерсоновой болтовни. Суть запечатлелась в его двустишии: "В сердце поселится, душу согрев, Искренних слов безыскусный напев".

Следующая хитрость - использовать аудиовозможности веба, добавить тембр "vox humana" и встроить мозаичную мудрость блогов в подлинную беседу.

Эмерсон вдохновляет меня. "Дурные времена ценны для науки, - писал он. - Такого случая хороший исследователь не упустит".

Гарольд Блум и другие утверждают, что мы все теперь волей-неволей приверженцы Эмерсона, к лучшему или к худшему.

Мой подход строже. По-моему, современный приверженец Эмерсона, прежде всего - недогматически верующий человек, пристально вглядывающийся в скрытые, невидимые тайны одухотворенного мира.

В блоггерах вообще я вижу наиболее значимых эмерсоновских приверженцев: радикальных демократов и индивидуалистов, которых до смерти тошнит от нашего заточения среди массовой информации, массовых переживаний, массовых ярлыков и групповщины, массовой рекламы, массового поклонения - от идиотского массового всего на свете. И тем не менее современный приверженец Эмерсона уверенно делает ставку на возрождение индивидуального сознания, индивидуальных стремлений, индивидуальных возможностей.

Современный приверженец Эмерсона прославляет ошеломительные успехи биологии и эволюционной истории, подтверждающие, что Эмерсон предугадал единство нашего разноцветного, многоязычного биологического вида.

Современный приверженец Эмерсона прославляет интернет-технологии, способные поддержать свободный, демократический, глобальный диалог, глубокий и открытый, как беседа в почтенном эмерсоновском субботнем клубе в Бостоне.

Короче говоря, современный приверженец Эмерсона - восторженный меланхолик, неутомимый оптимист в сгущающихся мировых сумерках, осознающий, что взрослому человеку важно умение не моргнув глазом смотреть на пытки и тиранию, на эпидемии и прогрессирующее одичание людей и планеты - и помнить, что это еще не все, и не время сдаваться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дуглас Рашкофф (Douglas Rushkoff), Э: рецепт на культурное возрождение /25.06/
Будто стремясь физически и эмпирически реализовать сетевую культуру киберпространства, молодые "белые воротнички" из Сан-Франциско разработали собственную версию электронно-музыкальных тусовок.
Эстер Дайсон: что хорошего в веб-сервисах /18.06/
Если нужно связать разные интерфейсы через веб-сервисы, выстроить такой замечательно связный, упорядоченный Интернет, потребуется немало труда, чтобы определить данные. А то выяснится, что коммуникации есть, но ты говоришь по-французски, а собеседник - по-немецки. Или еще хуже: вы говорите на одном языке, но, как британец с американцем, имеете в виду разное, и система падает.
Клэй Ширки (Clay Shirky), Федеральная комиссия по коммуникациям, веблоги и неравенство /11.06/
Невнятной позицией остается убеждение, что свободные и разнообразные СМИ естественным образом тяготеют к равенству. Первые пять лет развития веблогов доказывают, что это не всегда правда, и дают основания подозревать, что это вообще неправда. Равенство гарантируется лишь ограничением разнообразия либо свободы.
Курт Воннегут (Kurt Vonnegut), Странная теперь стоит погодка /02.06/
Как эти консерваторы распоряжаются деньгами и властью, что когда-то принадлежали всем нам? Уговаривают нас бояться и носиться кругами, точно цыплята обезглавленные. А они нас будут спасать! Они заставляют нас разуваться в аэропортах. Вы вот способны придумать розыгрыш смешнее?
Пол Грэм (Paul Graham), Хакеры и художники (окончание) /29.05/
Сейчас хакерство не так круто, как живопись, однако и живопись во времена Леонардо не была такой классной, какой ее сделали его работы. Насколько крутым окажется хакерство, зависит от того, что нам удастся сделать с этой средой. Общаясь с человеком, пишущим ядро Unix, знаешь по крайней мере - он это делает не ради того, чтобы девчонок снимать.
предыдущая в начало следующая
Кристофер Лайдон (Christopher Lydon)
Кристофер Лайдон
(CHRISTOPHER LYDON)
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Gateway' на Subscribe.ru