Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Gateway < Вы здесь
Новая информационная экосистема: культуры анархии и давления. Часть первая: Это мир p2p
Дата публикации:  30 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

The new information ecosystem: cultures of anarchy and closure

Перевод Анастасии Грызуновой

Что на кону?

Это история идеологического конфликта: информационная анархия против информационной олигархии. Они диалектически питают друг друга. Олигархия оправдывается "праведным ужасом" пред потенциалом анархии. Анархия же - реакцией на тенденцию к олигархии.

За информационную анархию выступают либертарианцы, библиотекари, хакеры, террористы, религиозные фанатики и антиглобалисты. За информационную олигархию - крупнейшие транснациональные корпорации, Всемирная торговая организация, а также правительства Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики.

Эти идеологии стремительно перекраивают нашу информационную экосистему. А те из нас, кому не годятся обе, кто ценит, так сказать, "информационную справедливость", с растущим раздражением и расстройством наблюдают, как меняются наши СМИ, наши культурные, информационные и политические системы.

Что всего интереснее, в этих проблемах и баталиях мы наблюдаем, как идеология видоизменяет наши миры. Идеологии, если цитировать Пьера Бурдье, "структурируют структуры". Идеологии-линзы, способы мышления и видения, что правят нашим восприятием и склонностями. Они проницаемы и податливы. Они не ограничивают жестко. Однако меняют суждения, которые мы выносим, и привычки, которые приобретаем.

В последние годы во многих сферах жизни расцвела анархия как наиболее уместная идеология. Наши идеологии отражаются на выборе технологий. А определенные технологии способны менять идеологии. Анархия - уже не просто функция крошечных политических групп и незначительных информационных технологий. Анархия играет свою роль.

Речь не просто о битве идеологий. Речь и об отдельных, локальных боях. Имеются десятки примеров недавних или текущих конфликтов, разгоревшихся из-за попыток контролировать информационные потоки:

  • История "Человека-Саранчи", китайского заключенного, диссидента, демократического активиста, распространявшего политические воззвания, цепляя их саранче на спину.
  • Испытания, выпавшие на долю публичной библиотеке в Арлингтоне, штат Вирджиния, где пользовались терминалами два террориста накануне атаки 11 сентября. После этого инцидента правоохранительные органы все чаще требуют от американских библиотекарей нарушать моральный кодекс и конфиденциальность читателей.
  • Дебаты вокруг жалобы насчет канадских женщин, которые теперь не в состоянии протестироваться на генетическую предрасположенность к раку груди, поскольку американская компания запатентовала гены и за тестирование берет втридорога.

    На подобных инцидентах можно рассмотреть следующие проблемы:

  • Борьбу за контроль над демократическими источниками информации - публичными библиотеками, которые вдруг объявлены рассадниками терроризма и порнографии. Библиотекарей атакуют технологически и юридически.
  • Попытки радикально перестроить персональные компьютеры и сети, дабы уничтожить то самое могущество и адаптируемость, за которые мы ценим эти машины.
  • Культурные последствия бесплатного пробного доступа к культурной продукции через p2p-сети для фанатов и творцов во всем мире.
  • Тщетные попытки ограничить использование и распространение мощного шифрования из опасения, что от надзора скроются преступники и террористы.
  • Попытки коммерческих компаний и правительства регулировать естествознание и математику - в том числе контроль над человеческим геномом.
  • Попытки подавления деятельности политических диссидентов и религиозных организаций. Последствия нынешней информационной политики в Соединенных Штатах, включая USA Patriot Act, программу Тотальной Информационной Осведомленности и Министерство безопасности.

    Это эссе - первое в цикле, написанном для openDemocracy и рассматривающем эту борьбу за контроль над информацией. В настоящей вводной части речь пойдет о распространении систем peer-to-peer.

    Природа p2p

    Электронные p2p-сети, такие как Napster, KaZaA и Gnutella, решают две коммуникативные проблемы - и создают две дополнительные.

    Первая проблема довольно тривиальна. Где найти удобный список файлов на чужих жестких дисках? Или, если говорить о создателе Napster Шоне Фэннинге, студенте из Северовосточного университета в Бостоне, - как найти на чужих компьютерах музыку, не подставляя владельцев этих компьютеров под угрозу со стороны держателей копирайта?

    Вторая проблема более значима. Как использовать два громадных недоиспользованных ресурса цифровой эпохи - избыток дискового пространства и избыток вычислительных мощностей? Что еще важнее: как их использовать, не жертвуя простотой и анонимностью?

    По сути файлообменные p2p-системы, вроде KaZaA, Gnutella, Freenet и почившего с миром Napster, пытались восстановить или, по крайней мере, имитировать функции и структуру оригинального Интернета, когда все клиенты были серверы, а все серверы - клиенты.

    Это изначальное представление об Интернете - назовем его Интернет 1.0, - возникло в 1970-х и сошло на нет в районе 1994-го, с расцветом интернет-провайдеров и распространением динамических IP-адресов. Горстка сетевых граждан Интернета 1.0 работала с большими ЭВМ, соединенными друг с другом через систему доменной адресации - таким образом, пакеты данных направлялись куда надо. У каждого отправителя и каждого адресата имелся четкий постоянный IP-адрес, по которому его распознавали сетевые концентраторы.

    Но когда в середине девяностых размножились интернет-провайдеры, подключавшие миллионы персональных компьютеров к сетям на несколько минут или часов за раз, стало ясно, что с ротацией и многократным использованием IP-адресов в Сеть можно вывести гораздо больше пользователей.

    Так начался Интернет 2.0, где все более персональные компьютеры позволяли юзерам получать и потреблять информацию, ограничивая их возможность делать свой вклад в систему. Это расширение сети отделило персоналки от серверов. Большинство юзеров делились информацией лишь посредством электронной почты. И стало очевидно, что Интернет, когда-то казавшийся великим восточным базаром с товарами ручной работы и любопытными (хотя нередко пугающими) контекстами, вызванными к жизни динамикой сообщества, скоро превратится скорее в универмаг, чем в библиотеку или базар.

    Две новые проблемы

    Файлообменная p2p-технология - серия протоколов, которая дает пользователям возможность открыть часть своего персонального контента на публичное обозрение и, следовательно, копирование. В цифровом мире нельзя получить доступ к файлу, не копируя его. Отсюда первая проблема p2p: таким системам невозможно навязать дефицит. Популярность и общепризнанность p2p-протоколов очень беспокоят индустрии, которые для обеспечения предсказуемости рынка делают ставку на искусственный дефицит.

    Вторая проблема менее понятна: на нее особо никакие заинтересованные стороны не жалуются, поэтому борьбу возглавили государства. Проблема эта - безответственность. Происходящее в p2p-сетях по большей части относительно анонимно, и потому серверы и клиенты не несут ответственности за побочные эффекты своих коммуникационных актов. Используя широко доступные средства шифрования или же сети, обеспечивающие конфиденциальность, можно почти безбоязненно вбрасывать противозаконные материалы - детскую порнографию, например. Во многих регионах наличие в p2p-системе порнографии или расистских выступлений подрывает десятилетие попыток очистить от них Всемирную Паутину - она на виду, и оттого уязвимее.

    Эта вторая проблема, на самом деле, есть решение другой коммуникативной проблемы, актуальной главным образом в нелиберальных коммуникативных контекстах. Многие из тех государств, что надеются подавить порнографию, также стремятся подавлять дискуссионные и организационные коммуникации демократических активистов. Так что само существование подобных коммуникативных технологий вызывает в нелиберальном мире панику - и в либеральном тоже. Одни беспокоятся из-за размывания коммерции, другие - из-за размывания власти. И те самые технологии, что в либеральных обществах использовались бы для защиты коммерции, находят более эффективное применение в Бирме или Китае.

    Слушая Napster

    Но большинство популярных дискуссий о возникновении и влиянии p2p-технологий читаются, как спортивные новости: кто выиграл, кто проиграл? Некоторые - как криминальные отчеты: как остановить грабеж? Мне интереснее рассматривать p2p-коммуникации с более абстрактной точки зрения. Как объяснить феномен peer-to-peer? Как вырваться из спортивных комментариев и криминальных сводок?

    P2p-коммуникация не опосредована, не подвержена цензуре и происходит фактически напрямую. Она может связать два компьютера на разных континентах. А может - два компьютера через забор в Хараре, Зимбабве. Прислушиваясь к p2p-системам, мы различаем "гул толпы", а вовсе не благоразумные, ответственные уступки буржуазной среды.

    Все это очень старо. То, что мы называем коммуникативными сетями "p2p", на самом деле, отражает и развивает - модифицирует и расширяет - старую идеологию или культурную традицию. Электронные p2p-системы - Gnutella, к примеру, - лишь имитируют иные, знакомые формы не опосредованной, не подверженной цензуре, безответственной, тревожащей речи; к примеру, антимонархические сплетни перед Французской Революцией, обмен кассетами в молодежных субкультурах (панк или рэп), или же распространение запретных исламистских кассет на улицах и базарах Каира.

    Вместе с идеологией p2p и посредством нее развились определенные сегменты современного общества. Академическая культура и наука базируются на идее откровенной, свободной критики - p2p-рецензирования, можно сказать. Разница, естественно, в том, что академическая и научная среда обычно для допуска в систему требует лицензирования. Движение свободного ПО идеальный пример "peer-производства", как выразился юрист-теоретик Иохай Бенклер, но ради изящества и логики вполне можно сказать - "p2p-производства".

    Такая форма высказывания обладает ценностью. Однако различной ценностью в различных контекстах. И хотя p2p-коммуникация играет роль древнюю и значимую, пусть и недостаточно документированную, мы ясно видим разрастание и глобализацию этих процессов.

    А значит, то, что раньше происходило лишь через забор или на скамейках в парке, теперь происходит между членами китайской диаспоры, которые находятся, допустим, в Ванкувере и Сингапуре, Шанхае и Барселоне. Культурные группы рассыпают и собирают кубики своей идентичности, все больше полагаясь на мобильные элементы общей культуры, легко доступные с помощью электронных средств.

    Стратегия подавления

    Рост и глобализация p2p-коммуникаций стали возможны благодаря некоторым технологическим новшествам:

  • Протоколам, формирующим Интернет (TCP/IP, в частности), и относительной открытости формирующих Интернет сетей.
  • Модульности, гибкости, портативности и дешевизне персонального компьютера.
  • Открытости, гибкости и незащищенности крупнейших операционных систем для ПК.
  • Открытости, незащищенности и портативности собственно цифрового контента.

    Понятное дело, государства и корпорации, стремящиеся остановить p2p-коммуникации, на этих факторах и сосредоточились. И факторы эти, разумеется, - те самые свойства компьютеров и Интернета, что в последнее десятилетие привели к поразительному, почти революционному их распространению.

    Это и есть поля сражений.
    Государства и медиа-корпорации хотят:

  • Это и есть поля сражений. Государства и медиа-корпорации хотят:
  • Детально контролировать и регулировать коммуникации и передать ответственность и регулятивные функции интернет-провайдерам.
  • Переписать протоколы, на которых базируется Интернет.
  • Ограничить гибкость персонального компьютера и прочих цифровых устройств.
  • Навязать операционным системам "безопасность", дабы возникло "доверие" между контент-провайдером и юзерами, которым в противном случае доверять нельзя.

    Подобные стремления - вмешательство в публичное и личное, формирование стандартов государствами и отдельными действующими лицами. Конгресс США, Федеральная комиссия по коммуникациям, Ассоциация американской киноиндустрии, Microsoft и Intel - все они участвуют в проектах радикальной реконструкции наших коммуникационных технологий согласно этим принципам. Да еще требуют дополнительного юридического и технического участия со стороны Европейского Союза и Всемирной торговой организации.

    И все это ведет к Интернету 3.0 - только он менее всего будет похож на Интернет. Никакой открытости или гибкости. Контент - и, следовательно, культура, - лишатся адаптируемости и податливости. А ничтожно малая конфиденциальность, какую допускают сейчас сети, и вовсе испарится. О подобных опасностях в 1998 году Лоренс Лессиг предупреждал в основополагающем труде "Код и другие законы киберпространства". ". Лишь теперь мы начинаем понимать, что Лессиг был прав.

    Попытки регулирования породили гонку вооружений. Одна мысль о столь радикальных решениях вызвала немедленную реакцию сторонников анархических электронных коммуникаций. Всякий раз, когда режим выдает новый метод техноконтроля, какие-нибудь хакеры или "хактивисты" взламывают или уходят от него за несколько недель. Под контролем остаются только несведущие в технологиях - то есть подавляющее большинство.

    Случайный наблюдатель может удивиться тому, что важные конфликты протекают вне суда. В деле Napster встречались любопытные риторические повороты. Но в основном речь шла о классическом соучастии коммерческого сервиса в контрафакции. KaZaA немного интереснее: это распределенная компания, ее активы в нескольких юрисдикциях, а технология ограничивает регулирование деятельности клиентов. KaZaA может потерпеть крах, и останутся лишь абсолютно распределенные, добровольные сети - а именно, Gnutella и Freenet.

    Реальные конфликты развернутся вокруг железа, сетей и собственно медиа-продукции. А для здоровой публичной дискуссии и критики, касающихся взаимоотношений технологии и культуры, площадок, похоже, осталось немного.

    Тем временем, стратегии и структуры, ограничивающие p2p-коммуникации, также давят диссидентов, активистов и организации в нелиберальных контекстах - в деспотических, тоталитарных и авторитарных государствах. И потому p2p-системы вроде Freenet - зашифрованные, абсолютно анонимные и неуничтожимые, - важнейшие инструменты демократической деятельности в Саудовской Аравии, Зимбабве, Бирме, Китае и на Кубе.

    Уроки для общества

    Там, где отсутствует богатое, здоровое общество, следует поддерживать анархические коммуникационные методы. Там, где такое общество есть, следует честно, без всякой романтики, оценить, чего стоит такая анархия. И через общественные институты исправлять порожденные ею крайности.

    И все же надо признать, что бедные, хилые, хрупкие общества встречаются чаще богатых и здоровых. Нынешняя битва вокруг конфиденциальности, безопасности, слежки, цензуры и интеллектуальной собственности в Соединенных Штатах покажет, следует ли считать старейшую мировую демократию хилой или здоровой.

    Анархия - это радикальная демократия. Не лучшая разновидность демократии. Однако в качестве инструментария анархия может быть основным противоядием от тирании.


  • поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Клэй Ширки (Clay Shirky), Группа - сама себе злейший враг /21.07/
    Люди, работающие над социальным ПО, по духу ближе к политологам и экономистам, нежели к создателям компиляторов. Вроде бы и то, и другое - программирование, но если одним из динамических факторов в работе выступает группа людей, то практики совершенно различны.
    Мэтт Вебб (Matt Webb), Киберпространство как паратактическое множество /14.07/
    Киберпространство - все еще паратактическое множество. Это плохо: данное проявление виртуальных миров так усложнилось, что способно формировать мировоззрение, однако порабощено меньшинством, и одно лишь меньшинство способно его формировать.
    Эндрю Золли (Andrew Zolli), Пикселевидение: размышление /08.07/
    Последние 25 лет истории дизайна, архитектуры и инженерии во многом стали историей пикселей. Продукты восьмидесятых - квадратные, угловатые грани низкого разрешения. Покатые органические "шаротектуры" и текучие продукты девяностых могли появиться только позже, когда пиксели научились адекватно схватывать эти плавные кривые Безье.
    Кристофер Лайдон (Christopher Lydon), Бог блоггеров /01.07/
    Говоря об Интернете, о блогах, о техномагии, что заставляет нас общаться в открытой, всемирной сети всесторонней беседы, мы говорим фактически об эмерсоновских методах для фактически эмерсоновской деятельности. Начиная с электроники. "Придумайте мышеловку получше, - писал Эмерсон, - и мир протопчет дорогу к вашему дому". Вот мы и пришли.
    Дуглас Рашкофф (Douglas Rushkoff), Э: рецепт на культурное возрождение /25.06/
    Будто стремясь физически и эмпирически реализовать сетевую культуру киберпространства, молодые "белые воротнички" из Сан-Франциско разработали собственную версию электронно-музыкальных тусовок.
    предыдущая в начало следующая
    Шива Вайдхьянатан (Siva Vaidhyanathan)
    Шива Вайдхьянатан
    (SIVA VAIDHYANATHAN)

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки:





    Рассылка раздела 'Gateway' на Subscribe.ru