Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Gateway < Вы здесь
Хакеры по Аткинсу
Дата публикации:  9 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Salon.com

Перевод Линор Горалик

Кроме обычной роскоши последних инсайдерских сплетен о Red Hat, Suse и Debian, для тридцатипятилетнего Дэйва Сифрая (Dave Sifry) участие в LinuxWorld 2002 стало случаем познакомиться с новым хаком из области инженерии человеческого тела, набирающем популярность в среде программистов и прочих примкнувших к ним "ботаников". Сифрай, руководитель и один из основателей компании Sputnik, занятой развитием беспроводных сетей, с трудом узнал старого приятеля Кори Доктороу, неутомимого блоггера и писателя-фантаста, увидев его на конференции в Moscone Center, что в Сан-Франциско. "За время, что мы не видались, он успел сбросить вес по методике Аткинса - фунтов что-то 35 или даже 40, - так что выглядел совершенно переродившимся", - утверждает Сифрай, основатель сообщества Bay Area Linux Users и один из учредителей Linuxcare - старт-апа, созданного для техподдержки пользователей Linux. Но Доктороу, называющий себя "гиком новой формации", был не единственным похудевшим из технарей - завсегдатаев подобных конференций. Док Сирлс, один из авторов The Cluetrain Manifesto, благодаря системе низкоуглеводного питания тоже стал выглядеть стройней.

"Честно говоря, мне сперва эта идея показалась полной чушью, - говорит Сифрай, - как это так: ешь чизбургеров с беконом сколько хочешь и при этом теряешь вес? Звучит сомнительно. Но вид двух уважаемых мною людей, сделавших это, заставил меня задуматься". С той самой конференции LinuxWorld, где Сифрай подхватил низкоуглеводную заразу, он сбросил 70 фунтов, его давление упало на тридцать пунктов, а холестерин понизился. О своей еще не состоявшейся победе он говорит неохотно: "Не знаю, что будет через год", - но он рад, что обнаружил неожиданную лазейку в процессах собственного метаболизма.

"На конференциях мы постоянно встречаемся с теми, кто прежде был поупитанней, а теперь у них остался, скажем так, всего один подбородок, - говорит Сирлс, скинувший в прошлом году к началу октябрьского Linux Geek Cruise 25 фунтов и сумевший удержаться в своем новом теле. - Увидев Кори, я решил, что галлюцинирую: он стал похож на тощенького мальчика".

Попытка искать диетические советы на компьютерной конференции - вариант заведомо проигрышный и звучит дурной шуткой. Справедливо или нет, но "чокнутый компьютерщик" стал культурным стереотипом, олицетворяя современный вариант традиционного разлада души с телом: многие "ботаники" ведут "реальную" жизнь в виртуальном мире, а забытые хозяевами тела тем временем круглятся, притиснутые к монитору в какой-нибудь безликой комнатке. Премилое брюшко есть даже у священного пингвина, правящего всем, что связано с Linux.

Сегодня, когда низкоуглеводные диеты стали мэйнстримом, никто не видит ничего особенного в том, чтобы съесть гамбургер, не прикоснувшись к булочке, но эта метода привлекла особое внимание хакеров, программистов и других "слуг машины". Некоторые из них видят в такой диете умный "хак", хитрый алгоритм для того, чтобы заставить свое тело делать то, что нужно, - этаким способом перепрограммировать самого себя. Привыкшие подчинять своей воле компьютеры, программисты обнаружили, что низкоуглеводная диета позволяет получить такой же уровень контроля над собственным телом.

С начала семидесятых годов, когда ныне покойный доктор Аткинс предложил сбрасывать вес, отдавая предпочтение протеинам в виде гамбургеров и яиц и при этом избегая хлеба и макарон, консервативные диетологи осмеивали и подвергали нападкам его идею. Но Аткинс и другие приверженцы низкоуглеводного питания утверждали, что без притока сахара и углеводов, необходимых для получения жизненной энергии, тело вынуждено сжигать жиры. Фанатики, защищающие этот подход, выдвигают парадоксальный тезис: когда тело входит в режим сжигания жиров, худеющий может потреблять больше калорий, чем ему позволила бы низкокалорийная диета - и при этом все же терять вес.

Доктороу, сбросивший 75 фунтов в результате отказа от углеводов, считает, что увлечение его братии методами Аткинса обусловлено самой природой этих людей: "Прочти FAQ группы новостей alt.support.diet.low-carb и увидишь народ, атакующий свои тела так, как он атаковал бы логическую плату. Замените "большую скорость шины" на "метаболизм" - и получим чуть ли не FAQ по разгону процессора", - добавляет он, имея в виду популярную у "железячников" практику отладки процессоров, позволяющую повышать их скорость выше паспортной.

"Эта низкоуглеводная штука, ясное дело, такой же способ добиться контроля над метаболизмом, каким хакеры, кодеры и компьютерные маньяки перекраивают код и конфигурируют файлы, добиваясь стабильности работы машины", - заявляет в письме Шон Сосик-Хаммор, двадцатисемилетний системный администратор компании Pepper Computer, стартапа в области беспроводных сетей из Лексингтона, Массачусетс. Он утверждает, что сбросил более 100 фунтов благодаря диетическому "разгону", подробности о котором он оставил в своем блоге.

По словам Майка Годвина, адвоката по вопросам цифровых прав, отказом от углеводов скинувшего более 80 фунтов, "это же все равно что найти дыру в системе защиты собственного тела". Эти слова - цитата из Яна Гольдберга, который знает, о чем говорит, - среди хакеров Гольдберг известен взломом Netscape Navigator 1.1. Майк Годвин сел на низкоуглеводную диету еще в 1998 году, когда весил более 300 фунтов. Он утверждает, что "несколько опередил моду" на "низкоуглеводность", поскольку в те времена все диетики резали свой стейк на порции по три унции каждая и от жиров бежали как черт от ладана. Он было сделал попытку традиционной диеты, но обнаружил, что "поедание трав" - низкожировой режим последователей диетологов-гуру вроде Сьюзан Грасс - в его случае просто не работает. "Я совершенно готов к тому, что общеизвестное может оказаться неправдой, - говорит Годвин, - я знал о популярности Аткинса в 70-х. Я решил попробовать его мотодику именно потому, что она противоречила всему общепринятому".

Поболтайте с поклонниками низкоуглеводной диеты о их методах питания - и они быстро перейдут к теме кетоза - состояния, когда тело принуждено сжигать жировые запасы. В своих форумах эти люди обмениваются стратегиями скорейшего достижения кетоза, способами продлить его и выйти из этого состояния, как только настанет время, - все это обсуждается со всем рвением малолетних курильщиков конопли в поисках способа добиться идеальной укурки и растянуть эффект. Для сидящих на диете кетоз - версия нирваны, состояние, когда вес стабильно уменьшается, а тело вместо углеводов получает энергию от сжигания накопленных жиров.

"Аткинс демонстрирует связь между снижением количества углеводов и уменьшением жирового запаса, - говорит Сирлс. - С логической точки зрения это очень понятно. Технарям нравятся технические рекомендации, а Аткинсон предлагает им прекрасную техническую рекомендацию".

Но если поискать слово "кетоз" в словаре, а не на сайтах диетиков, то оно обнаружится в сочетании со всякими неприятными вещами вроде "патологии" и "истощения". Как ни странно, отрицательные ассоциации, связанные с этим понятием, делают его еще привлекательнее для хакеров, обожающих пользоваться нетривиальными методами для достижения своих целей. "Подлинное определение хакерства - поиск простого решения, при котором меняется предназначение вещей, - пишет Сосик-Хамор. - Кетоз не есть естественное состояние тела, потому-то и привлекательна сама мысль умышленно вогнать себя в кетоз, чтобы сбросить вес".

Тут есть еще и элемент субверсии. Иди путем низкоуглеводной диеты - и окажешь сопротивление истеблишменту диетологов, традиционной диетической мысли, основанной на пищевой пирамиде от USDA. Словом, сделаешь то, что делать, может быть, и не следует.

Конечно, если меньше есть и больше тренироваться, вес уменьшится, но если вам, как и многим другим, это не годится, то что толку в непререкаемом совершенстве теории? "Если это наука, то этой науке еще предстоит добиться результатов, потому что американские задницы с каждым годом становятся все толще, - говорит Доктороу. - Если предложить людям снизить потребление калорий и увеличить физические нагрузки, толку не будет. Все равно что жаловаться на тех, кто заводит себе плохие пароли". И вот что еще он говорит: "Хакерская этика не предусматривает обязательного инженерного образования или научных методов. Это инженерный подход, вывернутый наизнанку: иногда ты прав, а иногда нет, но все основано на эмпирике. Это своего рода низкоуглеводный подход, противоречащий стандартной мудрости правильного питания, ведущего к потере веса". Научные исследования, поддерживающие такой подход, стали проводиться совсем недавно, и пока что сохраняется ощущение непредсказуемости исхода таких экспериментов с собственным телом. "Может, в результате мы отрастим третью руку или ослепнем через двадцать лет, - усмехается Доктороу. - Вообще-то, предсказать трудно. Это хакерский подход в чистом виде - экспериментальная инженерия, а не наука".

Самый спорный аспект низкоуглеводной диеты, изучение которого только начинается, - это утверждение, что можно потреблять больше калорий, чем при низкокалорийной диете, и все-таки сбрасывать вес. Пользуясь инженерным жаргоном, - есть шанс, что тело может работать вне заданных проектных параметров, - так, чтобы сжигать больше жира.

"Я твердо уверен, что использованная Аткинсом низкоуглеводная система - прекрасный пример хакинга собственного тела, - пишет Сосик-Хамор. - Интенсивное снижение углеводов и тщательно выстроенная сбалансированная диета позволяет без риска довести тело до состояния кетоза и удалить жир из системы быстрее, чем при стандартном соотношении "1 фунт за 3500 калорий". При диете на всю катушку я могу есть от 3000 до 4000 калорий в день и терять до 4 фунтов в неделю".

А вот Сирлс предостерегает от слишком буквального восприятия хакерской метафоры. Он считает, что негативные аспекты разгона процессора не имеют параллелей в мире низкоуглеводного питания. "По-моему, в конечном итоге эта метафора подразумевает, что вы заставляете свое тело работать за пределами спецификаций, - говорит Сирлс, - ведь вашему телу задана определенная скорость, а его разгон, в сущности, заставляет вас выбирать между скоростью и перегревом. Фактически вы сжигаете определенное количество жиров, и в этом метафора вполне точна. Но она совершенно некорректна в отношении ущерба, грозящего телу. Она провоцирует предположение, что ваши действия, возможно, несут опасность. А я не думаю, что дело обстоит именно так". Годвин заходит еще дальше: "Может быть, в оригинальный проект было заложено именно это, а вовсе не потребление гор переработанных углеводов. Низкоуглеводная диета, возможно, и есть то, что нам изначально присуще, а вовсе не извращение или ошибка" (It might be a feature, not a bug).

Все же следует помнить, что, как бы ни была привлекательна метафора или алгоритм, - диета, как и программирование, - способ создавать то, что работает, а не следовать моднейшей из новых теорий.

"Мы не машины, - говорит Сирлс. - Иногда технарям удобно рассматривать свои тела в качестве машин, но в конце концов они докапываются до того, что подходит лично им, и никому другому".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Доналд Сэссун Donald Sassoon, Интервью с Карлом Марксом /02.11/
Манифест, шманифест! Я написал эту чертову штуку в феврале 1848 года, когда мне было меньше тридцати. Большинство моих научных работ было впереди. Манифест писался по поручению незначительной группы левых и, кроме того, второпях. Манифест отразил оптимизм тех неистовых дней. Мы считали, что можем все. Нами владело воображение.
Гэри Ривлин Gary Rivlin, Лидер свободного мира /24.10/
Как Линус Торвальдс стал добрым диктатором планеты Linux, самого большого в истории коллективного проекта (отрывки из статьи).
Кришна Бхарат (Krishna Bharat), GoogleNews - орудие демократии /13.10/
Мы в Google с самого начала были преданы идее объективности и не смогли бы принять чью-либо сторону, даже если бы захотели. К какому бы политическому лагерю человек ни принадлежал, ему важно знать мнение другой стороны. Честно говоря, робот не знает разницы между правыми и левыми - и хорошо, что не знает.
Джон Ф. Барнс (John F. Burns), Наш бизнес коррумпирован /06.10/
Наш бизнес коррумпирован. Нам нужно вернуться к истокам. Эту войну необходимо изучать и обсуждать. Частью этой войны стало, на мой взгляд, настоящее бегство от ответственности.
Стивен Вайнберг (Steven Weinberg), Спроектированная Вселенная? /29.09/
Некоторые физики склонны утверждать, что значения определенных природных констант удивительным образом подогнаны так, чтобы создалась возможность зарождения жизни. По их мнению, такая "подгонка" может быть объяснена только вмешательством "конструктора" с его особым отношением к теме жизни.
предыдущая в начало следующая
Кэтрин Мешковски (Katharine Mieszkowski)
Кэтрин Мешковски
(KATHARINE MIESZKOWSKI)

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Gateway' на Subscribe.ru