Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20001106_lankov.html

Интернет по-корейски
Андрей Ланьков

Дата публикации:  6 Ноября 2000

Несмотря на нынешний интернетовский бум, Сеть начала свое развитие в Корее довольно поздно. Примерно до 1995 года пользователей Интернета в стране было очень мало, хотя выход в виртуальное пространство уже тогда имели многие. В тот доисторический период основная масса корейского on-line населения пользовалась услугами местных сетей, в первую очередь - сети "Чхоллиан", принадлежавшей телекоммуникационной компании Dacom. Эта сеть к 1995-1996 годам была уже довольно развитой, стоила немного, но носила при этом сугубо национальный характер. За выход на просторы WWW надо было платить дополнительно, и обходилось тогда это удовольствие в немалую копеечку.

Ситуация изменилась около 1995 года, когда корейское правительство пришло к выводу о том, что Интернет является стратегически важной отраслью и, следовательно, нуждается в государственной поддержке - и юридической, и финансовой. В те времена едва ли основным лозунгом в стране была "глобализация" - всемерное встраивание Кореи в мировую экономику. Поэтому, наверное, ставка была сделана не на уже существовавшие национально-ограниченные сети, а на выход страны на просторы Большого Интернета. Интернет стал приоритетным направлением работы влиятельного Министерства информации и связи, причем результаты новой политики стали ощущаться очень быстро (во многом потому, что Министерство не столько произносило вдохновляющие речи, сколько делало вполне реальные инвестиции).

Корея - страна, во-первых, маленькая (500 км в длину, 250 км в ширину), во-вторых, богатая (душевой ВНП примерно 11 тыс. долларов), в-третьих, густонаселенная (около 450 чел./км - по плотности населения уступает только Бангладеш). Все это, а также высокоразвитая электронная промышленность и пристрастие корейцев ко всяким электронным штучкам делают эту страну идеально подходящим местом для бурного развития электронных коммуникаций в целом и Интернета - в частности. Статистика корейского рынка телекоммуникаций выглядит впечатляюще. На конец 2000 года в Корее на 46 млн. человек имелось 27 млн. сотовых телефонов и около 35 млн. компьютеров.

Со всем этим связана и первая особенность корейского Интернета - его "модерновость", высокая техническая оснащенность. Устаревшую технику корейцы выбрасывают с такой же беспощадностью, с какой они разбирают старые (то есть простоявшие больше 25 лет) дома и отправляют на переплавку старые (то есть проездившие больше 6 лет) автомобили. На конец августа 2000 года в Корее имелось 16,4 млн. пользователей Интернета - без малого половина всего взрослого населения страны (см.: http://stat.nic.or.kr/public_html/iuser.html). Практически это означает, что к Интернету подключено подавляющее большинство корейских семей. По данным проведенного в сентябре 2000 года исследования, среднестатистический корейский пользователь находился on-line 15 часов в месяц, и посещал за месяц 82 сайта - самые высокие показатели в Азии (см.: http://www.kisdi.re.kr/itref/view.html?id=6664&db=kis06new). Япония осталась далеко позади (вообще говоря, в стране Восходящего солнца по каким-то причинам Интернет не особо развит). Во многом такая активность вызвана большой популярностью в Корее интернетовского радио- и, особенно, телевещания, о чем речь пойдет ниже.

Главное событие последних месяцев - массовый переход со старого доброго dial-up на выделенные скоростные линии (от 256K и выше). Переход этот активно поддерживается и во многом субсидируется государством. На середину октября более 3 млн. корейцев были пользователями выделенных линий (в основном кабельных и ADSL). Большинство новых многоквартирных домов сейчас вводится в эксплуатацию с собственной сетью LAN (local area network), которая очень облегчает подключение к скоростному Интернету. Как ожидается, в январе-феврале 2001 года число индивидуальных пользователей выделенных линий достигнет 4 млн. человек. Чтобы процесс и дальше шел такими же темпами, в будущем году Министерство информации и связи собирается инвестировать на развитие скоростного Интернета 250 млн. долл. государственных средств (Чосон Ильбо, 10 октября 2000 года). В то время как в других странах высокоскоростные линии, как правило, доступны только организациям или же отдельным интернет-озабоченным индивидам с особо толстым кошельком, в Корее выделенный доступ - в порядке вещей. В начале октября, оказавшись в заштатном райцентре Осане, где я в свое время провел два не худших года своей жизни, я обнаружил, что, судя по рекламным плакатам, в этом населенном пункте с населением в 60 тыс. человек идет ожесточенная конкурентная борьба двух (!) провайдеров выделенного (кабельного) доступа.

Главная причина популярности Интернета - его дешевизна. "Обычный" неограниченный доступ через телефонный аналоговый модем стоит примерно 7-10 долларов в месяц, выделенная высокоскоростная линия - примерно 20-30 долларов. Чтобы не быть голословным, привожу текущие расценки крупнейшего провайдера "Чхоллиан" (см. здесь): телефонное подключение с неограниченным доступом - 9 долл. в месяц, "детская служба" с доступом только к специально отобранным сайтам - 5 долл. в месяц, выделенная линия в помещениях с LAN - 6 долл. в месяц (установка - за отдельные деньги, в зависимости от сложности работ). Увы, "Чхоллиан" не предоставляет услуг ADSL (упрощенно: высокоскоростная линия, которая обеспечивает постоянный выделенный доступ через телефон, не мешая, вдобавок, по нему трепаться). Поэтому пришлось обратиться за справкой на сайт его главного конкурента - государственной компании "Хангук тхонсин", которая такие услуги предоставляет. Там линия ADSL стоит 25 долл. в месяц (плюс 28 долл. разово за установку), и за эти деньги компания обещает скорости на download до 1,5M, на upload - до 256K. Если кому-то такие скорости кажутся черепашьими, то за повышенную плату (аж 34 долл. в месяц) их можно довести до 8M и 640K, соответственно. Для справки: среднемесячная зарплата в стране - примерно 2000 долл.

Распространенность выделенных линий, а также высокое качество связи по обычным телефонным линиям означает, что дизайнеры корейских веб-сайтов не слишком заботятся о времени загрузки своих творений, щедро пользуются мультипликацией и, вообще, средствами мультимедиа. Из-за этого, кстати, многими корейскими сайтами из-за границы пользоваться не очень удобно: они рассчитаны на весьма большие скорости. Другая особенность - быстрый рост компьютерного телевещания и прочего мультимедиа. По данным статистики, корейские пользователи проводят в программах мультимедиа в 3 раза больше времени, чем, скажем, американцы. В Сети вещают все "обычные" корейские телестанции, а также специализированные интернетовские телестанции, которых в конце октября 2000 года было более тысячи. По данным на апрель 2000 года, 43% станций вели бесплатное вещание, еще 3% станций были платными. Среди последних преобладают те, что специализируются на порнографии или же на деловых новостях (оно и понятно: как за порок, так и за возможность зарабатывать деньги надо платить). Большинство же - 54% - интернетовских телестанций Кореи выбрали схему "бесплатного членства". При этой схеме потенциальный абонент должен сначала зарегистрироваться, но сама эта регистрация ничего ему не стоит и никаких дополнительных обязательств на него не накладывает. Для станции регистрация имеет смысл потому, что дает ей довольно точные сведения о структуре аудитории (возраст, пол, образование, иногда - примерный уровень доходов), а эти сведения, в свою очередь, делают станцию особо привлекательной для рекламодателей.

На конец сентября было зарегистрировано полмиллиона (точнее, 501 534) домена с расширением .kr - примерно по одному на каждые 100 корейцев (см.: http://webzine.nic.or.kr/doc/2000_11/nic_e/stat/domain.html). Ежемесячно регистрируется примерно 15-20 тыс. новых доменов и "умирает" примерно 10-15 тыс., так что в последние несколько месяцев рост количества доменов сравнительно невелик. Похоже, сейчас достигнута некая "точка насыщения". Впрочем, это и понятно: куда уж дальше. В последние пару лет веб-адрес стал появляться в рекламных объявлениях практически всех корейских фирм, в том числе и самых мелких. Порою кажется, что даже тетушка Ким, торгующая на углу жареными цыплятами, не может больше обходиться без веб-сайта, на котором желающие могут прочесть все о самой тетушке, ее цыплятах и ее забегаловке (пример подобного цыплячьего сайта).

Веб-адрес в рекламе встречается, пожалуй, чаще обычного почтового адреса, что и понятно: система обычных адресов в Корее настолько запутана, что найти здание, зная лишь его адрес, невозможно в принципе (порою кажется, что систему адресов в Корее создавала местная контрразведка с единственной целью - сбивать с толку севернокорейских агентов). По каким-то причинам веб-адрес часто красуется на вывеске заведения рядом с его названием. Есть ли в этом практический смысл - сказать не берусь, но такова уж нынешняя мода...

В августе 2000 года Корейский центр интернетовской информации провел обследование социального состава и on-line'овых привычек корейских пользователей (есть английская версия). По данным этого исследования, женщины составляют 42,3% пользователей (год назад - только 33,1%). Основная масса пользователей сосредоточена в Большом Сеуле, в который входит как собственно Сеул, так и прилегающая к нему провинция Кёнги. 59,4% имеют высшее образование, причем среди студентов вузов Сетью регулярно пользуются 95%.

Впрочем, хватит о технологии и социологии, время поговорить о содержательной части. Поскольку Корея - одна из самых "интернетизированных" стран мира, говорить об этой самой содержательной части непросто - слишком уж она разнообразна (501 тыс. доменов с расширением .kr, напоминаю). Понятно, что основную массу веб-сайтов составляют бесчисленные "хомяки" семиклассников, впервые дорвавшихся до компьютера. Однако свои веб-сайты есть практически у всех фирм и организаций. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев язык корейских сайтов - корейский. К счастью, жизнь существенно облегчает наличие стандартной кодировки (легко выставляется в Internet Explorer'e при условии, что сами фонты были загружены при установке программы). Организации посолиднее, как правило, дублируют свои сайты по-английски, хотя этот английский в большинстве случаев довольно невразумителен.

Итак, краткий обзор полумиллиона корейских сайтов. Начнем со СМИ. Все газеты и журналы имеют свои сайты, причем доступ к архивам - бесплатный. По сайтам телестанций идет прямая трансляция, хотя для того, чтобы толком насладиться очередным корейским сериалом, надо иметь пресловутую выделенную линию. Помимо сепаратных сайтов отдельных газет и журналов, существует и общекорейский архив публикаций (имеет английское название Korean Integrated News Database System), который поддерживается Корейским институтом прессы. В этой базе данных есть все публикации 16 центральных и 23 местных газет, а также 9 еженедельников (корейские вариации на тему "Ньюсуик" и "Тайм") за период 1990-2000 годов. При поиске по ключевым словам система выдает все статьи, в которых данные ключевые слова содержатся, вне зависимости от того, в каком издании эти статьи появились. Поиск стремительный, доступ бесплатный и даже без регистрации. Одна проблема - надо знать корейский язык и иметь соответствующий софт для введения текста на оном языке (достать его можно, например, здесь). Для тех, кто корейского пока не выучил, можно пользоваться небольшим отделом англоязычных изданий (2 ежедневные газеты). Если вы хотите смотреть текст "вживую" и наслаждаться свежими новостями о конфликте в руководстве "Самсунга" или похождениях очередной северокорейской разведгруппы, то сайты англоязычных газет - здесь, здесь и здесь. А вообще-то, корейский учить надо...

Свои основательные сайты (чаще всего - частично дублированные на английском) имеют все государственные учреждения - начиная с Голубого Дома (совсем не то, что вы подумали, - так называется резиденция корейского президента, а вовсе не штаб-квартира местной лиги сексуальных меньшинств) и Национального Управления Разведки и кончая Президентской комиссией по делам женщин. Среди официальных сайтов особо любопытен сайт Статистического управления, на котором имеется исключительно интересная база данных по корейской и мировой экономике - KOSIS. База существует в двух вариантах - корейском и английском (последний - несколько меньше), доступна после регистрации, но работает только через telnet очень медленно и плохо, если работает вообще. Экономистам, однако, стоит поднабраться терпения и попытаться туда залезть.

Поскольку Интернет в Корее стал частью мэйнстрима, эпоха всяческих интересных on-line маргиналов и оригиналов давно прошла. Они также существуют, но именно как маргиналы - где-то на обочине. Впрочем, Сеть велика - места в ней хватит всем. Героями же нынешнего корейского Интернета являются бизнесмены, деятели e-commerce, которые делают в виртуальном пространстве вполне реальные деньги. В 2000 году, по предварительным оценкам, оборот виртуальной торговли в Корее составил 1,2 млрд. долларов, а к 2004 году он вырастет до 35 млрд. Другое быстро растущее и вызывающее массовый интерес направление - использование Сети для образовательных целей. Образование, символом которого является диплом престижного университета, - это в Корее очень серьезно, и папы с мамами готовы разориться, но подготовить ребенка к университетским экзаменам.

Есть ли в Корее русскоязычные сайты? А в России - корееязычные? Как ни странно, их чуть ли не дюжина, хотя сложно сказать, относятся ли они к корейской или русской сети. Впрочем, вопрос этот запутанный, а мы - люди простые, философских вопросов чурающиеся. Российские сайты в основном создаются на добровольной основе находящимися сейчас в Корее россиянами. Упомяну три из них. Во-первых, это сайт выходящей в Сеуле русской газеты "Сеульский Вестник", на котором ее редактор Женя Штефан помещает избранные материалы газеты и текущую хронику корейской жизни. Во-вторых, два сайта наших инженеров, которые сейчас работают в Корее, - "Впечатления от Кореи" Лени Чечурина (в основном - интересные личные заметки и фото) и сайт Роланда Чанишвили под колоритным названием "Заметки о Корее в чукотском стиле" (и любопытные личные заметки Роланда, и статьи других авторов, а также ссылки). С другой стороны, есть и корееязычные сайты в России. Во многом они являются зеркальными копиями русских сайтов в Корее. На русских сайтах говорят на корейские и околокорейские темы те русские, что по долгу службы или по семейным обстоятельствам оказались в Стране Утренней Свежести, а тем временем на корейских сайтах общаются на российские темы те корейцы, что живут в России. Кстати, это - почти сплошь южнокорейские "экспатриаты", так как русско-советские корейцы редко владеют корейским языком в достаточной степени. Хороший пример - это сайт KoRu, который отражает интересы тех южнокорейских студентов, служащих и бизнесменов, которые сейчас учатся и работают в Москве. Экзотичность обоих языков защищает все эти сайты лучше любых паролей, так что дискуссия идет вполне свободная ("чужие здесь не ходят"). И русским, и корейцам достается временами, но в целом народ чаще всего приходит к выводу, сформулированному в форуме KoRu одним корейцем (или скорее, судя по нику, кореянкой): "Россия - она такая. Пока в ней живешь - и трудно, и хочется смотаться, а как уедешь - все о ней думаешь и все тянет назад".

Ограничения и цензура? Есть две области, которые вызывают у корейских властей беспокойство: порнография и Северная Корея. По поводу порнографии особо говорить не приходится. Корея - страна конфуцианская и, следовательно, внешне весьма пуританская. Власти накладывают определенные ограничения на материалы эротического свойства на сайтах корейских провайдеров, но это не мешает десятку интернетовских телестанций вести трансляцию программ "только для взрослых" (например, здесь: http://www.25tv.net - но только если вы готовы заплатить за удовольствие). Вдобавок, пользователи могут в свое удовольствие разглядывать "веселые картинки" на сайтах зарубежного базирования. Временами власти и/или "возмущенная общественность" пытаются как-то покончить с этим безобразием, но пока успехи на этом поприще остаются весьма скромными. Северная Корея - это куда серьезней. Вот уже полвека на Юге действует запрет на любые несанкционированные контакты с КНДР. Поэтому "компетентные органы" изо всех сил стремятся препятствовать посещению северокорейских сайтов южанами. Зачем это делается - не совсем понятно: ведь содержание и оформление северокорейских сайтов, на мой взгляд, таковы, что они сами по себе являются великолепной контрпропагандой. Пять минут чтения такого сайта способны излечить нормального человека от любых прочучхейских иллюзий, даже если они у него каким-то непонятным образом появились.

Строго говоря, севернокорейских сайтов как таковых в природе просто не существует. Правда, Великий Вождь, Солнце Нации, Всепобеждающий Маршал Ким Чжон Ир, провожая Мадлен Олбрайт в обратный путь, попросил ее e-mail. Однако, возможно, что он просто пошутил, ведь Великий Вождь - вообще большой шутник (не верите - спросите у В.В.Путина). В КНДР доступ к Интернету имеет только узкий круг высших чиновников, а для среднего северокорейца недостижимой мечтой остается старый добрый телефон. Все сайты, которые распространяют севернокорейскую пропаганду, располагаются за границей, в основном - в Японии. Наибольшей известностью пользуется находящийся там корейско-японско-английский сайт севернокорейского телеграфного агентства ЦТАК - тамошнего ТАСС, а также сайт англоязычной газеты, которую в Японии издает пропхеньянская организация местных этнических корейцев.

Что же дальше? С технологией все более-менее ясно: все большие скорости, большие объемы, через пару лет - выделенная линия в каждом доме. Что с содержательной частью - вопрос сложнее. Похоже, что основное направление на настоящий момент - это электронная коммерция во всех ее видах. Большие суммы выделяются Минсвязи на развитие электронных книг (тем более, что в стране с относительно развитыми представлениями о копирайте и дешевыми бумажными книгами так и не нашлось своего Максима Мошкова). Наконец, активно занимаются в Корее развитием разнообразных баз данных всего и вся. Впрочем, и дальше в корейской Сети будет находиться место самым разным людям: и поклонникам поп-группы "Со Тхэчжи-ва адыль" (121 сайт, в том числе http://taiji.hitel.net), и местным фоменкоствующим ультранационалистам, убеждающим себя и весь мир в том, что всеми своими достижениями мировая цивилизация обязана корейцам и что Корее должны принадлежать пол-Китая и пол-Сибири (пара десятков сайтов, в том числе http://www.dangoon21.net), и вполне безобидным любителям комнатных собачек (310 сайтов, в том числе http://www.101puppy.co.kr).


От редактора:
В виде дополнения - еще три сайта в домене .kr, имеющих отношение к России.

Окно в Корею - обширный и часто обновляющийся сайт Игоря Дедера, включающий рецепты приготовления кимчхи и музыкальную страничку.

Русский язык и литература в Сеульском национальном университете. Три профессора, полный курс.

Autobank: "Мы молоды, честолюбивы и с нашей стороны мы готовы приложить любые усилия для совместного и удачного процветания нашего с вами бизнеса".