Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20010820_z_k_r.html

Вес Интернета в KG
Максим Кан, Мурат Рахимов, Виктор Захарченко

Дата публикации:  20 Августа 2001

Россияне часто заблуждаются, полагая, что только их сетевой сегмент хорошо исследован на просторах постсоветского пространства. Оказывается, по сходному с российским сценарию был описан и Интернет в Кыргызстане. Исследование численности пользователей в Кыргызстане было проведено в конце 2000 г. по инициативе проекта Kyrgyzstan Development Gateway совместными усилиями общественного фонда "Информационное Содействие" и исследовательско-консалтингового агентства М-Вектор. Материалы исследования, сопровождаемые описанием положения дел в Кырнете, и составят основу этого материала.

В развитии национального Интернета можно выделить несколько значимых этапов. Таковыми являются функционирование электронной почты, появление собственной интернет-связи и официальная регистрация домена.

История компьютерных сетей в Кыргызстане берет свое начало в 1991 году, когда в г. Бишкеке был создан узел телекоммуникационной сети "Ала-Тоо", обслуживавший около 20 абонентов. В мае 1992 года официальный статус узла сети RELCOM получил абонент сети - "Имфико", который к концу 1992 года обслуживал уже около 50 своих абонентов, пересылая информацию через российские сети. В 1994 году были созданы две компании, которые и являются сегодня крупнейшими провайдерами на территории Кыргызской Республики.

Совместное государственно-частное предприятие "ЭлКат" было создано в 1994 г. на базе узла ИМФИКО сети "Relcom" для реализации проекта по созданию национальной сети Кыргызстана. "ЭлКат" обеспечивал передачу электронной почты на территории Кыргызстана, связь со странами СНГ, а с 1995 года предоставляет полный набор интернет-услуг.

Телекоммуникационное предприятие АЗИЯИНФО создано в 1994 году как кыргызское отделение сети ИНФОТЕЛ для предоставления услуг по передаче по протоколу Х.25.

В 1995 году на рынок сетевых услуг вышла еще одна компания - Трансфер Лтд.

В этом же году, а именно 25 июля, был официально зарегистрирован и домен .kg. Регистрацию доменов осуществляет провайдер Азия-Инфо, получивший в мае 1997 г. право делегирования домена первого уровня KG в Кыргызстане. Хотя и по сегодняшний день отсутствует законодательный акт, регламентирующий работу регистратора.

В 1995-1997 годах в Кыргызстане был реализован Первый Телекоммуникационный проект (ПТП) по реконструкции телекоммуникационной сети республики. Финансирование этого проекта было обеспечено выделением целевого льготного кредита ВБ и ЕБРР на сумму около 30 миллионов долларов США. В 1997 г. претерпел значительные изменения модемный парк как провайдеров, так и пользователей. Модемы с быстродействием ниже 19,2 кбит/с были заменены на более быстрые средства связи.

Для обеспечения доступа к Интернету во всех регионах республики используется Общенациональная Сеть Передачи Данных (ОСПД), которая фактически представляет собой сеть Frame Relay, охватывающую все областные и районные административные единицы республики. На сегодняшний день к IXP КТ уже подключено 8 интернет-провайдеров из 11-ти, работающих в Кыргызской Республике. Лидирующее положение на рынке интернет-услуг занимают ЭлКат (1,5 Мб/с) и Азия-Инфо (1,5 Мб/с). Кроме коммерческих провайдеров на рынке интернет-услуг Кыргызстана действуют два некоммерческих провайдера - KyrNet, созданный Soros Foundation, и FreeNet, спонсируемый IREX. Они обеспечивают доступ в Интернет неправительственным организациям, учебным и научным заведениям и средствам массовой информации.

Теперь же поговорим о результатах исследования. Его целью было выявление количественных характеристик Кырнета и выявления некоторых социальных особенностей национального пользователя. Оценивать количество киргизов, пользующихся Интернетом, тяжело. Исследование показало те разграничения, которые отделяют, например, ядро (52,7 тысяч человек) от максимальной аудитории (105,4 тысячи человек, или 10,6% жителей крупных городов республик). Плюсом можно смело назвать факт возрастания ядра пользователей в 25 раз за последние пять лет. Более ярким показателем может выступить цифра, оценивающая количество киргизов, живущих без Интернета. Таких на сегодня 4,58 млн. человек, или 94,5% от общего населения страны.

Существует несколько причин такого высокого процента несетевых киргизов. 9,8% граждан не могут позволить себе уделять больше внимания сетевой жизни из-за высоких цен. С усилением конкуренции на рынке услуг, тарифы стали резко снижаться. По сравнению с 1994 г. стоимость услуг почасового доступа сократилась в 5,5 раз, стоимость неограниченного доступа упала в четыре раза за два года. Однако тарифы еще высоки и по сравнению с мировыми показателями, и по соотношению с уровнем доходов населения. Сегодня средний кыргызский житель на всю свою среднюю зарплату может позволить себе 27 часов работы в Интернете.

Недостаток времени не дает возможность приобщиться к Интернету еще 20,5% потенциальных пользователей. А на отсутствие компьютера и возможности его приобрести сослались 22,6% опрошенных кыргызов. Что говорить, если даже компьютерный парк органов власти на 90% состоит из техники, полученной посредством кредитов и грантов.

Главным препятствием к увеличению кыргызского представительства в Сети (31,5%) выступает отсутствие интереса к Интернету, как явлению. Это демонстрирует пробелы в работе обучающих организаций страны и недостатки политики государства в области интернет-грамотности.

Киргизские политики пока игнорируют Интернет и компьютеры в целом. Принято лишь три закона относительно рынка информационных технологий, есть несколько статей в Уголовном Кодексе республики, предусматривающих ответственность за противоправное копирование (пиратство) и модификацию компьютерной информации.

В Сети можно найти сайты 19 киргизских министерств, государственных агентств и комитетов (67% от общего числа). Но только два из них, www.law.gov.kg/ и www.gov.kg регулярно обновляются (публикация нормативных документов, официальной хроники).

Если рассматривать некоторые социальные характеристики пользовательского портрета в Кырнете, то здесь просматривается доминирование мужского представительства (45,5% на 24,5% у женщин). Основной возрастной категорией (45,3%) выступают пользователи 15-25 лет - молодежь особенно активно осваивает Интернет.

Географически больше всего пользователей (92%) сосредоточено в Бишкеке, что обусловлено нахождением здесь 9 из 11 провайдеров республики и более высоким уровнем жизни в столице. Опрос 2000 года показал отсутствие пользователей в сельской местности - очень хочется надеяться на позитивные сдвиги в этом направлении. Что касается социального статуса, то чаще всего пользователями Интернета оказываются люди с высшим образованием (60,3%) и зарплатой в 20-40 долларов (22,6%); интересно сравнить последний показатель с данными последнего российского исследования пользовательского рынка.

Если уж так детально затронут вопрос личности кыргызского пользователя, то нужно раскрыть и ситуацию вокруг внимания различных сфер экономики страны к Интернету. Наиболее полно представлены в Сети банковские структуры (100%) и авиаагентства (90%). 67% информационных агентств в Сети - показатель относительно невысокий, особенно если учесть, что Интернет сегодня необходим журналистам как воздух.

Чаще всего (43,1%) кыргызы отправляются в Интернет за получением необходимой им информации. Информационный голод они предпочитают утолять обычно с помощью российских ресурсов (48,7%). Местные же сетевые проекты уступают в популярности даже англоязычным (24,7% против 30,4%).

Отвечая на вопрос о предпочтениях среди сайтов вообще, кыргызы распределили свои симпатии следующим образом:
- поисковые серверы: Yahoo.com - 18.9%, Rambler.ru - 12.3%, Aport.ru - 7.1%, www.elcat.kg - 6.6%, Яndex.ru - 6.3%
- информационные сайты: http://www.toktom.kg - 5.1%, lenta.ru - 2.3%
- серверы, предоставляющие бесплатные услуги электронной почты: 21.0% пользователей.

Общее количество ресурсов в зоне .kg сегодня перевалило за тысячу. Наиболее полно ресурсы Кыргызстана представлены рейтинговой системой Тор100. Остановимся на некоторых лидерах этого рейтинга более подробно.

Лидируют службы электронной почты. Несмотря на высокую популярность в этой области бесплатных зарубежных интернет-сервисов, аналогичные службы занимают ведущие позиции и в национальном рейтинге.

Клиентами www.netmail.kg являются 3.9% местных пользователей. Еще 2,1% пользователей отдают предпочтение службе www.hotmail.kg с интерфейсом на английском языке. Из развлекательных ресурсов впереди www.chat.elcat.kg.

Информационные ресурсы тоже пока уступают в популярности российским проектам и ресурсам дальнего зарубежья. Семь кыргызских сайтов производят рассылку информационных материалов по электронной почте (www.times.kg, www.dialog.kg, www.kind.net.kg, www.toktom.kg, www.law.gov.kg, www.internews.kg, www.undp.kg), из них 2 осуществляют эти услуги за плату.

Анализируя возможность получения прибылей посредством электронной коммерции, следует отметить развитие онлайновой рекламы. По данным компании MNT Consulting, за 10 месяцев 2000 г. в Кыргызстане было проведено 20 масштабных рекламных кампаний. Стоимость месячного размещения баннера на самых посещаемых сайтах обходится примерно в $30. 17,9% местных компаний уже воспользовались услугами рекламы в Сети в той или иной форме. Препятствием здесь является низкий уровень развития баннерных систем, что не позволяет в достаточно полной мере анализировать рынок. Из проектов электронной коммерции в Кырнете представляют интерес сайты www.supermarket.kg, www.oshbazaar.com, www.tumar.ok.kg, diesel.elcat.kg, www.price.kg. На базе портала www.gateway.kg планируется создать современный центр электронной коммерции с возможностью электронных расчетов.

Основу коммерческих предложений в Кырнете составляют продукты (49%), книги и компакт-диски (40%), компьютерная и бытовая техника (8%). Единственно возможным способом оплаты покупок в кыргызских интернет-магазинах является оплата наличными курьеру, что говорит о неразвитости систем электронных платежей в Кыргызстане. И это - несмотря на стопроцентное представительство местных банков в Интернете.

Основным препятствием развития электронной коммерции является слабая законодательная база. Именно из-за этого 25% компаний используют Сеть для поиска партнеров с возможностью оффлайнового взаимодействия. Такое неосознание компаниями возможностей Интернета для продвижения своего бизнеса накладывает негативный отпечаток на перспективы е-коммерции в Кырнете. При этом 52.1% пользователей Интернета не видят необходимости в услугах электронной коммерции. Такая узость внутреннего рынка заставляет создателей коммерческих проектов поглядывать на рынок иностранный. Здесь же камнем преткновения становится невыгодное географическое положение республики (отсутствие выхода к морю и удаленность от крупных торговых магистралей). Поэтому компаниям приходится больше внимания уделять уникальности предлагаемых товаров с неповторимым национальным колоритом.

Проблемы в развитии Кырнета существует, но местный сегмент сети обладает одной чертой, способной резко ускорить его развитие. Одним из первых шагов в решении любой проблемы является четкое понимание ее сути. В Кыргызстане проведено достаточно глубокое и полное исследования рынка пользователей. Поскольку именно на пользователя нацелено развитие любого сетевого сегмента, то это - очень важный шаг. Основываясь на результатах исследования можно строить вполне реальные маркетинговые схемы развития рынка интернет-услуг в республике.