Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / ГлобусНет < Вы здесь
Интернет с плохой о™еткой
Дата публикации:  17 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Точно говорить о тот, что тот или иной сетевой национальный сегмент развит лучше или хуже, конечно, нельзя. У каждого есть свои преимущества и недостатки, делающие невозможным объективное сравнение. Но абсолютно точно можно сказать, что дела с Интернетом в Туркменистане обстоят плохо.

Этому способствовал ряд причин, повлиявших на ход событий в разной мере. Все же вместе взятые они и создали такое странное и причудливое явление, как туркменский Интернет.

Начало Интернету в Туркменистане, как и во многих других постсоветских странах, положила научная организация. Академия наук республики еще в 1992 году установила первый доступ к глобальной сети. Все это происходило в содружестве с Калифорнийским университетом Сан-Диего. Первая выделенная линия шла из Академии наук в Обнинск, а оттуда - в Сан-Диего. Главной ее целью было обеспечить обмен данными сейсмических наблюдений. В 1993-1994 годах была построена и запущена телесейсмическая станция ABKT недалеко от Ашхабада, данные с которой по радиоканалу передавались в Ашхабад (проект IDA/IRIS), а оттуда по выделенной линии - в Сан-Диего. Именно ученые, преследуя чисто практические цели, и начали продвигать интернет-технологии в Туркменистане.

Но нет ничего вечного. Распад Академии привел к тому, что государственный "Телеком" стал единственной организацией, которая могла закрепить Интернет хотя бы на завоеванных рубежах. В 1997 году MCI предоставил "Телекому" бесплатное оборудование для канала связи 128 кбт, через который был организован доступ в США.

В 1998 году канал был расширен до 256 кбт, начали появляться коммерческие пользователи (рост от 100 пользователей в 1997 до 800-900 в 1998). Одновременно Ашхабадский экологический клуб получил грант от Фонда Сороса - там начала создаваться в 1995-1996 годах система электронной почты коммутируемым соединением в Москву.

На этой основе возникло ТОО "Ариана" - первый серьезный коммерческий провайдер в Туркменистане. Первые его шаги были направлены только на предоставление электронной почты и не очень быстрого доступа в Интернет. Вся система коммерческого предоставления интернет-услуг начинала строиться на пустом месте - без соответствующего законодательства, без хорошего оборудования. Особенно актуален был первый пункт - тормозили дело очень высокие налоги и боязнь что-то нарушить (настолько неурегулирован был вопрос законодательно). К этому добавилась и неконвертируемость местной валюты, что значительно усложнило работу с зарубежными партнерами.

Но несмотря на все трудности финансового и технического характера, удалось организовать первые выделенные доступы - для Туркмено-Турецкого университета (1998) , для Американского центра (1999), для Института транспорта и связи, для Каунтри парк консорциума НПО (1999), для МBLа (2000), для Туркменефтегаза (2000).

В большинстве случаев подключение и покупка оборудования финансировались со стороны. В 1998 году был организован доступ для фирмы Sibling&Technologes, где и был организован первый бесплатный хостинг для всех серверов в зоне .tm. Сейчас этот ресурс, как и некоторые другие из приведенного выше списка, отключен.

К началу 2000 года в Телекоме (полное название: Научно-технический центр ГКЭ "Туркментелеком") было уже около 1000 клиентов, примерно столько же было у негосударственной "Арианы". На рынке в это время функционировала и фирма "Сиблинг" (лицензия с 1995 года), но она ориентировалась на хостинг и информационные базы.

В 1999 году был принят закон о лицензировании. Как ни странно, но под его действие не попала связь. Поэтому в специальном постановлении по связи (февраль 2000 года), где был опубликован список лицензируемых видов деятельности, не было такого пункта как "интернет" (или "телематические услуги").

Вообще запрос на лицензирование по предоставлению интернет-услуг подала в тот момент только "Ариана". Но главные события только близились. Уже в феврале по инициативе Минсвязи начался пересмотр этой области - Ариана сумела добиться продления своей лицензии в конце 1999 года и получила подтверждение ее в феврале 2000 года.

В апреле 2000 был подписан контракт Минсвязи с китайской фирмой ZTE на поставку современной интернет-станции на 1200 дайлап-каналов. Это дало возможность увеличить скорость соединения и обслуживать до 3000 клиентов в день.

В связи с таким пополнением парка оборудования часть его была перенесена в Туркменбаши (Красноводск).

После этого начались события, отголоски которых дошли и до Рунета. В мае 2000 года сверху начали давить на "Ариану". Давление выражалось в требовании отключить канал под тем предлогом, что он не удовлетворяет техусловиям. Негосударственный провайдер долго продолжал сопротивление, в первом полугодии собственными силами он сумел организовать свой собственный канал на WSAT технологии (128 кбт) и получить кредит на оплату от Банка реконструкции и развития. Но в итоге у "Арианы" просто отобрали лицензию в связи с якобы имеющимся несоответствием отчетных документов. Хотя нигде ранее о подобных требованиях не говорилось: похоже, что велась обычная травля. После отзыва лицензии у "Арианы" ей отключили все телефоны.

Что же туркмены имеют сегодня? Минсвязи является полноправным владельцем всех компаний - Телекома, АшГТС и других. Само же министерство выдает лицензии и разрешения, то есть полностью регулирует в исключительном порядке весь рынок интернет-услуг (если это можно так теперь называть).

Сложнее для Минсвязи (или того, кто за всем этим стоит) обстоял вопрос с другим коммерческим провайдером - "Сиблингом". Здесь не имелось черной кассы (без которой деятельность "Арианы" была бы просто немыслимой). Но это бы не стало препятствием. Главное - на сервере "Сиблинга" были размещены страницы Института демократии и прав человека при президенте, а также первая электронная газета туркменского информационного агентства. Здесь же размещалась и вся образовательная зона edu.tm, DNS для всех зон под tm (местных) - то есть весь местный информационный Интернет. Но и для "Сиблинга" борьба с госмонополией кончилась плохо. В конечном итоге сохранили только газету. По прямому указанию министра Керкавова (несмотря на все договорные обязательства) были отключены телефоны и выделенная линия, соответственно, все ресурсы стали недоступными.

Такое бедственное положение не прошло незамеченным в сетевом мире. Об этом говорили информационные агентства и в России, и в Азии, призывая спасти туркменский Интернет. Те же вездесущие "Репортеры без границ" назвали Туркменистан в числе тех стран, где свобода Интернета (как хотите, так это и понимайте) серьезно зажимается органами власти.

В 2001 году ситуация не изменилась в лучшую сторону (повсеместно звучат слова радости по поводу того, что она не стала хуже). Все, что было сделано на самом первом этапе, приостановлено в развитии или свернуто (в лучшем случае - сохранилось на прежнем уровне). В этом же году доступ через MCI (формально он как бы есть) был прекращен, сейчас доступ организован через Глобал Ван (посредством фиктивно существующей на Кипре компании). Не до конца понятны механизмы взаимодействия "Телекома" и этой компании (очень похоже на обычное отмывание денег).

Сегодня интернет в Туркменистане (доступ) - это станция Dialup доступа фирмы ZTE на 180 линий соединения с каналом в 512 кбт через Global One (Кипр) на Россию (роутеры 7000 и 5000 серий CISCO - на весь Туркменистан). Единственный (и абсолютно неповторимый) провайдер интернет-услуг - ГКЭ "Туркментелеком". Почти нелегально существуют еще два доступа - так называемые интернет-кафе фирмы "Импаш КСТ" (турецкая контора) и ресторана "Флорида" (владелец неизвестен), где цены за час пользования колеблются в диапазоне от 10 до 20 долларов.

Пару слов об этих самых ценах. В качестве справки: официальный курс маната к доллару 5200 манат за доллар.Стоимость одной минуты - 200 манат в дневное время и 100 манат ночью и выходные праздничные дни. Абонентская плата (независимо от времени пользования) - 120 000 манат в месяц, подключение 120 000 манат. Оплата телефонов и времени пользования берется отдельно ГТС по их тарифам.

Выделенная линия (учтите, что только с собственным оборудованием) на 64 кбт - 6000000 манат в месяц (для тех, кому лень делить - более тысячи долларов по официальному курсу). Хотя на раннем этапе нормального развития (все, конечно, относительно), эта сумма составляла 1300000 манат в месяц. Аренда линии оплачивается отдельно ГТС по их тарифам.

Понижения цен на услуги не предвидится, скорее наоборот. Это результат закрытия всех негосударственных провайдеров. Говоря о кубинском Интернете, мы пытались показать, как тесно здесь Сеть переплетена с политикой Острова свободы. В Туркменистане тоже существует тесная взаимосвязь, но отличается она от кубинской кардинально. В Туркменистане власти просто не придают никакого значения развитию Интернета (что подтверждено отсутствием нормальной законодательной базы).

Правительственных ресурсов практически нет - формально существуют редко обновляемые "Пресс-курьер Туркменбаши" и сайты www.telecom.tm и www.mct.gov.tm - вернее то, что от них осталось. Власти не пытаются использовать сеть для популяризации своих идей (аудитория слишком мала, да и идеи лучше не популяризировать).

Сейчас официальное количество пользователей (даже и не знаем, о какой аудитории говорить, наверное, о максимальной) около 1500. В это число входят и частные лица, и конторы с паролями, через которые могут работать несколько человек. Но из 1500 "пользователей" реально работают 1200.

Немного о социальном разрезе. 20% составляют госслужащие. 70% - работники фирм с иностранным капиталом. 10% приходится на частный сектор. Как правило, это те, кто имеет отношение к тем же инофирмам. Такой вот пользовательский рынок сформировался благодаря мудрой политике "Телекома" (вернее, ее полному отсутствию). У закрытой (хочется написать "задавленной") "Арианы" 70% составлял частный сектор и 30% - инофирмы.

При таком низком уровне клиентского спроса не приходится говорить о популярности местных ресурсов. Не будет преувеличением сказать, что туркменский веб дышит с трудом. И при этом - на ладан. Вследствие цензурного контроля, новостной ценности эти ресурсы не представляют, да и доступ к ним не так прост. Но все же назовем те сайты в зоне .tm, куда любят заглядывать туркмены: www.ittu.edu.tm, http://www.ttm.edu.tm, www.iatp.edu.tm, www.tmpress.gov.tm. Это - из тех, что хостятся "дома". Из России вещают www.sibnet.tm и www.argach.asb.tm.

Надо еще упомянуть вскользь о том, что сам домен верхнего уровня .tm в период больших надежд многими рассматривался как хорошее подспорье для известных торговых марок (™), но дело застопорилось. Судя по положению дел, это так и останется в прошлом.

Сайты в этой самой зоне "торговых марок" в основном на русском (99 процентов населения знают русский язык). 1-2 процента - на английском, менее процента - на турецком. Сайтов на туркменском языке просто нет. Хотя глава постоянного представительства ООН в Ашхабаде Йенс Вандел во время недавней встречи с президентом Туркменистана вручил Сапармурату Ниязову (извините, Туркменбаши) "код программного обеспечения использования туркменского языка в Интернете" (что это означает, не очень понятно, но звучит серьезно). Местное Представительство программы развития ООН имеет свой канал доступа и постоянно сообщает о создании ресурсов на туркменском языке, но пока ни один проект не реализован. Дальше разговоров и траты денег дела не идут. Стараются местные НПО, но они тоже стеснены в действиях (и стараются их не афишировать). Неуместно вообще говорить о сетевых информационных проектах Туркменистана - здесь основным ресурсом является зарубежный: www.turkmenistan.ru.

Вообще туркмены чаще всего обращаются к российским ресурсам. Это относится как к поисковым системам, так и сервисам. 95% всех пользователей "Телекома" работают с российскими почтовыми службами www.imail.ru и www.mail.ru (в целом 95% - российские, 5% - дальнего зарубежья). Остается без должного внимания доморощенный проект www.mail.online.tm. Наверное, только туркмены в Сети уделяют такое большое внимание программам телепередач. Объясняется это просто: местное телевидение почти никто не смотрит, поэтому у всех (кто может себе это позволить) спутниковые тарелки. А официально программы телепередач российских каналов здесь не печатаются.

Есть ли перспективы у туркменского сетевого сегмента? Перспективы есть всегда, по крайней мере, чиновники не перестают об этом говорить. В Сети можно найти и гораздо более оптимистическую, чем наша, картину перспектив развития рынка интернет-услуг в Туркменистане.

Но с нашей точки зрения, светлое пятно в туркменском Интерненете пока только одно - само его существование. Удается сохранить то, что сделано на энтузиазме первой волны интернетчиков. Но этого так мало на фоне всей грязи - отключения провайдеров, законодательной неразберихи, запущенности компьютерного парка - что говорить о светлом будущем как-то странно. Света в конце туннеля не видать. Слава Богу, хоть туннель пока имеется.

***

Автор приносит свою глубочайшую благодарность зарубежным коллегам, консультировавшим его в процессе подготовки материала.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Захарченко, Интернет3 /10.09/
Кубинцы сегодня на перепутье. Их власти решают, как правильно поступить с Интернетом: позволить кубинцам свободно пользоваться информацией из Сети, понизив тарифы и сняв архаичные ограничения, или же оградить от "неправильной" информации умы сограждан, обрекая их на информационную изоляцию от современного мира.
Виктор Захарченко, Сингапурский тигр готовится к прыжку /31.08/
По данным исследований, каждый третий подросток в Сингапуре имеет признаки интернет-наркомании, похожая ситуация и среди взрослого населения. Но личные проблемы неуравновешенных трудящихся Востока - это их личные проблемы. Гораздо более серьезная беда в том, что в Сингапуре регулированием Интернета пытается вплотную заниматься государство.
Максим Кан, Мурат Рахимов, Виктор Захарченко, Вес Интернета в KG /20.08/
Как правило, пользователи Интернета в Киргизии - люди с высшим образованием и зарплатой в 20-40 $. Информационный голод они предпочитают утолять чаще всего с помощью российских ресурсов. Местные же сетевые проекты уступают в популярности даже англоязычным.
Виктор Захарченко, КавкAZ: Баку на проводе /11.08/
В зоне .az имеется по крайней мере шесть поисковых систем и практически отсутствуют порносайты.
Виктор Захарченко, Таджикский Интернет: в ожидании перемен /08.08/
Программное обеспечение в республике пиратское почти на 100%. Комплектующие ввозятся мелкими партиями из Москвы и арабских стран. Провайдеры занимаются самыми разнообразными полезными вещами (например, продажей компьютерной техники), иногда забывая о прямых обязанностях. Зато почти все они открыли свои интернет-кафе (вернее интернет-чайханы) в Душанбе.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'ГлобусНет' на Subscribe.ru