Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / ГлобусНет < Вы здесь
Не только дикие обезьяны: бразильский Интернет на марше
Дата публикации:  24 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Бразильский Интернет многие склонны называть самым перспективным в регионе. Это обусловлено успехами электронной коммерции в стране.

А ведь все начиналось с прозаического желания руководства страны посредством Интернета повлиять на катастрофическую безграмотность бразильского населения. Во многом именно система образования стала отправной точкой бразильского Интернета.

Еще в 1988 Бразилия приобрела доступ к системе bitnet (использовалась академическими учреждениями для передачи данных на принципах электронной почты). Такой академический старт был поддержан на государственном уровне.

Количественный и качественный рост бразильского сетевого сегмента стал результатом общественных и частных инициатив. В 1989 Министерство науки и технологии и Национальный Научно-исследовательский совет организовали Национальную научно-исследовательскую Сеть (RNP - Rede Nacional de Pesquisa). Эта организация стала отправной точкой всех бразильских сетей.

В нее со временем влились государственные структуры (Министерство науки, технологии и связи), неправительственные агентства (IBASE и Alternex), государственные предприятия (EMBRATEL, TELEBRAS). Все это было бы невозможным без участия локальных телефонных компаний и без интереса первых инвесторов, в качестве которых выступили IBM и UNISYS.

В 1991 первые узлы доступа в Интернет были установлены в Национальной библиотеке информатики и Федеральном Университете Рио-де-Жанейро. Уже в начале 1995 года RNP обслуживала приблизительно 50 000 пользователей и связывала свыше 500 учреждений через 7 000 серверов. Но при таких ярких показателях темным пятном оставалось качество доступа. Требовался технологический и финансовый прыжок, на что государственных инициатив было уже недостаточно.

До 1995 основное внимание уделялось университетскому использованию Интернета. Лишь в конце 1994 года появилась возможность для получения доступа в Интернет извне университетского сообщества. Главными причинами стали рост числа компьютеров и повышающийся спрос на интернет-услуги в стране. Тем не менее, в 1994 единственный доступ к WWW для бразильцев, не имеющих отношения к высшей школе, осуществлялся лишь через неправительственную организацию IBASE и поставщика интернет-услуг Alternex. На первых порах существовали пункты общественного доступа в Интернет (да они и сегодня имеются) в библиотеках, газетных киосках, общественных и частных агентствах.

Лишь в декабре 1994 года внимание на интернет-услуги обратил государственный EMBRATEL. Организация пообещала все сетевое пространство Бразилии взять под свой контроль, предоставив возможность получения интернет-услуг всем слоям населения. Но создание EMBRANET вызвало немало протестов антимонополистов, сетующих на подавление других организаций. В числе обиженных оказались RNP, Alternex и государственные поставщики инетрент-услуг RedeRio и Rede Bahia. Нашлось много сторонников и у негосударственного предоставления услуг, среди которых выступили и инвесторы в лице UNISYS, IBM, и ATT.

Была создана специальная государственная структура, призванная контролировать развитие Интернета в Бразилии, - CGIB. В этот комитет вошли представители всех организаций-родоначальников Интернета в Бразилии. Главное внимание в то время уделялось связи между государственными и частными поставщиками интернет-услуг. На первом месте стояло обеспечение доступа к глобальным ресурсам для Вузов и коммерческих организаций. И, конечно же, важное место занимал вопрос разработки физической инфраструктуры сетей в Бразилии. CGIB сделала очень много для организации негосударственного рынка интернет-доступа. С помощью общественных пунктов шло приобщение к использованию электронной почты, новостных групп, а затем и самого веба. Кроме того, представители университетских интересов в CGIB добились улучшения качества доступа в университетах всей страны. Была заложена возможность дистанционного обучения через сеть.

В декабре 1999 Bradesco Bank, один из самых значительных финансовых институтов Бразилии, создал бесплатный интернет-сервис. Пытаясь не отставать, онлайновые банки и ведущие провайдеры Terra Networks и UOL поспешили присоединиться к рынку бесплатных инетрент-услуг. К ним примкнул и ряд независимых компаний.

Однако рынок интернет-рекламы оказался не так велик, чтобы поддерживать его участников посредством предоставления бесплатных услуг. Согласно данным исследований, в Бразилии на онлайновую рекламу уходит около 64% ($80 миллионов) от суммы денег, которую тратят все заказчики Латинской Америки.

Это еще не означает полную смерть бесплатного Интернета в Бразилии. Есть два пути преодоления этого кризиса. Во-первых, пользователи от погорельцев перейдут к оставшимся участникам рынка, удержав тех на плаву. Во-вторых, если даже и будет сниматься определенная плата за интернет-услуги, то это может снизить время, проведенное в сети, но никак не количество (если говорить о значительном уменьшении) пользователей.

Сейчас же на рынке интернет-провайдеров Бразилии властвует Universo On Line. Сфера его интересов охватывает и близлежащие страны, обеспечивая общее число подписчиков в 760 000 человек. Очень сильны позиции на рынке интернет-услуг Бразилии и у подразделения такого монстра, как America On Line. С 250 000 юзеров он - на втором месте в стране.

По прогнозам количество пользователей с 2000 по 2004 возрастет от 3,91 до 16,42 миллионов. Более наглядной представляется этот прогноз в процентном отношении ко всему бразильскому населению - с 3,1% доля пользователей возрастет до 12,3%. При этом на Бразилию приходится 40% пользователей всей Латинской Америки.

Сегодня число бразильских юзеров уже перевалило за 9 миллионов. Обладателями компьютеров является четверть жителей страны (из них 75% имеют доступ к Интернету). При этом еще 25% населения собираются приобретать компьютеры. Из них целью иметь доступ в Сеть ставят себе 68,8%.

Такие цифры (количество потенциальных пользователей) не выглядят простой бравадой в свете правительственной программы по продаже "народных компьютеров". Планируется инвестировать около 400 млн. долларов в программу развития Интернета в Бразилии. Задумано строительство интернет-терминалов для общественного доступа в сеть во всех городах с населением выше 600 тыс. человек.

Социальный статус бразильских пользователей определяется следующими цифрами:
постоянные работники 38,3%;
временные работники 16,2%;
вольнонаемные 9,6%;
безработные 3,8%;
домохозяйки 4,9%;
студенты 22,0%.

Согласно исследованию Media Metrix, среди пользователей в Бразилии преобладают те, кто подключился к Сети один (27.1%), два (27,7%) или три года назад (23,7%).

Первое же фундаментальное исследование пользователей в Бразилии проводилось еще в 1997 году (на основе опороса 18 000 респондентов) компанией Cade?/IBOPE.

Оно выявило тенденции, сохраняющиеся и по сей день. 24% бразильских пользователей занимают руководящие должности. Наиболее объемно представлены среди пользователей такие области деятельности, как информационные технологии (22 процента), государственная служба (7 процентов) и сфера услуг (6 процентов). Из опрошенных студентов-пользователей только 4% заявили, что избрали образование как сферу своей деятельности.

Среди предпочтений бразильских пользователей в первую очередь следует упомянуть об их страшной любви ко всяким сетевым сервисам. Бразильцы доминируют в регионе по количеству пользователей ICQ, CJB Net, HpG, Passport, Real и V3.

Среди любимых сайтов бразильских пользователей, конечно, оказались всемирно известные ресурсы (AltaVista.com, CJB.net, ICQ.com, Lycos.com, Microsoft.com, MSN.com). Среди доморощенных любимцев лидируют сайты провайдеров, переросшие в порталы - www.IG.com.br, www.UOL.com.br (отметим, что популярностью пользуется и португальский портал www.TerraVista.pt). Отдельно здесь следует назвать, наверное, лучшую поисковую систему в бразильском Интернете - www.BOL.com.br. Из медиа, представленных в сети, наиболее популярен ресурс самой читаемой газеты в Бразилии - www.Globo.com.

Не обделяют своим вниманием Интернет и другие традиционные СМИ. Первые станции, вещающие в режиме RealAudio, отобрали некоторую часть слушателей чрезвычайно популярного в Бразилии радио. Rede Globo, самая большая телевизионная сеть Бразилии ввела 24-часовую службу новостей, подобную CNN. В сети представлены журналы и газеты, популярные в Бразилии.

Официальная Бразилия также представлена в Интернете. Здесь можно найти информацию о работе половины министерств, президента и законодательных органов власти. Государственные сайты содержат информацию и статистические данные о деятельности министерств, списки сотрудников с контактной информацией. На страничках присутствуют интерактивные элементы для общения с пользователями.

Бразильские власти не ограничиваются принятием директив и постановлений, регулирующих отношения на рынке интернет-услуг. Именно Бразилия является ярким представителем нового направления в электронной коммерции по схеме "бизнес-правительство" (B2G). К 2004 г. бразильское правительство планирует осуществлять все свои закупки через Сеть, не только затем, чтобы снизить расходы, но и чтобы сделать их более прозрачными.

Бразилию сегодня называют одним из самых перспективных рынков электронных продаж. Прибыли от B2B-транзакций должны значительно возрасти в ближайшие годы. Это обусловлено перенесением бразильскими компаниями своих операций в Сеть. Темпы зависят от скорости осознания компаниями прибыльности такого смещения акцентов. B2B-сегмент в Бразилии составляет 68% от общего объема электронной коммерции в регионе и почти 55% от общего дохода в 2000 г.

eMarketer предсказывает невероятный рост в бразильской электронной коммерции B2B, чей доходный бюджет взлетит с $1,95 млрд. в 2000 г. до около $35 млрд. в 2004. По данным бразильского экспертного агентства Symnetics, продажи промышленной продукции составляют сейчас 70% на рынке B2B, в то время как услуги, включая MRO (техническая поддержка, ресурсы, операции) и логистику, составляют около 30% B2B-транзакций.

На бразильском онлайновом банковском рынке лидером является государственный банк Banco do Brasil: через него проходит транзакций на сумму в 93 млн. долл. На втором месте находится Banco Itau с результатом в 87 млн. долл., а на третьем Bradesco - 66 млн. долларов.

Не все, конечно, так светло и безоблачно в бразильском интернете. Страну тоже захлестнула волна упавших доткомов. Первым стала компания по предоставлению бесплатного доступа www.super11.net. Причем причиной не была плохая работа сервиса (напротив, уже имелось 900 000 подписчиков). Просто инвесторы решили прекратить финансирование. Это явление типично для бразильского сетевого сегмента, где большинство инвесторов представляют иностранный капитал (в первую очередь, это компании из Испании, США и Португалии).

Еще одной проблемой стал энергетический кризис этого года. Пользователям ничего не остается, как подчиниться требованиям правительства и сократить потребление электроэнергии, что предполагает сокращение доступа к Интернету. Но это мало влияет на темпы роста числа пользователей в стране.

Бразильский Интернет прочно занял место интернет-лидера в регионе. Успехи в электронной коммерции и высокие (по сравнению с соседями) темпы роста количества пользователей позволяют с уверенностью говорить о сохранении этих позиций. Продвижение же Бразилии в мировом масштабе во многом будет зависеть от того, насколько быстро инвесторы вернуться на интернет-рынок Бразилии после отголосков первой волны умерших доткомов. Ведь именно иностранный капитал сегодня определяет лицо бразильского сетевого сегмента.

Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала бразильскому украинцу Ивану Ляшенко.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Захарченко, Интернет с плохой о™еткой /17.09/
Официальное количество пользователей в Туркмении - около 1500, из которых реально работают 1200. Сайтов на туркменском языке просто нет. Не будет преувеличением сказать, что туркменский веб дышит с трудом. И при этом - на ладан.
Виктор Захарченко, Интернет3 /10.09/
Кубинцы сегодня на перепутье. Их власти решают, как правильно поступить с Интернетом: позволить кубинцам свободно пользоваться информацией из Сети, понизив тарифы и сняв архаичные ограничения, или же оградить от "неправильной" информации умы сограждан, обрекая их на информационную изоляцию от современного мира.
Виктор Захарченко, Сингапурский тигр готовится к прыжку /31.08/
По данным исследований, каждый третий подросток в Сингапуре имеет признаки интернет-наркомании, похожая ситуация и среди взрослого населения. Но личные проблемы неуравновешенных трудящихся Востока - это их личные проблемы. Гораздо более серьезная беда в том, что в Сингапуре регулированием Интернета пытается вплотную заниматься государство.
Максим Кан, Мурат Рахимов, Виктор Захарченко, Вес Интернета в KG /20.08/
Как правило, пользователи Интернета в Киргизии - люди с высшим образованием и зарплатой в 20-40 $. Информационный голод они предпочитают утолять чаще всего с помощью российских ресурсов. Местные же сетевые проекты уступают в популярности даже англоязычным.
Виктор Захарченко, КавкAZ: Баку на проводе /11.08/
В зоне .az имеется по крайней мере шесть поисковых систем и практически отсутствуют порносайты.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'ГлобусНет' на Subscribe.ru