Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20011119.html

Боливару не вынести интернет?
Виктор Захарченко

Дата публикации:  19 Ноября 2001

Боливия по техническим характеристикам в области коммуникаций далека от лидирующих позиций в латиноамериканском регионе. Со своими показателями плотности телефонных линий (6,9 на 100 человек), количества мобильных телефонов (2,7) и персональных компьютеров (0,75) она отстает от Бразилии, Чили и Мексики. Перуанцев боливийцы опережают по обеим телефонным характеристикам, но в два раза проигрывают им в "компьютерном отношении".

Приблизительно 600 000 граждан Боливии имеют персональные компьютеры. Большинство из них - жители Ла-Паса (одной из двух столиц страны). За пределами столицы получение доступа в интернет - если и реальный, то весьма сложный процесс. Объясняется это неразберихой на рынке провайдеров, которая должна разрешиться в этом месяце.

На телекоммуникационном рынке страны самым значимым событием последнего десятилетия стало приобретение итальянской Stet International местного телекоммуникационного гиганта ENTEL в 1995 году. Покупка, обошедшаяся итальянцам в 610 миллионов долларов (кстати, другой половиной акций гиганта владеют все боливийцы через сеть пенсионных банков), стала поворотным пунктом в развитии боливийского сетевого сегмента и рынка телекоммуникаций страны. ENTEL владеет монополией на международную связь в Боливии, обеспечивая ее соответствие международным стандартам. Связь в самой стране распределена между частными операторами, которые обладают льготами до ноября нынешнего года.

Между частными операторами и ENTEL пока нет тождества в качестве услуг. Телекоммуникационный спрут, поддерживаемый итальянскими инвестициями, сумел модернизировать свою технологическую базу, чего коммерческие операторы/провайдеры сделать не сумели. Три самых крупных коммерческих оператора в стране - COTAS, COMTECO и COTEL (в Санта Круз, Кочабамбе и Ла Пасе, соответственно) управляют почти 85% локальной телефонной связи страны. На сегодня два первых из них совместно с ENTEL (COTEL не является провайдером) определяют положение на рынке интернет-услуг страны. Всего же в Боливии сегодня функционируют около двух десятков поставщиков интернет-услуг.

Интернет в Боливии развивается во многом благодаря руководству страны, которое считает, что именно он должен способствовать повышению общего уровня грамотности населения. По последним данным (1998) в Боливии грамотность среди взрослых составляет 84,4%, а среди молодежи - 95,4%. Но проблема в том, что уровень образования в стране очень низок, и понятие "грамотен" по-боливийски очень отличается от общепризнанных норм. Более красноречивым показателем здесь являются всего четыре процента ВНП, которые расходуются на сферу образования в Боливии. Если сравнить с Бразилией (51%), Мексикой (49%) или Перу (29%), то становится ясно, почему страна считается самой отсталой в регионе по большинству экономических и социальных показателей.

В связи с таким катастрофическим положением Центр Развития Образования вместе с руководством страны и другими государственными организациями намерены использовать интернет для улучшения ситуации в образовательной сфере. В этом вопросе им помогают и многие западные компании, имеющие свои интересы в регионе. Так, Microsoft, как водится, обладает лицензией на поставки оборудования и ПО в школы.

Образование образованием, но без инвестиций в технологический сектор интернета в Боливии не видать. Совсем недавно Lucent Technologies установила у боливийского оператора ENTEL систему биллинга Lucent Arbor/BP для услуг передачи данных и доступа в интернет. Установка мультисервисного программного обеспечения реального времени заняла всего 4 месяца. Вторая фаза проекта, биллинг местной и дальней телефонной связи, будет реализована до конца текущего года.

Нужно отметить, что отношения на рынке интернет-услуг Боливии сильно отличаются от положения в соседних странах. Дело в том, что местные провайдеры не имеют права устанавливать свои собственные международные соединения. Для выхода "в свет" нужно арендовать линии у лицензированных операторов связи, о которых упоминалось выше. Такое положение уничтожает в зародыше все попытки к созданию конкуренции.

Регулятор всех отношений на рынке интернет-услуг страны - Superintendencia de Telecomunicaciones (SITTEL) пока мало что может предпринять до истечения сроков монополии ENTEL и коммерческих операторов телефонной связи.

Это не единственное препятствие к нормальному развитию интернета в стране. Очень важен экономический фактор. Не будем забывать, что Боливия вторая (после Гаити) по бедности страна в регионе.

Еще одним показателем интернет-активности боливийцев может служить количество хостов (0,0114 на сто человек). Это не самый низкий показатель в регионе, но этого явно недостаточно для того, чтобы говорить о потенциале боливийского рынка интернет-коммерции. На фоне этой мрачной картины 380 000 пользователей в Боливии (что составляет 4,5% общего населения страны) - довольно неплохой показатель. Из них только 95 тысяч составляют официальные подписчики провайдеров. Здесь свою позитивную роль играют интернет-кафе. Они размещены не только в крупных городах, но и в отдаленных регионах страны, что позволяет максимально охватить всю территорию страны интернет-доступом.

Что касается предпочтений пользователей, то нужно отметить, что боливийцы просто влюблены в бесплатные почтовые сервисы. Перспективы же электронной коммерции пока выглядят весьма туманно. Причин несколько. Главные среди них - слабое развитие транспортной и почтовой систем, элементарное отсутствие денег у пользователей и плохое понимание возможностей интернета потенциальными продавцами в самой Боливии . В стране существуют около 100 доткомов, объединенных порталом www.boliviabiz.com. Большинство из них (31%) продают статистическую информацию. 22% осуществляют брокерские услуги, 19% распространяют платные рассылки. Полным циклом транзакций на сегодня могут похвастаться лишь 2% боливийских электронных компаний.

Поскольку Боливия считается страной прекрасных гор (боливийцев нередко называют самым "высоким" народом в мире), особое место среди коммерческих проектов местного веба составляют туристические сайты. В интернете представлены ведущие боливийские отели. Их сайты являются составляющими мощного бизнес-портала www.bolivianet.com.

Из-за слабого экономического развития Боливия не может играть определяющую роль в развитии е-коммерции в регионе. А правила, диктуемые той же Бразилией, неприемлемы для боливийского интернет-сектора. Но даже такие жесткие условия существования не помешали Боливии выйти на второе место по объему электронных сделок с США вслед за Аргентиной.

Скажем несколько слов о ресурсах биливийского интернета. Боливийский домен .bo был зарегистрирован еще в 1991 году, но использоваться начал только в 1995. Парадоксальная ситуация возникает с регистрацией сайтов в боливийской доменной зоне. Стоимость домена в подзоне (например, dot.bo) обойдется в 100 долларов, тогда как в зоне .com - всего в 35. На сегодня в последней находится около 2500 боливийских сайтов. Боливийский веб имеет свою отличительную черту - огромное количество порталов самой разнообразной тематики. Так, боливийские печатные СМИ обзавелись собственным представительством в сети - www.sipiapa.org.

Мы привыкли воспринимать порталы как нечто более глобальное. Портал должен обладать функцией поиска, службой бесплатной почты и прочими сервисами. Среди подобных ресурсов у боливийцев есть любимцы. Кроме названных медийного и бизнес- порталов следует назвать общеболивийский портал-каталог Bolivia Web. Это, пожалуй, наиболее полный каталог боливийских ресурсов, имеющий популярное развлекательное приложение. Другой местный авторитет - портал Вolivian, созданный не так давно на зарубежные инвестиции, но уже успевший завоевать популярность. Еще один популярный каталог - Вolnet.

Среди специфических порталов, представляющих ресурсы бизнес-направленности, отметим два. Проект Camara Nacional de Industrias de Bolivia вобрал в себя все ресурсы, имеющие отношение к электронной коммерции Боливии. Сайт Pro Bolivia ориентирован на традиционную экономику.

Еще одним популярным ресурсом боливийского интернета является почтовый сервис BoliviaMail, имеющий множество версий, в том числе и русскую. К сожалению, на момент написания материала сервис был в стадии реконструкции.

Несомненно, особо популярен интернет в боливийских вузах. Все они имеют собственные сайты, кроме того, функционируют несколько университетских сетей, объединение которых является первоочередной задачей Министерства образования. Правда, нельзя не отметить, что большинство ресурсов просто ужасны как по техническому, так и по контентному содержанию.

Мы начали рассказ о боливийском интернете с повествования об образовательных проблемах, ими же и заканчиваем. Именно образование (вернее, его бедственное состояние) способно подтолкнуть все остальные составляющие боливийского общества к идее развития интернет-технологий.

Ноябрь 2001 года - знаменательное время для боливийского интернета. Именно в этом месяце заканчивается срок действия монополии ENTEL и частных операторов на услуги связи. Демонополизация рынка должна дать новый толчок к развитию интернета в Боливии. Лишь бы направление было выбрано правильно.