Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20011126.html

Высокогорный интернет
Виктор Захарченко

Дата публикации:  26 Ноября 2001

Интернет пришел в Непал в 1995 году с появлением первых коммерческих провайдеров, предоставлявших своим подписчикам только dialup - доступ и услуги электронной почты, которая в Непале появилась несколько раньше, - в 1993 году.

В первые годы функционирования частных поставщиков интернет приносил намного меньшую прибыль, нежели традиционные услуги - телефон и факс, являющиеся и посегодня в Непале предметом роскоши.

В том же 1995 году в Непале появился и первый англоязычный сайт www.south-asia.com. Местная же доменная зона .NP (зарегистрированная 25 января 1995) была отдана на администрирование провайдеру Mercantile Communication. Почти два года интернет-услуги находились в подвешенном состоянии. И лишь в 1997 году прошло первое лицензирование провайдеров, что сразу же вызвало рост их числа.

В 1999 году в стране действовало 13 поставщиков интернет-услуг, охватывающих до 10 000 подписчиков. При этом общее число интернет-пользователей в стране оценивалось в 50 000, что объясняется поиском альтернативных путей доступа в интернет, - провайдеры своих подписчиков не баловали ни качеством, ни ценами.

Дисбаланс между зарегистрированными и неофициальными пользователями был вызван еще и тем, что до 1998 года провайдерам можно было иметь выход на международный уровень только посредством сетей государственной NTC, которая, к тому же, очень дорого оценивала свои услуги. Но в 98-м Национальное Управление по телекоммуникациям (NTA) разрешило коммерческим провайдерам иметь прямую международную связь. Ведущие частные поставщики интернет-услуг сразу же перешли на использование VSAT-технологий, что резко повысило конкуренцию на рынке и, как следствие, привело к снижению цен на сами услуги.

Пять лет, что отделяют Непал от даты рождения местного интернета, газета Kathmandu Post назвала годами "веб-безумия". За это время непальский интернет разросся от единственного ресурса до тысяч сайтов. Среди них и общепризнанные во всем регионе и любимые туристами порталы NepalNews.com, AahaNepal.com, NepalOnline.net и Travel-Nepal.com.

Налицо стремление к дифференциации ресурсов по типу аудитории. Появились яркие ресурсы, предназначенные специально для подростков. Причем, есть отдельные проекты для мальчиков (Girlfriend.com.np) и для девочек (Boyfriend.com.np). Эти проекты полностью отвечают обычным требованиям, предъявляемым к молодежным ресурсам - куча сервисов и адресов для переписки.

В Непале имеется несколько каталогов ресурсов, но не все они обладают четкой структурой и поисковым механизмом. Наиболее полным считается каталог на портале NepalNet. Это, наверное, самый старый из ныне популярных проектов, посвященных развитию интернета в стране. Не менее популярен и другой каталог непальских сайтов - NepalYellowPage.net. К сожалению, функции поиска на обоих каталогах оставляют желать лучшего. Намного перспективнее в этом отношении выглядит поисковая система NepalSearch.com. Помимо названных ресурсов в непальском вебе существуют порталы коммерческих сайтов, представляющие собой ворота в местную электронную коммерцию. И eNepal.com, и HimalMag.com рассказывают посетителям об успехах непальских компаний на рынке электронной торговли услугами и товарами.

Есть в Непале и портал для маленьких компаний, пытающихся также использовать интернет для расширения своего офлайнового бизнеса. Еще 13 декабря 2000 года правительство издало указ, стимулирующий интеграцию малых и средних компаний в интернет. Специально для этих целей корпорация Industrial Development запустила проект SMEcenter.com. Ресурс на сегодня очень востребован, - менее половины местных компаний имеют представительство в сети.

Среди проектов информационной направленности выделяются портал www.catmandoo.com и онлайновая версия популярнейшего непальского издания NepalNews.

Есть в Непале и бесплатные почтовые службы - ITnepal.com и ITNTI.com.

Вырисовывается чуть ли не идеальная картина всесторонне развитого веб-представительства Непала. Но непальский интернет не стоит рассматривать лишь через розовые очки. Главная проблема, которая накладывает отпечаток на все сферы жизни непальского общества - непрекращающаяся гражданская война между маоистами и войсками правительства, унесшая более 2 000 жизней за последние четыре года, - является намного более важным вопросом для страны, нежели развитие интернет-технологий. Но даже здесь непальцы умудряются использовать интернет (в содружестве с зарубежными коллегами). Так, группа ученых Гарвардского университета разрабатывает проект по использованию Паутины, как платформы для разрешения противоречий между партизанскими группировками и властями.

Решение этого вопроса важно для развития всей экономики страны и IT-сектора, в частности. Его развитием на государственном уровне занимается Компьютерная Ассоциация Непала. В ее планах - выход государства на мировой интернет-рынок.

К концу года Непал, по предварительным оценкам, будет иметь уже 100 000 пользователей в более чем 10 городах. Большинство из них пользуются услугами двух провайдеров Mercantile Communication и WorldLink. Кроме них, из оставшихся десяти других поставщиков интернет-услуг, активно действуют на рынке Capital Online, Everest Net, Himalayan Online и Nepal Telecom.

В двух самых крупных городах страны функционируют киберкафе. В Катманду их 50, в Похаре - 20. Цены на доступ в них идентичны - в пределах доллара за час.

Два ведущих провайдера задают тон и в приобщении образовательной сферы к интернету. Mercantile Communication является инициатором первого в Непале центра онлайнового образования CyberLearningNepal.com. WorldLink, в свою очередь, выступил с инициативой создания компании Saraswati, ставящей своей задачей объединение 150 непальских школ в единую сеть www.nepalschools.org, подключенную к интернету. Стремятся в интернет и непальские вузы во главе с крупнейшим в стране Трибуванским университетом

.

Все это разработки направлены скорее в будущее, ведь для страны, пребывающей в стадии непрерывной гражданской войны, проблемы бедности и неграмотности остаются камнем преткновения для интеграции интернета в сферу образования. В Непале грамотность населения составляет лишь 55%, при этом знанием английского языка могут похвастаться лишь 2% непальцев. Это накладывает очень заметный отпечаток на развитие местного веба - то, что привлекательно для зарубежных партнеров, просто непонятно местным жителям. Существуют, как водится, и серьезные проблемы стандартизации местной письменности в интернете.

Кроме проблем, вызванных войной, не стоит забывать и о географических особенностях Непала. 90% более чем 25-миллионного населения страны проживают в гористой местности (составляющей 77% всей площади государства). Прокладка телекоммуникационных линий в таких условиях значительно усложняется. Поэтому в 58 муниципалитетах страны плотность линий составляет всего 8 телефонов на тысячу человек. Хотя разговоры о приватизации непальской телефонной компании ведутся уже который год - воз и ныне там. Это не позволяет отрегулировать рынок интернет-услуг до конца, что связывает руки коммерческим провайдерам.

Еще одна негативная особенность непальского интерент-рынка - кадровые проблемы. Программистов, выпускаемых университетом Катманду (40 выпускников каждый год), явно недостаточно для местного рынка информационных технологий.

Такие заботы известны всем, но непальская специфика заслуживает особого внимания. Непал граничит с Индией, которая известна всему миру своими достижениями в сфере офшорного программирования. Но если индийцы работают у себя дома, то непальские программисты предпочитают работать за рубежом (в той же Индии). В стране принят ряд постановлений, предоставляющих льготы компаниям в сфере разработок программного обеспечения, и веб-решений в частности, но результатов пока не видно.

Оценив позитивные и негативное стороны развития непальского интернета, нужно рассказать о его перспективах, а именно - отраслях, где он может быть потенциально полезен.

Учитывая то, что Непал является традиционной сельскохозяйственной страной, применение интернета в этой среде просто неизбежно. Здесь полезным может стать опыт Индии, использовавшей интернет для поиска оптимальных поставщиков оборудования и семян.

Помимо сельского хозяйства, для Непала очень важно развитие туризма. Здесь следует рассмотреть два направления. Во-первых, развитие традиционных ремесел (а в них занято 300 000 непальцев), столь привлекательных для туристов, можно тоже интегрировать в интернет. А во-вторых, можно развить качественно и количественно инфраструктуру туристических сайтов, как тех, что зазывают гостей в Непал, так и сайтов-путеводителей по Непалу.

Главное препятствие к развитию интернета в Непале - его высокая стоимость. Во многом это обусловлено высокими тарифами на международную связь, установленными первичными провайдерами, практически монополизировавшими рынок.

Вторая проблема лежит в сфере, которая гораздо сложнее поддается регулированию. Изменить ментальность большинства непальцев будет очень сложно. В ситуации, когда не то что интернет - образование не все считают обязательным, говорить о развитии новых технологий тяжело. Несмотря на то, что в больших городах число ВУЗов постоянно растет, большинство ныне живущих непальцев, видимо, никогда в жизни не будут пользоваться компьютером.

В таких условиях тяжело не только разрабатывать стратегии развития, но даже просто исследовать рынок. В последнем опросе из всех специально выбранных респондентов только 12% прислали свои ответы. Не обладая же реальной информацией о положении на рынке интернет-услуг, планировать что-то на будущее бессмысленно.

Остается непальцам и непалкам надеяться на свои силы. И на милость Будды.