Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / ГлобусНет < Вы здесь
Жизнь ганская
Дата публикации:  3 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Гана была одной из первых африканских стран, получивших доступ в интернет. И несмотря на сегодняшние проблемы, вызванные дороговизной услуг, отсутствием квалифицированных кадров и апатичным отношением правительства, потенциал ганского интернета (у которого насчитывается около полумиллиона поклонников) остается одним из самых высоких в регионе.

А начиналось все в конце восьмидесятых. Именно тогда по инициативе африканского центра развития информационных систем (PADIS) и Международного Центра Развития (IDRC) была образована сеть, которая соединила Ганскую национальную научно-технологическую сеть (GHASTINET), Ассоциацию Африканских Университетов(AAU) и Центр Передачи Технологии (TCC) с GreenNet в Лондоне путем dial-up соединения. Услуги тогда ограничивались электронной почтой, которая отправлялась в "большой мир" три раза в неделю со скоростью 2400bps. Позже, в AAU, используя UUCP, построили сеть медицинских учреждений HealthNet (что типично для африканских стран), которая базировалась на спутниковой технологии.

Полный коммерческий доступ в интернет был предложен ганцам в январе 1995 с началом работы первого негосударственного провайдера Network Computer Systems. Уже в 1996 количество официальных подписчиков составляло 323 человека, но большинство организаций (разных форм собственности) подключалось к интернету в 1997, когда его использование стало более массовым и дешевым (по ганским меркам). Это был период настоящего интернет-бума, когда и частные лица, и компании (большинство из которых находится в столице государства Аккре) просто мечтали об интернете и делали все, чтобы заполучить вожделенный статус интернет-пользователя .

На сегодня общее число подключенных к интернету центров (кафе, офисы, почта, центры связи, телецентры) в Аккре составляет 100. Исходя из этой цифры, можно полагать, что плотность подключенных к интернету компаний в столице достигает 90%, а это делает столицу Ганы одним из самых интернетизированых городов Западной Африки. Такое доминирование столицы типично для африканских государств. Следствием наличия сильного центра является явная отсталость удаленных регионов. Из других провинций лишь Ашанти может похвастаться относительно большим числом подписчиков.

Причиной этого во многом - сосредоточенность провайдеров в столице. Согласно данным Национального Агентства по коммуникациям NCA на сегодня в Гане имеют лицензию 39 ISP. Из них активно на рынке работают лишь пятеро: Network Computer Systems, Africa Online, Internet Ghana, Africa Express и IDN, которые давно уже борются за подписчиков. Новые игроки на рынке появляются не так часто, но не по причине трудности лицензирования.

Еще одной особенностью интернета в этой западно-африканской стране является то, что все провайдеры функционируют в Аккре, что приводит к трудностям в интернетизации регионов (отдаленные пользователи вынуждены соединяться сначала со столичным провайдером). Около 15000 пользователей имеют прямое соединение с интернетом, остальные же юзеры (а всего их в Гане около 500 000) имеют доступ через коллективные соединения: Internet-клубы, офисы, друзей и киберкафе.

Открывать сервис в столице уже незачем, а в регионах это будет сопряжено с телекоммуникационными трудностями. Так, в этом году в стране получили лицензию лишь три провайдера: WWWPLUS, ESS LTD и Africanus.net, но их участие в разделении общего рынка пользователей пока незаметно.

К сожалению, совместная работа провайдеров находится на очень низком уровне. В Гане отсутствует обмен локальным трафиком, что заставляет пользователя, обращающегося к местному ресурсу, выходить через своего провайдера на международную связь и оттуда уже пробираться в ганский веб. Для разрешения этой проблемы необходимо создать ассоциацию провайдеров Ганы, но эта идея умерла в зародыше, не получив должной поддержки государства.

Правительство Ганы не имеет специальной сформулированной политики в отношении развития интернет-технологий. Это и позитивно и негативно одновременно. Тем не менее, был в стране и случай государственного воздействия на рынок интернет-услуг, когда NCA отключило двух провайдеров InterCom Data Network (IDN) и некоторых операторов под предлогом внедрения новых технологий. К счастью, IDN смог вернуться на рынок, возвратив себе 90% подписчиков и статус самого популярного ISP в стране, но факт государственного вмешательства заставил компанию проводить более выдержанную деятельность на рынке интернет-услуг.

Работа ганских провайдеров, предоставляющих доступ большинству компаний в столице, тем не менее, не обеспечивает интернетом служащих (хотя это уже проблемы самих компаний). Свыше 53,1% компаний не предоставляют полный доступ своим работникам - счастливцами оказываются служащие руководящих отделов, остальным же приходится довольствоваться либо общим доступом, либо ничем. Кроме того, большинство компаний предпочитают иметь только электронную почту и такой доступ в сеть, при котором трафик пользователей тщательно контролируется администраторами. К счастью, тенденция эта идет в последнее время на спад.

Разговор о самих интернет-услугах был бы неполным, если бы мы не упомянули про качество доступа. Оно здесь далеко не лучшее, - быстрый и качественный интернет является пределом мечтаний местных граждан. В среднем, чтобы попасть в сеть, ганец должен повторить свою попытку около 40 раз. А ведь dial-up доступ (с использованием услуг национального оператора телефонной связи Ghana Telecom) остается самым популярным в Гане.

Скорость соединения, доходящая до конечного пользователя, составляет менее чем 1Kbit/с. И за все это удовольствие ганскому пользователю приходится платить около 35 долларов в месяц (неограниченный доступ и один адрес электронной почты), что не так дорого по мировым меркам, но для бедной Ганы составляет просто заоблачную сумму.

Из-за таких малоприятных обстоятельств (интернет и впрямь дорог для местных пользователей) киберкафе в Гане пользуются особой популярностью. В одних (поддерживаются провайдером Africaonline) есть лишь возможность использования электронной почты. В других же предлагают весь спектр услуг. При этом оба типа кафе поддерживают и другие сервисы, не имеющие отношения к интернету (печать, сканирование документов). Всего таких кафе в Гане более 150 (90% из них в Аккре), а средняя цена услуг в них составляет $0.02 за минуту использования интернет-соединения.

Учитывая сочетание двух таких негативных факторов, как плохая связь и высокая цена, ганцы очень щепетильно относятся к своему времени в Сети. Исследование показало, что 38,4% пользователей используют интернет в первую очередь как средство связи. Еще 32,9% респондентов отметили, что доступ в интернет открывает перед ними возможность использование мировых баз данных. А для 16,8% интернет представляется идеальным полем для проведения всяческих исследований. Другими словами, 85 процентов пользователей интернета в Гане видят в нем прежде всего рабочую среду, а не поле для развлечений. Чаты и интернет-пейджеры в стране вообще являются диковинкой. Такое отношение к интернету (отсутствие долгих сеансов связи) делает ганцев самыми "серьезными" пользователями в регионе, от чего им вовсе не радостно.

Еще один ошеломляющий факт местного сетевого сегмента - у провайдеров напрочь отсутствуют службы поддержки, куда могли бы обратиться пользователи за помощью. Это вызвано, в первую очередь, недостатком хороших кадров. Ганские студенты просто не возвращаются на родину после обучения в американских и европейских технологических вузах, что создает в стране дефицит квалифицированных работников ИТ-сектора.

При этом, все университеты и политехнические училища предоставляют доступ в интернет своим студентам и персоналу бесплатно. Более того, студенты старших курсов имеют возможность бродить бесплатно по сети из специальных киберкафе прямо в студгородках. На более низких уровнях только несколько старших школ имеют доступ, а среди младших и начальных учебных заведений таких нет вообще (хотя введение интернет-курсов в школах планируется ганским Минобразования в ближайшие годы).

Эта проблема сейчас стоит в стране очень остро, поскольку большинство ганцев, работающих в интернет-отрасли, имеют за плечами только частные интернет-курсы, так что их подготовка не отличается особой основательностью.

Свое отражение бедственное положение с квалифицированными кадрами находит в бедном качественными ресурсами ганском вебе. В местном интернете (а особенно среди непрофессиональных сайтов, которых здесь большинство) существуют огромные проблемы - прежде всего с оформлением страниц

В 1993 NCS зарегистрировал доменную область GH.COM и передал ее на администрирование другому провайдеру - Pipex. После череды переходов домена из рук в руки NCS забрал зону назад. Но качественных проблем это не решило.

Особенно тяжело обстоят здесь дела с развлекательными ресурсами. Среди более чем полутора тысяч ганских проектов (их полный список можно получить на самом крупном ганском портале www.webstar.com.gh) развлекательные сайты составляют всего лишь 2%. Наиболее популярен среди них портал www.ghanaforum.com. Он включает как изрядное число форумов (что отражено в самом названии), так и разнообразные чаты. Рядом с этим проектом поставить больше нечего.

Наиболее же активно в ганском вебе представлены странички радиокомпаний (34% от общего числа страниц - не путать с сайтами), образовательных учреждений (24%) и телекомпаний (24%).

Единственным сайтом, серьезно представляющим Гану в мировом океане электронной коммерции является проект www.epesewa.com, собравший уже за первые две недели своей работы около 20 000 хитов, что для местного веба - просто фантастический показатель. Но он, опять же, один в своем роде.

Общее состояние ганского наполнения интернет-среды является одной из главных проблем развития местного сетевого сегмента. Минсвязи в содружестве с Минфином предпринимает всяческие шаги по привлечению в страну капитала иностранных инвесторов. Но пока это никак не отражается на положении Ганы в регионе, которое уже далеко от лидирующего (только не по количеству пользователей, с которым здесь относительный порядок за счет бума 97 года).

Работы только госструктур (при отсутствии четкой стратегии) здесь явно недостаточно. Поэтому над решением этих вопросов сегодня бьются еще и две неправительственные организации.

Общественный Электронный Проект с 1997 ставит своей задачей приобщение к интернету самых бедных слоев западноафриканского населения. К 2003 году в планах проекта значится выведение Ганы на новый уровень использования интернета негосударственными организациями. Руководящие структуры ОЭП расположены в Нигерии и США, а его портал является одним из крупнейших ганских ресурсов в интернете.

Также проблемами доступа (а конкретнее, создания сети служб поддержки для пользователей) в Гане занимается Kabissa, которая тоже хочет вывести Гану на видное место в интернет-пространстве Западной Африки.

Именно усилия этих двух организаций при поддержке ганцев, проживающих за рубежом, должны сказаться на развитии сети в Гане. Апатия властей стала главной причиной того, что страна, так резво стартовавшая в интернет-пространстве, находится на ролях, далеких от лидирующих. Высокие показатели количества пользователей давно уже застыли на мертвой отметке, а интернету нужно развитие...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Захарченко, Высокогорный интернет /26.11/
Непрекращающаяся гражданская война между маоистами и войсками правительства, унесшая более 2000 жизней за последние четыре года, - является намного более важным вопросом для страны, нежели развитие интернет-технологий.
Виктор Захарченко, Боливару не вынести интернет? /19.11/
Что касается предпочтений пользователей, то нужно отметить, что боливийцы просто влюблены в бесплатные почтовые сервисы. Перспективы же электронной коммерции пока выглядят весьма туманно.
Виктор Захарченко, Yes, you ke! /12.11/
Кенийский интернет находится еще на начальной стадии формирования. Благодаря усилиям местных энтузиастов ломаются стереотипы восприятия Африки как региона "не для интернета".
Виктор Захарченко, Сетевой архипелаг Индонезии /06.11/
Как только местные власти поймут, что без внешних инвестиций далеко не уйти, паровоз, тянущий индонезийский интернет к процветанию, станет на правильную колею. И будет им, индонезийцам, щастье.
Виктор Захарченко, Как уЧили интернет /24.10/
Почти 52 процента чилийских сайтов состоят из одной-единственной страницы. При этом неудивительно, что треть трафика собирают всего лишь около сотни сайтов страны.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'ГлобусНет' на Subscribe.ru