Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / ГлобусНет < Вы здесь
Великий Файрволл
Дата публикации:  11 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

20 сентября 1987 года профессор Цянь Тяньбай отправил из Китая первый китайский E-Mail с заглавием "Через Великую стену доступ к миру", так положено начало использованию интернета китайцами. Первый проект "Интернет" сети CANET (Chinese Academic Network) был проектом научно-исследовательским, осуществленным в 1986 году Пекинским НИИ вычислительных машин в содружестве с немецким университетом Карлсруэ. Скорость связи на начальном этапе была 300bps.

В апреле 1990 года стартовал проект по созданию сети образовательных и научных учреждений (NCFC) в Пекине, который финансировался Всемирным Банком. Проект осуществлялся под руководством Академии Наук и внедрялся совместно Пекинским университетом и Университетом Циньхуа.

В октябре 1990 года профессор Цянь Тяньбай в качестве представителя Китая официально зарегистрировал китайский домен верхнего уровня (CN) в DDN-NIC (в то время сетевой центр DDN-NIC при ARPANET министерства обороны США отвечал за работу по распределению доменов). В 1992 году было полностью закончено строительство вузовской сети проекта NCFC, т.е. сети АН Китая, Пекинского университета и Университета Циньхуа.

2 марта 1993 года на основе арендуемого канала связи у компании АТ&Т была официально открыта линия в 64К, выделенная Исследовательскому институту физики высокой энергии при Академии Наук Китая (соединялась она со Стэнфордом, США). Со введением этой линии китайский интернет впервые сталкивается с большой политикой - американские власти разрешили подсоединяться только к энергетической сети США. Это мотивировалось тем, что соцстранам должен быть ограничен доступ к ресурсам.

Тем не менее, после открытия выделенной линии комиссия государственного фонда всеми силами оказывала содействие развитию интернета и инвестировала 300 тысяч юаней в то, чтобы руководители важных научно-исследовательских проектов разных отраслей наук смогли присоединиться к этой выделенной линии. Так был организован первый глобальный сервис электронной почты в Китае. В июне 1993 года на конференции INET '93 эксперты NCFC вновь подтвердили просьбу Китая о соединении с Интернетом, согласовав это с ответственными лицами международных интернет-организаций.

Длительное время в Китае не придавали значения интернету как средству национальной и международной коммуникации, отдавая предпочтение EDI-сетям, вполне удовлетворяющим жестким требованиям китайских властей по управляемости и контролируемости. Однако бурное развитие информационных технологий и появление целого сектора новых услуг, базирующихся на интернет-коммуникациях, заставили китайское руководство изменить отношение к Сети и приступить к формированию собственной научной и технологической базы для создания интернет-приложений.

В начале 1994 года в Вашингтоне состоялось совместное совещание по научно-техническому сотрудничеству между Китаем и США. На этом совещании академик Ху Чихэн от лица китайского правительства официально высказал Государственному фонду науки США (NSF) просьбу КНР о присоединении к глобальной сети. Просьба была удовлетворена. 20 апреля 1994 года была открыта международная линия (64К) проекта NCFC через американскую компанию Sprint. 15 мая 1994 года Исследовательский институт физики высокой энергии при Академии Наук создал первый веб-сервер Китая.

21 мая 1994 года при содействии профессора Цянь Тяньбай и университета Карслуэ сетевой информационный центр вычислительных машин получил в администрирование домен верхнего уровня CN.

В сентябре 1994 года руководитель Китайской телекомпании и министр коммерческого департамента США подписали китайско-американское соглашение по интернету, в котором предусмотрено, что Китайская телекомпания откроет две выделенные линии (64К) через Sprint. В результате началось строительство сети общего пользования CHINANET.

В марте 1995 года Академия Наук завершила работу по дистанционному соединению филиалов в Шанхае, Хефэе, Ухань и Наньцзине с помощью технологии IP/X.25, что было первым шагом распространения интернета по всей стране.

11 февраля 1996 года был опубликован указ ╧195 Госсовета КНР "Временные правила по управлению информационными сетями компьютеров Интернета в КНР". 6 сентября 1996 года была открыта китайская сеть "Золотой мост" (ChinaGBN) (линия на США, 256К), которая предоставляла интернет-услуги индивидуальным и корпоративным пользователям.

20 мая 1997 года Госсовет КНР опубликовал "Постановление Госсовета КНР о поправках к "Временным правилам по управлению информационными сетями компьютеров Интернета в КНР". 3 июня 1997 был создан Китайский информационный сетевой центр Интернета (CNNIC), выполняющий функции государственного информационного центра. Уже в ноябре 1997 года CNNIC опубликовала первый "Статистический отчёт о развитии Интернета в Китае".

К 31 октября 1997 года в Китае насчитывалось больше 290 тысяч компьютеров, подсоединенных к интернету, и 620 тысяч пользователей. Китайский веб представляли 4066 зарегистрированных страниц, еще 1500 сайтов находились в международных доменных зонах. На момент составления отчета ширина международного выхода составляла 18,64 Mbps. В 1997 году CHINANET осуществила соединение с другими тремя сетями интернета в Китае (China Science Network, The China Education and Research Network и China Golden Bridge Network).

В июне 1999 года CNNIC опубликовала четвертый "Статистический отчёт о развитии Интернета в Китае". К 30 июня 1999 года в Китае насчитывалось 1,46 млн. компьютеров, подсоединенных к интернету, и 4 млн. пользователей, 29,045 тысяч зарегистрированных сайтов домена .CN, 9906 глобальных доменов, а ширина международного выхода составляла 241M.

1 октября 1999 года Министерство индустрии информации снизило цены на интернет-услуги (были сняты оплата расходов за набор и разница тарифов за телефонные переговоры в разных временных зонах).

Это способствовало увеличению числа пользователей и усилению конкуренции на рынке провайдеров. Все это в совокупности стимулировало развитие китайских ресурсов. Особое внимание следует уделить китайским порталам. Это звание в Китае получить легко, самопровозглашенные порталы зарегистрированы во многих категориях каталогов. Но есть и такие, что действительно могут претендовать на это гордое имя.

Китайский интернет-портал SOHU.com был назван журналом Forbes Magazine в числе 300 лучших малых компаний 2001 года. По статистике этот портал - самый посещаемый ресурс на китайском языке в интернете. Подтверждением этому является то, что более половины китайских пользователей избрали SOHU.com стартовой страницей.

Sohu.com объявил о стратегическом альянсе со знаменитым китайским фармацевтическим сайтом 999com.cn. Целью союза является создание нового поколения продуктов здравоохранения. Новый сайт будет называться "Sohu Special 999 Health Center".

Группа компаний "999", базирующаяся в особой экономической зоне Южного Китая (г. Шэньчжэнь), была первой компанией Китая, которая предложила на китайском рынке полный спектр услуг по производству, оптовой, розничной и он-лайн торговле различными лекарственными препаратами.

Одновременно с этим Sohu.com выступает и пионером на местном рынке В2В услуг. Портал объявил о запуске Интерактивного бизнес-центра. Центр будет предоставлять китайским и зарубежным компаниям полный комплекс услуг, связанных с проведением онлайн-презентаций, веб-выставок, веб-конференций, онлайн-консультаций, обучения и исследований.

Еще один лидер китайского сетевого пространства - портал SINA.com сейчас переживает не лучшие времена. В своем отчете SINA.com объявил о чистом убытке в 10,25 млн. долларов в течение первого квартала 2001 финансового года. Это на 15,42 % меньше по сравнению с последним кварталом 2000 финансового года. SINА.com имеет 11 млн. зарегистрированных клиентов и 46 млн. посещений в день (данные на конец сентября текущего года). Общее количество работающих в компании достигло, знаете ли, 666 человек.

В последнее время компания проявляет большой интерес к рынку труда в китайском интернете. Было объявлено о планах сотрудничества с тремя крупнейшими китайскими кадровыми онлайн-агентствами: ChinaHR.com, 51Job.com и Zhaopin.com.

Cогласно данным China Internet Network Information Center, около 87 процентов китайских пользователей - это лица в возрасте между 18 и 35 годами, т.е. - возрастная группа, традиционно ориентированная на трудоустройство и карьеру, что делает объединенный сервис очень перспективным.

В китайском вебе также немало узкоспециализированных порталов. К примеру, финансируемый японцами 81518.com был создан в 2000 году с общим объемом инвестиций в 10 млн. юаней (USD 1.2 млн.). Портал специализируется на прямых продажах сырьевых материалов, таких как хлопок и полиэстер, а также на торговле текстильной продукцией. В течение прошлого года портал реализовал продукции на сумму 2 млн. юаней (240 000 $).

Есть в Китае и настоящий бизнес-портал. Компании CITIC INDUSTRIAL BANK и CITIC SECURITIES, входящие в крупнейшую китайскую корпорацию CITIC Group, совместно запустили онлайновый финансовый сервис eCITIC.com. Он стал продолжением и развитием интегрированных финансовых услуг, предлагаемых сайтами CITICIB.com.cn и CITICS.com. В целом же рынок электронного бизнеса в Китае при всей его перспективности пережил не лучшие два года. Так, в прошлом году, когда е-бизнес переживал бум по всему миру, в Китае обанкротились до 70% доткомов.

Но принадлежность к касте порталов вовсе не является гарантией лидерства в популярности, что и подтверждают исследования приоритетов китайских пользователей.

Почтовый сервис 163.com (163 - единый для всей страны телефонный код для входа в СhinaNet) собирает 4,9 млн. уникальных посетителей, что составляет 67,3% от общего количества домашних пользователей, зарегистрированных в Китае. Sina.com и sohu.com заняли, соответственно, второе и третье места. Кстати, популярность цифровых названий в китайском интернете далеко не случайна. Связано это, в первую очередь, с отголосками китайской нумерологии. Эта теория лежит в основе учения Фэн Шуй. Китайцы, которые очень трепетно относятся у своим учениям и традициям, дали названия, состоящие из одних чисел, многим интернет-ресурсам. Если отвлечься от мистики, то следует вспомнить, что большинство провайдеров в Китае предоставляют услуги, так сказать, "анонимному" абоненту. При таком подключении номер, пароль и логин соответствуют одному числу, которое и стоит в названии поставщика. Эту идею переняли и простые доткомы. В числе самых популярных можно назвать поисковые системы 321.com.tw и 5415.com; информационные порталы 1768.net, 2911.com, 3721.com, 82.com.cn и 8848.com.

Названия, состоящие из одних чисел, - не единственная оригинальная черта местного веба. Как вы понимаете, официальный язык китайского интернета - китайский (как правило, сайты имеют либо английскую, либо китайскую версию). Отсюда и собственная кодировка, которая принесла в интернет иероглифы. Они, в свою очередь, добавили много красок в культуру смайликов. Конечно, китайских смайликов вы не встретите в типичном каталоге из-за той же проблемы с кодировками, но это не означает, что их нет. В форумах и чатах китайского интернета, да и вообще на большинстве развлекательных ресурсов подобные смайлики очень популярны. Но есть смайлики и привычные для нас, но тоже - с необщим выражением азиатского лица. Их особенностью является то, что они у них сделаны по типу "смотрите прямо" - ^_^ вместо :-).

Но продолжим повествование о китах китайского интернета. Большого успеха добился в последнее время информационный сайт cninfo.net. Он нацелен на пользователей мобильных телефонов сети China Telecom. Неплохими результатами может похвастаться и ресурс пекинского провайдера "Capital Online" topcool.net. Нужно отметить, что этому же провайдеру принадлежит еще один популярный проект 263.net.

Многие, очевидно, ожидают, что мы начнем рассказывать о том, как строги цензурные рамки, в которые злокозненные коммунистические китайские власти заключили местный интернет. Это так и не так одновременно. По меркам демократических европейских стран в Китае присутствует явное ущемление свободы слова, но сами китайцы чаще всего считают такое отношение нормальным.

Внимание властей коснулось, конечно, как доступа к зарубежным сайтам, так и китайских ресурсов. Было принято решение выдавать лицензию на публикацию новостей. Sina.com и Sohu.com, два крупнейших китайских портала, котирующихся на электронной бирже NASDAQ, получили лицензию китайского правительства первыми. До сих пор остается неясным, сколько лицензий китайское правительство намерено выдать другим порталам.

Конечно, интернет рассматривается Пекином как потенциальный разносчик подрывной политической информации. По новым правилам веб-сайты имеют право публиковать только прошедшие цензуру новости из официальных государственных информационных источников.

Не меньше (если не больше) достается и владельцам кибер-кафе в Китае. В стране регулярно проводятся массовые проверки подобных заведений с целью "пресечения незаконных операций". Проверку проводят совместно министерства культуры, информационной промышленности и общественной безопасности, а также государственное управление промышленности и торговли. Интерес не случаен, ведь на начало прошлого года в Китае каждый пятый пользователь выходил в сеть через киберкафе. Недовольство властей вызывают распространение через сеть антиправительственных материалов и запрещенных видеоигр. Такая политика государства приводит к регулярному закрытию тысяч интернет-кафе, попадающих под постановления. Китайская полиция закрыла также единственное в стране интернет-казино и арестовала четырех его организаторов. Но говорить о безумном тероре тоже не стоит. Большинство акций проверки остаются на бумаге, и кибер-кафе продолжают свою работу просто сменив вывеску.

Тем не менее, китайское правительство развивает интернет. Во-первых, для того, чтобы увеличить интеллектуальный потенциал нации, приобщив китайцев к Сети. Во-вторых, Сеть должна стать специфической средой, в рамках которой будет проходить процесс "врастания" нового Китая в мир. В-третьих, новые информационные технологии должны стать мощным инструментом социального мониторинга, практически новым средством управления страной.

Последняя задача еще раз напоминает нам о том, что Большой Брат может приходить к нам и через модем.

P.S. Автор выражает искреннюю признательность за помощь в написании материала независимому консультанту Игорю Мажарову.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Захарченко, Интернет к чаю /04.01/
Символично, что прорыв в информационное будущее случился в год 50-летия со дня выхода книги популярнейшего писателя-фантаста Артура Кларка (который поселился на Шри-Ланке и отказался когда бы то ни было покидать пределы острова).
Виктор Захарченко, Камерун: накануне интернета /09.12/
Женщины составляют 40,71% общего числа пользователей в Камеруне. Объяснение этому довольно простое - используя возможности интернет-переписки, камерунки ищут себе мужей в Европе.
Виктор Захарченко, Жизнь ганская /03.12/
В среднем, чтобы попасть в сеть, ганец должен повторить попытку связаться с провайдером около 40 раз. Скорость соединения составляет менее чем 1Kbit/s.
Виктор Захарченко, Высокогорный интернет /26.11/
Непрекращающаяся гражданская война между маоистами и войсками правительства, унесшая более 2000 жизней за последние четыре года, - является намного более важным вопросом для страны, нежели развитие интернет-технологий.
Виктор Захарченко, Боливару не вынести интернет? /19.11/
Что касается предпочтений пользователей, то нужно отметить, что боливийцы просто влюблены в бесплатные почтовые сервисы. Перспективы же электронной коммерции пока выглядят весьма туманно.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'ГлобусНет' на Subscribe.ru