Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20020313_zaharch.html

Скажи наркотикам NET. "Лошадка" мирового интернета
Виктор Захарченко

Дата публикации:  13 Марта 2002

Бытует мнение, что в Колумбии есть две вещи - нестихающая партизанская война и наркокартели. Их существование оспаривать мы не будем, а скажем лишь, что существует здесь и интернет, причем не обычный, а колумбийский.

Возможно, в будущем такое название станет нарицательным - вроде "голландского сыра" или "французских духов". Ясно одно - местный интернет интересен уже тем, что он вообще существует. Причем не перебивается с хлеба на героин, а чинно шествует в авангарде всего континента.

И это несмотря на то, что соседи по лидерству значительно опережают Колумбию по "сопутствующим" показателям. Бразилия, Мексика, Чили и Колумбия являются лидерами по уровню проникновения интернета в Латинской Америке, хотя в Колумбии насчитывается всего лишь 3,4 персональных компьютера на каждые 100 человек населения.

Интернет в Колумбии появился благодаря местному Телекому в марте 1994 года. Впрочем, еще в 1986 в Колумбии была предпринята попытка создать собственную государственную сеть с последующим международным соединением.

В том давнем проекте принимали участие Университет Анд (University of the Andes), Национальный университет, Колумбийский институт развития высшего образования (ICFES) и местный Телеком. Сеть, которую они установили, была гордо названа Национальной Университетской Сетью Колумбии (RUNCOL). Состоялся и выход на международный уровень - в 1990 году была установлена спутниковая (9600) связь между Университетом Анд и Колумбийским (символично, не правда ли?) университетом в Нью-Йорке. Этот доступ первоначально использовался для работы образовательного и научного секторов, таких как Институт сетей и связи (ITEC).

А в 1994 в Колумбию пришел полноценный интернет. Благодаря совместным усилиям нескольких университетов с поддержкой Panamsat, ICFES и Колумбийского Научного Совета 6 мая в Университете Анд был открыт первый интернет-узел в Колумбии. Доступ постепенно был распространен на широкую публику, причем все было бесплатным, поэтому число пользователей мгновенно выросло до тысячи человек. На основе этой связи была основана компания CETCOL, обслуживающая образовательную и научную сферы колумбийских пользователей.

В 1994 и Телеком подключил себя к интернету, чтобы обеспечивать внутреннюю связь на скорости 9 600 bits/s для консультации своего персонала. Затем этот сервис стал доступен всем колумбийцам и получил название SAITEL, как первый провайдер в Колумбии. В том же 1994 начали свою работу и другие колумбийские провайдеры IMSAT, CABLENET и COLOMSAT.

С того момента начался рост местного интернета. Число серверов в Колумбии выросло с 63 в 1994 до 47 155 в Июле 1999. На начало 2000 года в стране уже функционировало 162 000 сайтов, среди которых около 18 000 носили коммерческий характер.

Колумбийский домен .CO, администрированием которого занимается пионер местного интернета Университет Los Andes, стал в последнее время предметом серьезных разговоров о продаже. Его созвучность с "company" делает колумбийский домен настоящей альтернативой и .COM, и .BIZ. Университет предоставит любым компаниям возможность зарегистрировать домен второго уровня в доменной зоне .co.

Несколько слов о ценах. При среднемесячном доходе в 182 доллара стоимость покупки компьютера и модема составляет 1 300 долларов (телевизора - 150 долларов). Цены на интернет колеблются в диапазоне от 15 до 40 долларов за месяц неограниченного доступа на скорости от 30 до 56,6 kbit/s. Операторы кабельного телевидения в Боготе предлагают домашний доступ в интернет за 34 доллара в месяц.

Среди огромного числа колумбийских провайдеров 72% являются обладателями лицензий, остальные компании предоставляют интернет-доступ небольшому числу пользователей на специально оговоренных условиях (ВУЗы, например).

Огромное (особенно если сравнить с некоторыми соседями) число провайдеров привело к повышенной конкуренции на рынке. Так, в Колумбии существуют и бесплатный интернет, и возможность получить компьютер, подключенный в интернет на условиях трехлетнего кредита с выплатой 50 долларов ежемесячно.

Но при всем богатстве выбора поставщиков интернет-услуг, колумбийцы отдают предпочтение трем провайдерам.

- Телеком. Компания открыла свой сервис еще в 1994 году и к концу 1999 года имела уже около 35 000 подписчиков. Компания остается самым крупным провайдером в стране, несмотря на то, что в 1997 она утратила монополию на предоставление услуг связи. Благодаря своей национальной оптоволоконной сети, компания является наиболее передовой в техническом плане.

- Colomsat. Открыл свой сервис в 1995 году. В 1998 открыл услуги для корпоративных клиентов, к концу 1999 года имел свыше 20 000 подписчиков. Сосредоточен на корпоративных клиентах в крупнейших городах: Боготе, Кали и Медельине. Связан через спутниковый канал с Texcom во Флориде.

- ImpSat. Стартовал в 1996. В августе 1999 был куплен одной из крупнейших местных интернет-компаний El Sitio. Не занимается хостингом, сосредоточив все внимание на наполнении портала.

Разобравшись с тем, КТО предоставляет доступ в интернет в Колумбии, разберемся с тем, КОМУ они его предоставляют.

Сначала о корпоративных клиентах. IDC считает, что около 90 процентов колумбийских компаний уже освоились в сети. 70 процентов компаний запустили внутренние сети, а 47 процентов - создали экстранет-сети. По данным IDC около 36 процентов колумбийских предприятий уже имеют или разрабатывают в интернете решения для ведения электронного бизнеса.

Сама электронная коммерция в Колумбии хоть давно уже и сдвинута с мертвой точки, все же имеет кучу проблем.

В Колумбии лишь 8 млн. человек имеют счета в банках, что служит серьезным препятствием для развития В2С-коммерции. Кроме того, колумбийцы неохотно пользуются кредитными картами. Вдобавок к этому открыто тормозят развитие e-commerce банки, которые призывают своих клиентов не совершать онлайновых покупок, чтобы не стать жертвами мошенников.

Тем не менее, возможности у электронного бизнеса в Колумбии очень широки. Пока он концентрируется на В2В-секторе, где идет, например, активная торговля кофе через интернет.

Сегодня объем рынка электронной торговли в Колумбии оценивается в 120 миллионов долларов, но уже к 2003 эта цифра составит 500 миллионов.

Теперь о простых пользователях. На сегодня в Колумбии насчитывается порядка 650 000 регулярных интернет-пользователей. Через собственные телефоны приходят в интернет 22,4% подписчиков. А широкополосный доступ для индивидуального пользователя является диковинкой.

Исследование той же компании IDC говорит о том, что уже в 2002 году количество интернет-пользователей в Колумбии перейдет рубеж в 1 миллион, а на конец года их число достигнет отметки в 1,3 миллиона пользователей. IDC предполагает, что до 2003 года в стране сохранится темп прироста пользователей на уровне 31%.

А по прогнозам местных исследователей из Национальный Ассоциации Финансовых Учреждений (ANIF) к 2007 году число интернетчиков в Колумбии будет составлять 2,1 миллиона человек.

Колумбийский интернетчик по натуре своей очень оптимистичен. Страна Колумба никогда не ходила в самых богатых, но опросы показывают, что к интернетичкам это не относится. 64% местных пользователей считают себя вполне обеспеченными гражданами (более чем в любой другой стране мира).

И это при том, что страна погрязла в коррупции, а наркобароны контролируют в государстве все, что возможно. Они же являются главными спонсорами гражданской войны в стране, которая вяло протекает уже который год. Революционеры, хотя и живут в джунглях, но к компьютерной технике приспособлены. Так, еще в 99-м сисадмины революционных сил (FARC) рапортовали ВВС о готовности к "проблеме 2000". Революционеры используют спутниковые телефоны и лэптопы для выхода в интернет - одно из самых доступных средств связи между бунтарями.

Но если для бунтующих колумбийцев интернет является в первую очередь средством связи, то средний пользователь может кое-что найти и в местном вебе. (Список сайтов см. ниже.)

Колумбийский интернет эксперты называют темной лошадкой латиноамериканского сетевого пространства. Местный сетевой сегмент никогда не мог равняться с лидирующими Аргентиной и Бразилией, но и до уровня Белиза никогда не опускался.

Страна вполне серьезно относится к роли телекоммуникаций в экономике страны. Да и инвесторы совсем не прочь поучаствовать в развитии интернет-технологий в Колумбии.

Политической бы стабильности побольше, да порядка, а то так и придется носить клеймо "темной лошадки".