Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20030115.html

Наши соседи
Виктор Захарченко

Дата публикации:  15 Января 2003

Перуанский Интернет появился на свет благодаря созданию Научной Сети Перу Red Cientifica Peruana. Компания, основанная в далеком 1991 году, стала одним из первых коммерческих провайдеров в Латинской Америке. Как это ни парадоксально, создавалась она по той причине, что несколько местных ВУЗов были возмущены отсутствием своей сети. За три тысячи долларов был куплен старый IBM, который и стал вместе с четырьмя модемами фундаментом RCP. Уже вскоре компания начала активно открывать интернет-кафе по всему Перу (более полутысячи по всей стране). В совокупности с низкой ценой (у RCP и сегодня самые низкие цены на доступ среди провайдеров стран Центральной Америки) это дало мощный толчок к популяризации Интернета в стране. В том же 1991 году было отправлено и первое электронное письмо, которое адресовалась сразу нескольким адресатам в Перу и США.

Хосе Сориано, один из основателей RCP, до сих пор является ярым сторонником идеи общедоступности Интернета. Все 43 учреждения, университета и компании, которые создали эту сеть для Перу, старались максимально популяризировать Интернет в стране. Именно тогда и родилась идея (авторство приписывает все тому же Сориано) перуанских киберкафе - cabinas publicas, - которые стали вскоре массово появляться по всей стране.

В Интернет потянулись все. Сориано (журналист по образованию) признался, что перуанский Интернет помог выжить некоторым индейским племенам, которые значительную часть своих доходов получают от... электронной торговли. "Мы хотим дать людям возможность использовать технологию как средство прогресса", - говорит Хосе об освоении Интернета в Перу.

В марте 1994 было установлено спутниковое соединение с National Science Foundation во Флориде. Отметилась в Перу и еще одна инициативная группа по развитию латиноамериканского Интернета. В 1995 проект RedHUCyT финансировал приобретение маршрутизатора Cisco 7000 для развития все той же Научной Сети. А инициатива INFOCyT позволила перуанцам получить консультации специалистов из Чили.

На заре перуанского Интернета RCP зазывал своих клиентов самыми различными способами. Была проведена массированная информационная кампания, в ходе которой всем объясняли, что Интернет - это будущее человечества. Убедительность аргументов позволила компании уже к августу 1995 года обслуживать 9000 подписчиков, а к декабрю 1996 их число выросло до 60000.

Но потом имел место спад. Одни называли его причиной монополию государства на рынке телекоммуникационных услуг. Другие, после приватизации Telefonica в 1999 году, отмечали, что причина в плохом состоянии телекоммуникаций вообще. Бесспорно то, что плотность телефонных линий в Перу ниже, чем у бедного соседнего Эквадора. При этом 15% всех линий приходятся на Лиму. Добавляло пессимизма и то, что страна в конце прошлого века находилась в затяжном экономическом кризисе. Стоило достичь первых позитивных результатов в экономике, как сразу появились предпосылки к развитию Интернета.

Сегодняшний перуанский Интернет живет на остаточном энтузиазме первых дней своего существования. К 2005 году, по данным аналитиков из Jupiter Research, на Перу будет приходиться лишь 2% времени, проведенного пользователями региона в Интернете. На сервере EbusinessForum.Com о сложившейся ситуации сделали простое заключение: лишь либерализация рынка телекоммуникационных услуг позволит разбудить Интернет в Перу.

Хотя сном нынешнее состояние назвать трудно, скорее полудремой. Об этом говорит хотя бы интерес простых перуанцев к Интернету. Сегодня в стране настоящий бум интернет-кафе, или, как их здесь принято называть - инетрнет-кабин. В некоторых из таких заведений установлено до 40 компьютеров с доступом в Интернет. Неудивительно, что именно доступ из публичных заведений дает львиную долю от общего числа местных юзеров.

При этом Перу находится позади своих соседей в процентном отношении пользователей к общему населению страны. А ведь именно перуанские провайдеры первыми вышли на потребительский рынок в регионе. Сейчас они ищут новые пути обретения своих клиентов. Так в начале 2000 года одна из крупнейших столичных газет El Comercio стала первой коммерческой структурой, предложившей своим клиентам бесплатный Интернет. Ожидается, что вскоре Перу должен захлестнуть настоящий бум бесплатного Интернета, не так давно прошедший в более развитых сетевых сегментах Латинской Америки.

Немного статистки. В Перу сегодня насчитывается почти 8 тысяч подключенных к Интернету компьютеров. По официальным данным, подписчиками местных провайдеров являются чуть более 100 тысяч перуанцев. Собственные компьютеры имеют во владении 7% населения страны. Это результаты последнего масштабного исследования интернет-рынка в Перу, проведенные компанией Pyramid Research еще в 1999 году. Эта же компания сделала прогноз роста числа дайал-ап пользователей в Перу:

  • 1995: 1300.
  • 1996: 8100.
  • 1997: 66800.
  • 1998: 81200.
  • 1999: 100700.
  • 2000: 148600.
  • 2001: 213600.
  • 2002: 296700.
  • 2003: 405400.
  • 2004: 545400.

На рынке интернет-провайдеров сегодня безоговорочно лидирует испанская Terra, которая удерживает около 80% всех подписчиков и пропускает половину перуанского трафика. В 2000 году компания поглотила сразу несколько местных провайдеров. RCP уступила свое лидерство, и в 2000 году сменила название на Infoductos. Сейчас компания занимает вторую позицию среди провайдеров и администрирует местный домен .pe. Американские гиганты AT&T и Comsat тоже присматриваются к местному рынку. Если говорить о мелких игроках, то интернет-сервисы в Перу предоставляют все, кому не лень. Банки и газеты здесь задают тон.

Для полноты картины нынешнего состояния перуанского Интернета нужно заметить, что всеми вопросами его развития занимается специальная государственная структура - Osiptel. Она регулирует не только вопросы рынка интернет-услуг (выдача лицензий провайдерам), но и разрабатывает основные принципы развития местной электронной коммерции. Сегодня основная заслуга этой организации состоит в том, что она сумела добиться понижения налогового давления на компании, пробующие себя в электронном бизнесе.

Еще одним позитивным этапом можно считать введение Plan Huascaran (некое подобие школьной части "Электронной России"). К Интернету планируется подсоединить около пяти тысяч школ по всей стране. Новое правительство не устает заявлять о своем интересе к развитию ИТ-сектора экономики. Есть даже первые конкретные действия, - создан фонд FITEL, который финансирует телефонизацию сельской местности и подключение жителей глубинки к Интернету. Правительством также создан Перуанский Институт e-Торговли (IPCE), который собирает передовой опыт электронной коммерции со всего мира. Правда масштабно использовать его пока не довелось - в Перу существует около 30 коммерческих интернет-проектов.

Итогом можно считать 52 место по уровню "готовности к Интернету". Мы уже говорили об исследовании ученых из Гарварда, повествуя об Интернете в Никарагуа, а вот какие позиции по степени развития тех или иных факторов занимает Перу:

  • Сетевая Экономика (59):
  • e-Торговля - 62,
  • e-Правительство - 50,
  • Общая инфраструктура - 65.
  • Доступ (48):
  • аппаратные средства - 47,
  • программное обеспечение и службы поддержки - 48.
  • Сетевая безопасность (61):
  • деловая и экономическая среда - 60,
  • государственные структуры - 62.
  • Сетевое сообщество (58):
  • знание возможностей Сети - 55,
  • использование - 64,
  • уровень заработка интернетчиков - 55.

В пятерку самых популярных перуанских сайтов входят два крупнейших и старейших в стране интернет-портала - Peru Online и Ekeko. Последний вообще принято считать в Перу чуть ли не первым серьезным интернетом-ресурсом. Кроме двух названных сайтов, перуанцы в Интернете с интересом следят за местными новостями. Это является причиной популярности сайтов периодических изданий: уже упоминавшейся El Comercio, Gestion и деловой Caretas.

Степень развития местной электронной коммерции оценили в Arthur Andersen. В 2000 году, по данным этой компании, оборот е-торговли в перуанском Интернете составил 100 миллионов долларов. Около 5 миллионов составил оборот с зарубежными компаниями. При этом, лишь 4 процента перуанских пользователей осуществляли покупки через Интернет. По данным чилийской исследовательской компании Certifica, в 2001 году оборот местного рынка интернет-рекламы составил 2,5 миллиона долларов.

Примечательно, что по данным Economist Intelligence Unit, в мае 2000 года Перу занимала 41 место в мире по потенциалу электронной коммерции. Россия занимала следующую строчку - 42. Соседи, получается...