Русский Журнал / Net-культура / ГлобусНет
www.russ.ru/netcult/globus/20030128.html

По дороGE в Интернет. Два года пути
Антон Самсонидзе, Виктор Захарченко

Дата публикации:  28 Января 2003

Развитие Интернета в Грузии в последние годы течет в русле традиционно размеренной жизни, спокойно, медленно, без резких скачков и прорывов. Больших изменений за прошедшие два года не наблюдается. Единственное, на чем можно было бы заострить внимание, - это дружный переход провайдеров на оптические международные каналы связи и полный либо частичный отказ от спутников. В настоящий момент в Грузии задействованы два оптических канала, один с выходом на "Ростелеком" и второй - в Европу. Европейский канал пока используется только одним грузинским провайдером, все остальные, сидящие на оптике, пользуются услугами Ростелекома. Однако из этого правила есть одно интересное исключение. Компания "Санет", судя по всему, не спешит менять свои спутниковые каналы на волоконные, и это не мешает ей всерьез бороться за первенство на грузинском рынке.

Грузинский рынок интернет-провайдинга выглядит достаточно свободным. Во-первых, на нем не представлены государственные структуры в той мере, чтобы говорить о вмешательстве государства в частный бизнес. Во-вторых, на нем нет ярко выраженного лидера. Сложно судить о денежных оборотах и доходах отдельных провайдеров, но если оценивать количество отдельных пользователей (не вдаваясь в подробности о типе соединения), то грузинских провайдеров можно разбить на следующие классы:

  • Санет и Джорджия Онлайн, которые борются за первую строчку списка, деля между собой 55% конечных пользователей;
  • Джеонет и АйСиэН, делящие соответственно еще 30% пользователей;
  • Все остальные.
Реально работающих интернет-провайдеров в Грузии более полутора десятков, как сообщает компания "Гриннет", это может быть показателем свободы рынка.

Показательно, что большинство провайдеров, очевидно, понимая, что в их ближайшие интересы входит расширение рынка вообще, а не только увеличение собственной доли присутствия, проложили каналы друг к другу для обмена местным трафиком. В Тбилиси не существует единой точки обмена трафиком вроде M-IX, но большая часть местного трафика не выходит за пределы страны. Насколько нам известно, большинство таких каналов работает на принципе бесплатного обмена, без учета объема трафика.

Такое обилие конкурентов весьма благотворно действует и на уровень цен. Средняя цена на подключение по коммутируемому каналу колеблется в пределах 0,3-0,6 долларов США - в зависимости от времени суток. Возможно, что цены могли бы быть и ниже, но из этих денег какую-то часть забирает телефонный оператор "Новые сети", который с 2002 года ввел повременную оплату. С другой стороны, абоненты "Электросвязи" платят за Интернет ту же самую цену, невзирая на то, что повременная оплата за местные звонки с них не взимается. Зато несколько провайдеров предлагают анлимитед по ценам от 30 до 90 долларов в месяц, что не распространяется на клиентов "Новых Сетей", поскольку от повременки не убежишь.

Кроме коммутируемого доступа, грузинские провайдеры предлагают множество вариантов подключения по другим схемам. Есть и радиомодемная связь, и обычные выделенки, и даже оптоволокно могут провести к вам в офис. Случаются и отдельные попытки задействовать ISDN и ASDL технологии. Цены на сервисы различаются, но всегда можно подобрать что-нибудь подходящее.

В заключение о провайдерах можно сказать, что все они, кроме одного, действуют в пределах Тбилиси, и лишь некоторые предоставляют доступ в регионах Грузии. Единственным исключением является Батуми.Нет, который работает только на территории Аджарии. За пределами Тбилиси наиболее крупными городами с точки зрения количества пользователей являются Батуми, Поти, Кутаиси, Зугдиди и, наверное, Рустави.

Интересно наблюдать за оценками размера аудитории грузинского интернета. Год за годом эксперты отмечают рост, но из года в год количество интернет-пользователей в Грузии, о котором они сообщают, становится меньше и меньше. Например, отметка в 80-90 тысяч пользователей, о которой мы говорили почти два года назад, была достигнута не в июне 2001 года, а только сейчас, да и то, возможно, что эта цифра тоже несколько завышена. Все же есть косвенные показатели роста аудитории. Если пару лет назад в Тбилиси было всего несколько интернет-кафе, то сегодня их насчитываются десятки, они есть во всех районах города, и порой бывает непросто найти в них свободное место.

Что касается социального портрета пользователя, то исследований в этой сфере не проводилось. Можно судить только по косвенным показателям, например по графику активности посещений грузинских сайтов. Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что большинство грузинских пользователей составляют молодые люди, занятые на достаточно престижных работах. Основная масса выходит в интернет в рабочее время (ближе к концу рабочего дня) и с корпоративных акаунтов.

Несмотря на то, что грузинский веб в последние годы развивается достаточно динамично, есть все же несколько направлений, в которых заметно отставание. До сих пор в Грузии нет своего полноценного поискового ресурса. Есть только пара каталогов www.qartuli.com и www.geres.ge. Правда, прошлом году грузинских пользователей порадовал Гугл, который частично предоставляет интерфейс на грузинском языке и, главное, ищет в грузинских документах. Не лучше дело обстоит и с электронной коммерцией. Есть только один реально работающий ресурс, который можно назвать электронным магазином, да и тот в настоящий момент не отвечает. Кроме него есть еще несколько электронных прилавков, где можно заказать товар и оплатить его наличными при доставке. На самом деле центр авторизации электронных платежей в Грузии есть - www.ufc.ge, он даже предоставляет некоторые самостоятельные сервисы, например, с карточек можно оплатить коммунальные задолженности, услуги телефонных операторов - как традиционных, так и мобильных. Но страничка для желающих открыть электронный магазин все еще пуста. На наш взгляд, это связано с тем, что сами пластиковые карточки еще не сильно распространены в Грузии, в таких условиях виртуальный магазин ориентируется на зарубежных пользователей, которые физически не могут находиться в Грузии, но хотели бы что-нибудь подарить местному жителю - родственнику, другу, партнеру. Отсюда и ассортимент: цветы, сладости, подарки.

Из бесплатных сервисов стоит отметить обилие почтовых систем www.posta.ge, www.wanex.ge, www.mail.ge. Бесплатные хостинги в Грузии не прижились, но есть несколько компаний, предоставляющих хостинг на коммерческой основе. Заметна тенденция к утеканию проектов к зарубежным хостерам. Хотя домен в зоне .ge стоит достаточно дешево - 15 долларов в год, его регистрация связана с некоторыми бюрократическими трудностями, кроме того, правила не позволяют располагать грузинский домен на зарубежных сайтах, в связи с чем все чаще регистрируются грузинские сайты в зонах .com, .org и .net.

Популярными сайтами в Грузии (если не рассматривать почтовые сервисы) являются две категории ресурсов - чаты/форумы и поиск работы. Создается такое впечатление, что грузинские пользователи методично ищут себе работу получше, а потом обсуждают между собой результаты поиска. В любом случае, ресурс с более чем 1000 уникальных посетителей в сутки может считаться в Грузии очень популярным. О том, что и насколько популярно можно судить по результатам рейтингов: stat.geres.ge, top.host.ge и www.web.ge.