Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / ГлобусНет < Вы здесь
Летят нигерийские письма
Дата публикации:  17 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Спам уже давно стал привычным атрибутом работы с электронной почтой. Средний пользователь ежедневно выворачивает горы почтового мусора, останавливая внимание лишь на незначительной его доле. Но эта "апатия к спаму" никак не влияет на число несанкционированных почтовых рассылок. Спам продолжает приносить многомиллионные убытки, обретая все новые формы.

Одна из последних новинок мейл-маркетинга не укладывается в традиционные понятия о спаме. Речь идет о "нигерийских письмах". Помнится, бум таких сообщений в бумажной почте пришелся на отечественного потребителя в начале девяностых. Тогда, на волне "МММ" и всяческих инвест-трастов, одураченными возможностью легкого заработка оказались сотни наших соотечественников. Но о нигерийских письмах быстро забыли в связи с более интересными событиями дома.

Сейчас "послания из Нигерии" переместились в киберпространство. Именно из этой африканской страны в свое время хлынули потоки "предложений заработка".

Схема обмана проста: мошенник представляется получателю представителем знатной нигерийской (зимбабвийской, кенийской...) семьи, которая попала в немилость на родине по причине гражданской войны (государственного переворота, экономического кризиса, эпидемии кариеса...). К адресату обращаются с выгодным предложением перевести на его счет круглую сумму денег с целью их сохранения. Клиент вроде ничем не рискует, а обещанный процент кажется легкой добычей. Фокус становится понятным в тот момент, когда получателя просят перевести мизерную (по сравнению с обещанной) сумму для оформления перевода. Ясно, что после перечисления всякий контакт пропадает. Минимальные суммы, умноженные на число одураченных, выливаются в хорошую прибыль для мошенников.

Наши народы, впрочем, в последнее время редко страдают от этих незамысловатых схем. Мы, как и другие нации, получаем сотни таких писем, но: 1) уровень знания английского многим не позволяет понять всю прелесть перспектив, 2) те, кто знаком с языком, редко оказываются полными идиотами, чтобы попасться на такие уловки.

По данным ВВС, основным полем деятельности мошенников являются западная Европа и США. Там доверчивых граждан, жаждущих легких денег, оказывается намного больше. Вот и строчат нигерийцы свои плачевные послания тысячами, благо Интернет свел их усилия к минимуму. Даже президент Клинтон в свое время поражался доверчивости американцев, ежегодно теряющих миллионы.

"О схеме с обычной почтой в Нигерии стали уже забывать", - с досадой говорит Дежи Олаиде, местный ученый, занимающийся вопросами компьютерной безопасности. Нигерийские киберкафе предоставляют час доступа за один доллар, который обычно стократно окупается для мошенников.

Так они и живут"Сетевое мошенничество" стало в Нигерии прибыльным бизнесом. Сотни безработных мужчин едут в крупные города (в Лагос, в частности) для освоения нового вида заработка. По словам Олаиде, они тратят в киберкафе большую часть дня, отсылая десятки тысяч посланий по всему миру. Нигерийский "интернет-бум" лучше других ощутили сервисы Hotmail и Yahoo!, с аккаунтов которых в основном и рассылаются "нигерийские письма".

Вот вам типичный пример: американка Шала Гасеми и ее муж в августе 2002 потеряли более 400 тысяч долларов(!), попавшись на уловку "нигерийских мошенников". Супруги ничего не заподозрили, когда им предложили перечислить юристу, оформляющему сделку, 7,5 тысяч долларов. Более того, они отправили на указанный счет еще 400 тысяч, ожидая свои проценты с суммы в 27 миллионов долларов.

Эпидемия приобрела столь массовый характер, что руководитель одного из столичных провайдеров признался в интервью местной Daily Times: "Приходится констатировать, что 60% открытых в киберкафе бесплатных почтовых аккаунтов используются для рассылки мошеннических сообщений".

Для придания весомости своим сообщениям нигерийцы представляются кем угодно, - от вдов политических диктаторов до министров опальных властей. Доходит до того, что с бесплатных аккаунтов приходят письма от имени государственных учреждений и банков Нигерии. Так, особый резонанс в СМИ приобрела история с "нигерийским письмом" на адрес Джефри Майера, директора одной из австралийских компаний. Его заинтересовало письмо, которое пришло с аккаунта CentralBank@hotmail.com. Нигерийцы обнаглели до того, что представились сотрудниками одного из крупнейших государственных банков своей страны, - Центрального Банка Нигерии.

Майер не стал выбрасывать письмо, а решил провести собственное расследование. Он написал в одну из нигерийских газет письмо, в котором недоумевал по поводу использования солидной государственной структурой почтового адреса на бесплатном сервисе. Майеру ответили представители нигерийского провайдера SIOtel, вынужденные признать, что подобный вид мошенничества в Нигерии не редкость.

Представители компании нашли киберкафе, из которого было отправлено письмо через сети провайдера, и пригрозили владельцу закрытием. Но это мало что изменило, - хозяева интернет-кафе, несмотря на публичное осуждение "нигерийских писем", часто поддерживают и даже консультируют клиентов на предмет рассылки спама. Сетевые мошенники дают неплохую прибыль публичным местам доступа в Интернет в Нигерии. И никакие государственные комитеты по борьбе с интернет-мошенничеством не смогут изменить реальное положение вещей.

Это вовсе не означает, что нигерийская полиция бездействует, - по 419 статье ("мошенничество с предварительным уведомлением") ежемесячно проходят от 50 до 100 человек. Полицией даже создан специальный сайт, где пользователи со всего мира могут пожаловаться на авторов нигерийских писем, но последних все равно не становится меньше.

Одна из причин того, что "нигерийские письма" оказываются эффективными, - действительно бедственное и нестабильное положение экономики и политической жизни в стране. Состояние непрекращающихся гражданских войн и нестабильность экономики, о которых постоянно сообщают СиЭнЭн, ЭнБиСи и даже Опра, подтверждают доверчивым янки и европейцам слова мошенников о желании вывести деньги из Нигерии.

Но при всей серости картины, Интернет в Нигерии - это не только сетевые мошенники. Даже деятельность последних была бы невозможной, не проводи государство политику приобщения нигерийцев к Интернету. Властями создана специальная стратегия National Information Technology Policy (NITP), которая нацелена на повышение уровня интернетизации одной из крупнейших африканских стран.

Появился же Интернет в Нигерии в конце 1994 года. Тогда единственным поставщиком доступа был государственный Nigerian Ltd (Nitel). Сегодня в Нигерии лицензиями на право предоставления интернет-услуг обладают около 75 провайдеров. Реально же на рынке работают только треть из них, обеспечивая доступом около 140 тысяч пользователей (данные 2000 года). При населении в 120 миллионов эта цифра звучит удручающе. И это при том, что лишь в течение последних лет наметились позитивные сдвиги в развитии интернет-инфраструктуры. До 1998 года в Нигерии было не более 10 провайдеров, предоставляющих dial-up доступ клиентам.

Это объяснялось тем, что на рынке до последнего времени не было спроса. По данным Всемирного Банка, в 1998 году на 1000 нигерийцев приходилось лишь 5,7 компьютера. Динамика изменения числа пользователей в Нигерии выглядит следующим образом (данные ITU и SANGONeT):

  • Январь 1999 - 1000.
  • Май 1999 - 9000.
  • Декабрь 1999 - 100000.
При этом, подписчиками интернет-услуг в 1999 году были лишь три тысячи нигерийцев. Ситуация усугубляется тем, что в Нигерии из-за нестабильной политико-экономической обстановки фактически отсутствуют представительства международных организаций, которые традиционно помогают африканским странам и их бедным жителям осваивать Интернет.

Приходится нигерийскому правительству собственными силами пробиваться в мировое интернет-сообщество. Упоминавшаяся ранее программа NITP была принята в 2001 году. "Электронная Нигерия" ставит своей задачей значительно ускорить интеграцию страны в Интернет к 2005 году. Курирует выполнение программы специально созданное Агентство Разработки Национальной Информационной Технологии (NITDA), вложившее в программу на начальном этапе около 27,5 миллионов долларов.

К сожалению, независимые эксперты констатируют, что правительство и NITDA очень вяло реализуют задачи NITP. Лишь в прошлом году в этом направлении наметился сдвиг благодаря помощи посольства США в Нигерии, создавшему Центр Развития ИТ в Абужа (втором по величине городе страны). Всего таких центров будет создано 6 - в каждой геополитической зоне Нигерии.

Одна из причин медленной реализации NITP - работа государственного телекоммуникационного оператора NITEL. Его присутствие в пяти крупнейших городах страны не позволяет нормально развиваться конкуренции на рынке интернет-услуг. Процесс демонополизации NITEL был начат еще в 1990 году, но лишь в 1997 был окончательно оформлен, когда первые коммерческие провайдеры получили свои лицензии.

Параллельно с государственной NITDA в Нигерии функционируют несколько негосударственных инициативных групп по развитию Интернета. Наиболее активная из них - Nigeria Internet Group (NIG), организовавшая в 1999 году в столице проведение Африканской Конференции по вопросам освоения Интернета. Другая конференция была организована этой же группой в сентябре 2000 в Абужа. В их ходе были выработаны основные рекомендации по развитию Интернета в Нигерии.

В частности, было предложено в течение пяти лет снизить налог на импорт оборудования в сектор ИТ на 50% (по 10% в каждом году). Также было инициировано создание специального Фонда для исследований местного ИТ-сектора экономики за счет средств, полученных от приватизации. К сожалению, по данным Country Commerce, на данный момент обе рекомендации так и остались без внимания нигерийского правительства.

Кроме Nigeria Internet Group, активное участие в приобщении нигерийцев к Интернету играют Computer Association of Nigeria и Computer Registration Council of Nigeria, которые активно критикуют правительство за невыполнение задач NITP. Позитивными моментами развития нигерийского Интернета можно считать появления wap-доступа в феврале прошлого года и активизацию деятельности нигерийской компании Zinox Technologies, собирающей дешевые компьютеры.

В ноябре 2001 года правительство продало 51% акций NITEL Portugal Telecom, что стало первым примером приватизации крупного государственного предприятия в Нигерии. Возможно, это позволит Нигерии поднять свой статус в регионе: в январе 1999 в стране было лишь 0,03 хоста на 10 тысяч жителей, в то время как в Гане - 0,1, а в ЮАР - 34,67.

Прочитав несколько предыдущих абзацев, вы можете решить, что нигерийский Интернет абсолютно безразличен местным властям. На самом деле, у медленной реализации NITP есть несколько объективных причин, о которых частично уже говорилось. И надо отдать должное нигерийскому правительству за то, что в условиях отсутствия серьезной внешней поддержки ИТ в стране медленно, но развиваются.

Подтверждением этому может служить сообщение World IT Report о мероприятиях, инициированных властями Нигерии и направленных на приобщение жителей этой африканской страны к Интернету.

  • Март 2002. При поддержке правительства Федеральный Технологический Университет Технологии (FUTA) модернизирует свою сеть и открывает несколько киберкафе со специальными ценами для студентов.
  • Июль 2002. Ассоциация Поставщиков интернет-услуг организовала встречу с представителями нигерийского бизнеса, на которой обсуждались вопросы инвестирования в ИТ и использования Интернета в деятельности коммерческих компаний.
  • Сентябрь 2002. Правительство выпускает директиву о создании мобильных центров Интернета в сельской местности. Теперь авторам "нигерийских писем" не придется ездить в столицу...

И будет им Щасте.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Станислав Варивода, Северная Корея: "красный" Интернет с душком капитализма /12.02/
Недавно в Пхеньяне состоялось открытие первого интернет-клуба. Церемония прошла скромно и тихо. О клубе не писали в газетах, не сообщали по радио или телевидению, и значительная часть жителей столицы, не говоря уже об иностранных дипломатах, пока не знает об этом событии.
Виктор Захарченко, ПК + PC = .PK /08.02/
Пакистан снискал славу одного из мировых центров оффшорного программирования. Распространяя свой софт, подписанный известными софтверными брендами, пакистанцы не забывают на территории своей страны распространять Интернет.
Антон Самсонидзе, Виктор Захарченко, По дороGE в Интернет. Два года пути /28.01/
В первый раз к теме грузинского Интернета мы обращались почти два года назад. С тех пор многое изменилось, но местная Cеть так и не смогла подняться на качественно новый уровень.
Виктор Захарченко, Интернет в Таиланде: королевский подарок /23.01/
Интернет в Таиланде не может находиться в плохом состоянии. Его тянут вверх королевская семья, общее экономическое состояние страны и консолидация общества, осознающего важность интеграции тайского народа во Всемирную Паутину.
Виктор Захарченко, Наши соседи /15.01/
При всей своей нынешней запущенности, перуанский Интернет когда-то носил бремя первопроходца. Именно здесь потребители первыми в Латинской Америке были массово допущены к электронному чуду современности.
предыдущая в начало следующая
Виктор Захарченко
Виктор
ЗАХАРЧЕНКО
zahar@ukr.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'ГлобусНет' на Subscribe.ru