Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Русская сеть: истории < Вы здесь
"Московская альтернатива" как первая политическая кампания в интернете
Дата публикации:  5 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В начале июня 1999 года Московская городская дума приняла решение о переносе выборов мэра Москвы с июня 2000 на декабрь 1999 года. Совмещение с парламентскими выборами мотивировалось сугубо экономическими соображениями: спикер Мосгордумы Владимир Платонов утверждал, что это "позволит сэкономить государству огромные деньги - порядка 200 миллионов рублей". [1] Вместе с тем перенос выборов интерпретировался в СМИ как тактический ход Юрия Лужкова, которому было выгодно "в декабре вновь переизбраться мэром, чтобы в случае поражения на президентских выборах по-прежнему остаться московским градоначальником, а не обычным пенсионером". [2]

Идея совместить избирательную кампанию движения "Отечества", лидером которого являлся мэр Москвы, с агитацией за "крепкого хозяйственника" в столице, на первый взгляд, действительно была сильным предвыборным ходом Юрия Лужкова, электоральное преимущество которого в Москве было безусловным (на прошлых выборах за него отдали голоса 89,64% москвичей). На улицах города уже весной 1999 года в обилии висели плакаты акции "Покупайте отечественное" с логотипом "Отечества". Альтернативы Лужкову не было, и его победа на выборах казалась неизбежностью. В июне 1999 года 82% опрошенных Фондом "Общественное мнение" москвичей признались, что "однозначно проголосуют за Юрия Михайловича на декабрьских выборах мэра Москвы". [3] Лужков обладал в столице абсолютным административным ресурсом, большинство средств массовой информации находились под его непосредственным или косвенным контролем.

В этих условиях в штабе "Новой силы" было принято решение включиться в избирательную борьбу с мэром Москвы и использовать ее в качестве элемента думской кампании. Для атаки на Лужкова в июне 1999 года была создана общественная группа "Московская альтернатива", которая формально не имела отношения к Кириенко и его движению. Само название объединения подразумевало возникновение альтернативы и лично Лужкову, и сложившейся при нем системе управления столицей. Для Кириенко, объявившего в июне о намерении баллотироваться на пост мэра Москвы, участие в московских выборах дало постоянный и очень сильный повод присутствия в информационном пространстве.

В кампании "Московской альтернативы", которая была частью PR-сопровождения Кириенко, осуществлявшегося Фондом эффективной политики, большое значение придавалось использованию интернета. 17 июня 1999 года одновременно были открыты телефонная "горячая линия", общественная приемная и сайт "Московской альтернативы" по адресу www.msk.ru. Короткий и запоминающийся адрес был на год перекуплен у его владельцев неслучайно: его созвучность с адресом сайта мэрии Москвы (www.mos.ru) была одним из элементов кампании, в ходе которой сайт "Московской альтернативы", зарегистрированный в разделе "Администрации" рейтинга "Рамблер", демонстрировал на порядок большую популярность, чем официальный сайт мэрии.

В декларации "Московской альтернативы" провозглашалось, что она "никоим образом не является движением ПРОТИВ. Это движение ЗА - за порядок в городе, за рациональность управления, за соблюдение закона и прав человека, за защиту социально обездоленных слоев населения, за экологическую безопасность, за то, наконец, чтобы в столице было уютно и хорошо всем тем, кто в ней сегодня живет". [4] Реально "Московская альтернатива" была не столько действующим общественным объединением, сколько механизмом по структурированию и предъявлению средствам массовой информации всевозможных "болевых точек" лужковской Москвы. В условиях информационной блокады в московских СМИ интернет был использован для имитации действующего политического субъекта. Емкое описание сайта "Московской альтернативы" появилось в газете "Версты": "Первое впечатление, которое возникает у его посетителей: они попали на страницу очень сплоченной организации, имеющей четкую структуру, иерархическое строение, а также интерес к широкому спектру социальных проблем. Такое впечатление создает умелое построение страниц. Колористическая насыщенность, графическое решение сайта формируют образ молодого, динамичного и решительного общественного объединения. Создатели сайта грамотно использовали все известные механизмы взаимодействия с посетителями интернета. Сделано максимум для того, чтобы "Московская альтернатива" воспринималась как открытая для всех общественная организация, в которую каждый может обратиться, его мнение услышат и напечатают". [5] В дальнейшем прием имитации действующего политического субъекта, суть которого заключается в создании интернет-ресурса, отражающего бурную активность несуществующего общественного движения, и дальнейшей трансляции этой активности в традиционных СМИ, был неоднократно использован в ходе парламентских и президентских выборов.

Впрочем, успех "Московской альтернативы" заключался в том, что создатели проекта не ограничились в своей деятельности интернетом, но совместили в кампании различные каналы коммуникации. Для сбора мнений горожан о злоупотреблениях московских властей была открыта телефонная "горячая линия", названная в СМИ "телефоном недоверия Лужкову" [6], куда только за первые сутки поступило более тысячи звонков. Аналогичный прием жалоб и предложений был организован в интернете. Собранные по темам мнения москвичей публиковались на сайте, ежедневно велась статистика звонков. Список "слабых мест" московских властей, составленый на основе электронных писем и телефонных сообщений, ежедневно пополнялся и анализировался в регулярно появляющихся на сайте комментариях. Экспертная группа "Московской альтернативы" под руководством архитектора Вячеслава Глазычева в течение лета 1999 года занималась составлением обширного доклада "Москва: тенденции 90-х и альтернативные пути развития", фрагменты которого по мере написания также публиковались на сайте. Наконец, еженедельно проводились тематические брифинги "Московской альтернативы", на которых журналистам сообщалось о проделанной группой работе.

В программной статье "Московской альтернативы", опубликованной в начале июня в "Новых известиях", Кириенко писал: "Я против прячущейся от граждан власти. Я против необъяснимых решений, о которых приходится гадать - кому они выгодны, раз они невыгодны городу. Я и добьюсь того, чтобы в результате открытого "разбора полетов" мэрии была предложена иная - честная, современная - система московских властей". [7] В результате комплексной кампании в течение лета-осени 1999 года "Московской альтернативе" удалось прорвать информационную блокаду московских СМИ. "Разбор полетов" мэрии, производившийся на сайте www.msk.ru, привлекал внимание не только сотрудников здания на Тверской, 13, на столах которых в то время часто можно было увидеть распечатки с сайта "Московской альтернативы", но и журналистов. Летом 1999 года в прессе появились десятки статей о новой инициативе Кириенко, среди которых было много позитивных или нейтральных. На интернет-конференции 18 июня лидер "Новой силы" заявил, что действия "Московской альтернативы" "сняли запрет на критику", в том числе на "обсуждение положения Лужкова в Москве". [8] По мнению Вячеслава Глазычева, одного из руководителей "Московской альтернативы" и кандидата в вице-мэры в паре с Кириенко, "в информационном плане задача сервера была выполнена, мэрия отреагировала почти на все наши разделы, за исключением "священной коровы" строительного комплекса". [9]

За летние месяцы 1999 года в базе данных "Московской альтернативы" скопилось несколько тысяч расшифровок телефонных посланий и бессчетное множество сообщений, присланных по интернету. Москвичи жаловались на взяточничество и злоупотребления московских чиновников, проблемы с общественным транспортом, жильем, лекарствами, пробками на дорогах. Не исключено, что сама возможность высказаться носила для звонивших терапевтический эффект ("экс-премьер предложил москвичам большую-пребольшую жилетку, куда можно поплакать" [10]), но решить проблемы конкретных горожан "Московская альтернатива" была не в состоянии. Многие просили с ними связаться, даже предлагали помощь, однако ответы получали лишь единицы - у "Московской альтернативы" попросту не хватало ресурсов для общения со всеми желающими. Отсутствие реакции вызывало раздражение и обвинения на форумах сайта в том, что прием жалоб от москвичей есть просто предвыборный трюк Кириенко.

Несмотря на то, что официальный старт избирательной кампании на пост мэра Москвы был дан только 19 сентября 1999 года, фактически штаб Кириенко уже летом активно работал на московскую кампанию. Руководителем штаба стал галерист Марат Гельман, который к тому времени, увлекшись строительством своего сайта www.guelman.ru, стал активистом российского сетевого сообщества, что предопределило сетевую направленность некоторых акций "Московской альтернативы". Так, в интернете был проведен конкурс на лучшее дизайнерское решение знака-нашивки "Приезжий", участники которого выставлялись летом 1999 года в галерее Гельмана. Выставка называлась "За что мы не любим Маскву". 3-5 сентября 1999 года, в противес официальному празднованию Дня города, "Московская альтернатива" провела фестиваль искусств "Неофициальная Москва", сопредседателем которого стал Кириенко. К фестивалю на сайте Гельмана была открыта специальная страница (www.guelman.ru/day). Среди информационных спонсоров фестиваля впервые соседствовали крупные оффлайновые и онлайновые СМИ ("Известия" и Gazeta.ru, "Комсомольская правда" и "Русский Журнал", "Наше радио" и "ЕжеПравда"), что само по себе для того времени было уникальным явлением. Главным "сетевым" событием фестиваля стала церемония вручения премий по итогам литературного конкурса "Тенета-Ринет'98" в московском Доме кино, куда Кириенко заехал вручить приз одному из победителей.

В сентябре 1999 года после взрывов в Москве редакция сайта "Московская альтернатива" совместно с ведущим новостным изданием Lenta.Ru провела сетевую акцию "Русский Интернет против террора", направленную на "освобождение от страха". [11] Суть акции, к которой подключились десятки информационных ресурсов российской сети, заключалась в обмене информацией о террористических актах и размещении баннеров, ведущих на страницу сайта www.msk.ru.

Продвижению сайта способствовала и полиграфическая продукция штаба Кириенко, в больших количествах производившаяся художниками Гельмана. Было изготовлено множество листовок и наклеек со слоганами типа "Мэрия бессмертна" и адресом www.msk.ru. Осенью 1999 года вышло несколько выпусков предвыборной газеты "Неофициальная Москва", редактировал которую известный критик Вячеслав Курицын. Под логотипом газеты также был размещен адрес сайта "Московской альтернативы".

Таким образом, в отличие от других сетевых проектов Кириенко - персонального сайта и "Интернет-парламента", которые стали событиями только в момент открытия, - сайт "Московской альтернативы" стал элементом долговременной информационной кампании. В течение нескольких месяцев 1999 года www.msk.ru был одним из самых популярных ресурсов российского политического интернета, что было вызвано не столько сетевой рекламой, сколько серьезным продвижением "Московской альтернативы" в традиционных СМИ. Известный специалист в области интернет-рекламы Андрей Себрант (в 2001 году - руководитель российского отделения международного портала Lycos Europe и главный редактор журнала "Интернет-маркетинг"), исследуя тему PR в российском интернете, назвал "Московскую альтернативу" единственным примером "относительно цивилизованной отечественной PR-акции в сети". [12]

"Московская альтернатива" может считаться первой в истории российской сети комплексной политической кампанией, в которой интернет-технологии использовались наряду с традиционными средствами public relations и рекламы. В многофланговом информационном наступлении на позиции мэра Москвы посредством интернет-технологий "Московская альтернатива" играла роль позитивной агитации, особенно эффективной в сочетании с контрпропагандистской кампанией осени 1999 года (скандальный двойник сайта Лужкова, на который ссылался в своих передачах Доренко и др.). При этом официальные сайты Кириенко и "Союза правых сил" усиливали информационное присутствие правых в интернете, формально оставаясь вне предвыборных баталий. Характерное описание интернет-проекта "Московской альтернативы" дало "Новое время": "Впервые на арену политической борьбы против неповоротливых бюрократических механизмов выводятся новые, базирующиеся на современых разработках технологии. Неудивительно, что у московского мэра столь неподдельное раздражение вызывает "этот сайт". Есть в этом слове что-то непонятное и угрожающее для Юрия Михайловича..." [13]

Предвыборный ход по совмещению думских и мэрских выборов, таким образом, оказался скорее проигрышным для Лужкова, который в результате деятельности "Московской альтернативы" перестал быть единственным и бесспорным кандидатом на пост столичного градоначальника. И несмотря на то, что 19 декабря 1999 года мэр Москвы набрал 71,7% голосов избирателей, победив таким образом уже в первом туре, продолжавшаяся в течение полугода кампания во многом повлияла на отказ Лужкова от участия в президентских выборах. Кириенко, которого поддержали 11,4% москвичей, поздравил мэра Москвы с победой и "выразил удовлетворение тем, что "35-40 процентов предложений "Московской альтернативы" реализуются столичными властями" [14].

Если представить, что все многомиллионное население Москвы пользовалось бы в конце 1999 года интернетом, не исключено, что итоги выборов были бы иными. Пользователи сети, всегда симпатизировавшие правым, в ходе онлайновых голосований выражали Кириенко значительно большую поддержку, нежели пришедшие на избирательные участки москвичи. Осенью 1999 года "Независимая газета" провела на тему выборов мэра Москвы несколько интернет-опросов, результаты которых публиковались в печатной версии издания. Согласно данным опроса 23 ноября 1999 года, Кириенко опередил Лужкова на виртуальных "выборах" почти на 10% процентов (за лидера СПС проголосовало 47% посетителей сайта, за Лужкова 38% и 7% за Павла Бородина, лидера сети по числу показов баннеров в тот период [15]). По мнению обозревателя "НГ", интернет-технологии существенно повлияли на итоги выборов мэра: именно "интернетизированность" Кириенко стала тем обстоятельством, которое "позволило ему отнять у Юрия Лужкова более 10% голосов избирателей". [16]


Если вы хотите обсудить этот материал, вы можете написать нам или принять участие в обсуждении на форуме.



[1] Рассафонова М. Платонов хочет экономить. На медиках и милиции // Новые известия. 1999. ╧ 105. 16 июня.

[2] Там же.

[3] Миреев А. Мэр в Москве - царь и бог // Московские ведомости. 1999. ╧ 26. 19 июня.

[4] Что такое "Московская альтернатива" // Сайт "Московской альтернативы" (http://web.archive.org/web/20000305210528/www.msk.ru/our/site.html)

[5] Бекасов О. Оружие со смещенным прицелом // Версты. 1999. ╧ 90. 9 нояб.

[6] Корецкий А. Открыт "мэрский список" Юрия Лужкова // Сегодня. 1999. ╧ 132. 19 июня.

[7] Кириенко С. Москве нужна альтернатива // Новые известия. 1999. ╧ 104. 11 июня.

[8] "Отечество" сохранится как политическое движение // РИА-Новости. 1999. 18 июня.

[9] Глазычев В. Интервью 30 октября 2001 года.

[10] Бабасян Н. Жилетка для москвичей // Новое время. 1999. ╧ 27. 11 июля.

[11] Русский интернет против террора. Страница на сайте "Московской альтернативы. (http://web.archive.org/web/19991129052902/www.msk.ru/antiterror.html)

[12] Иванов Д. Виртуальная политическая борьба // Мир Internet. 1999. ╧ 11. Ноябрь. (http://www.iworld.ru/magazine/index.phtml?fnct=page&p=51534328)

[13] Бабасян Н. Жилетка для москвичей // Новое время. 1999. ╧ 27. 11 июля.

[14] Формирование массовой правой партии является главной целью "Союза правых сил", заявил Сергей Кириенко // РИА-Новости. 1999. 22 дек.

[15] Сеточкин И. Будет ли второй тур? // Независимая газета 1999. ╧ 221. 25 нояб.

[16] Ваганов А. Как голосовал интернет // Независимая газета 1999. ╧ 243. 28 дек.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Сметанин, Виртуальное партстроительство /28.03/
В США политические деятели активно используют интернет для сбора пожертвований. Немцов и Кириенко собирали в интернете не деньги, а общественную поддержку.
Михаил Сметанин, Борис Немцов - первый политик в российском интернете /20.03/
Разумеется, сайты Немцова не могли повлиять ни на рейтинг его популярности, ни на судьбу правительства. Результатом проекта можно считать то, что из политических деятелей именно Немцов первым стал ассоциироваться со словом "интернет". (отзывы)
Дмитрий Иванов, Российский интернет как средство политической коммуникации /13.03/
В течение 1990-х годов интернет в России оказался включенным в качестве еще одного коммуникативного инструмента в существующую систему обмена смыслами между субъектами политического процесса.
Иван Давыдов, Дмитрий Иванов, История российского интернета в воспоминаниях современников /06.03/
Мы эту историю все равно напишем. Вполне возможно, что именно Вас, уважаемый читатель, из нашего стакана не видно. Так что это в ваших интересах - помочь нам расширить наш кругозор.
предыдущая в начало следующая
Михаил Сметанин
Михаил
СМЕТАНИН
history@institute.org.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: