Русский Журнал / Net-культура / Русская сеть: истории
www.russ.ru/netcult/history/20030418.html

Александр Гагин: "Меня не устраивает ничего из сделанного"

Дата публикации:  18 Апреля 2003

Родился 29 сентября 1971 г. в Энгельсе Саратовской области. Окончил Московский Инженерно-Физический Институт. 1994-1996 - системный администратор Unix. 1997-1998 - главный редактор журнала "Интернет". 1999 - заместитель директора компании "Нетскейт". 2000-2001 - директор веб-издательства в компании "НТВ-Портал.ком" ("Мемонет"). 2002-2003 - заместитель директора - главный редактор Дирекции Интернет-вещания ВГТРК. С 2003 - заместитель генерального директора, шеф-редактор редакции электронных версий "Российской газеты".

Среди отдельных проектов - создание открытой электронной газеты Форум.мск.ру, открывшая жанр веб-обозрений авторская колонка "Паравозов-ньюс", рубрика "Интернет" в "первой" Газете.ру.

Дмитрий Иванов. Какой из проектов последних лет сегодня вызывает у тебя самые теплые чувства? Что приятно вспомнить?

Александр Гагин. Меня не устраивает ничего из того, что я делал. Мне не нравятся в равной степени и те проекты, что были успешными, и откровенно провальные. Наверное, потому что не развить успех - это еще хуже, чем потерять шансы сразу. А если проект остался в прошлом - значит успех не был развит в достаточной степени.

И наоборот - даже те задумки, что "не пошли", остаются интересны. Поэтому я не определил бы чувства как теплые - таких проектов у меня нет. Больше же всего эмоций вызывает, пожалуй, "Заголовки.ру" - с одной стороны, его направление было определено верно, с другой - решение о ставке на чистую технологию было глубоко ошибочным. Эта ошибка многому научила. Впрочем, приятно вспомнить рождение "Форум.мск.ру". В тот момент это был отличный костер идей.

Д.И. Почему "Форум.мск.ру" оказался столь востребованным? Вообще, как повлиял на Интернет кризис 1998 года?

А.Г. Сейчас мы видим, что рост аудитории интернет-изданий происходит нерегулярно, ступеньками. Всякий раз, когда происходит информационный взрыв уровня "Курска" (а по оценкам Рамблера и Леонида Делицына это случается примерно раз в 13 месяцев), суточная аудитория крупнейших интернет-изданий взлетает в несколько раз, и по окончании событий постоянная аудитория оказывается выше, чем была до катастрофы. Практически на каждом таком взрыве "поднимался" какой-то сайт. Кризис 1998 года был первым таким случаем, тогда "взлетел" сайт РБК.

Информационные взрывы можно назвать и информационными кризисами: поскольку читателям сколько ни дай новостей по горячей теме - им все равно будет мало. Такая ситуация приводит к изменению отношения к новостям в Интернете, принятым форматам работы с ними. Форум.мск.ру был как раз проектом, где активно (и успешно) исследовались такие форматы. Он задумывался как проект, который компенсировал бы нехватку версий объяснения происходящих событий и удовлетворял бы ажиотажный спрос на информацию. Поскольку Форум был частным проектом без бюджета и выделенной редакции, то не стал звездой новостей. Зато открыл новые подходы и к работе с аудиторией, и к технологическому обеспечению информационных сайтов (что, впрочем, не было видно публике).

Д.И. И каковы были эти новые подходы? В чем "фишка" Форума.мск.ру?

А.Г. Многое из того, что там применялось, сейчас кажется таким очевидным, что сложно уже с уверенностью говорить, что это придумано было именно для форум.мск.ру, а не раньше. Например, веб-интерфейс для редакционного управления изданием (вообще весь движок был модифицированным скриптом гостевой книги Мэта Райта, положенным на файловую базу данных). И, конечно, привлечение читателей в качестве авторов, реализованное простейшим и понятнейшим образом.

Д.И. Твои обозрения "Паравозов-news" в свое время стали одним из контент-сервисов "Ситилайна" / "Нетскейта". Несмотря на значительную роль этих компаний в становлении российской сети, внятной истории "самого нескучного провайдера" и близких проектов пока нет. Попробуешь начать?

А.Г. Ну, во-первых, "Ситилайн" и "Нетскейт" - это вовсе не одно и то же. У них частично совпадали акционеры, был один и тот же продюсер - Кудрявцев, и с какого-то момента компании находились в одном офисе. Только этими обстоятельствами и определялась общность.

Во-вторых, историю "Ситилайна" я знаю не с момента основания компании, провайдер уже вовсю раскручивался, когда я перенес "Паравозова" на их сервер. Мой проект был не единственным информационным ходом - помимо знаменитого "Вечернего Интернета", на cityline.ru поселились "Сеновал", "Москва пешком", "Страна советов" и прочее электронное чтиво. Опять же, "Анекдот.ру". Смысл такой деятельности был в создании стимула подключаться к Интернету - чтобы было, что там читать. Причем регулярно и что-то новенькое каждый день. А тогда для публики нахождение на сервере провайдера было критерием подключения именно к этому провайдеру - да наверняка это и сейчас осталось так. Скажем, когда несколько лет спустя "Ситилайн" поменял дизайн сайта и убрал ссылку на "Анекдот.ру" с заглавной страницы (ибо сайт был продан "Мемонету"), начались звонки пользователей - зачем вы убрали наши анекдоты?

В "Ситилайне" было множество интереснейших людей, о которых в двух словах не скажешь. Для меня первым из них был Емельян Захаров, человек очень яркий. Я отношусь к нему с глубоким уважением. Чтобы охарактеризовать, скажу лишь, что он мог бы стать героем множества книг - от романтических до детективов.

"Нетскейт" же появился потом - слиянием медиа-проектов "Ситилайна" (упомянутых - хотя может и без "Анекдот.ру") и интернет-проектов компаний Сергея Скатерщикова (отсюда слово "Skate"). Там был журнал "Планета Интернет", под который я пришел туда работать, была студия Лебедева, которая тогда называлась "Web Design". Были студия по производству программ для мультимедийных компакт-дисков, корпоративный Интернет-консалтинг и прочее.

Д.И. Что предшествовало созданию "Интернета" (на мой взгляд, лучшего из когда-либо издававшихся в России журналов о сети)? Какова история журнала?

А.Г. Когда организовывалась компания NetSkate, со стороны компаний Скатерщикова в качестве актива был принесен свежекупленный ими у Владислава Каширских журнал "Планета Интернет". Изначально команда собиралась, чтобы переделывать этот журнал. В конце июня 1997 года вышел новый его номер, совсем с другой редакцией, с другим макетом и качеством. Затем оказалось, что купили "Планету" как-то не так, журнал реально не принадлежат "Нетскейту", и они ушли. Но поскольку у нас редакция была уже организована, то решили делать другой журнал. Название взяли "Интернет" за отсутствием лучших идей, макет несколько изменили, а в остальном все осталось так же. В августе 1997 года вышел первый номер "Интернета", хотя реально это был уже второй номер нашего журнала. Следующим знаменательным моментом в жизни журнала стала весна 1998 года, когда он вышел на самоокупаемость. Но - увы - потом случилось лето и сезонное падение деловой активности и рекламного рынка, а в августе - финансовый кризис. Затем с 14-го номера (начало 1999 года) главным редактором стала Аля Пономарева. Осенью 1999 года журнал вместе с прочими активами "Нетскейта" купил "Медиа-Мост", где он и выходил вплоть до крушения медиа-империи в начале 2001 года.

Д.И. Покупка проектов "Нетскейта" "Мостом" в каком-то журнале (в "Профиле", если не ошибаюсь) была подана как сделка Гусинского с Березовским. Насколько далеко от правды?

А.Г. Не могу быть уверен, насколько мои сведения на этот счет достоверны. Но насколько мне известно, Нетскейт не принадлежал Березовскому ни в коей мере, поэтому он и мог быть продан Гусинскому.

Д.И. А "Ситилайн"?

А.Г. Ну "Ситилайн"-то не был продан Гусинскому. Связь "Ситилайна" с Березовским некая была. Насколько формальная - не знаю.

Д.И. Была даже, если помнишь, попытка выстроить единое сетевое отражение медиа-ресурсов Березовского - я имею в виду проект "Постфактум", содержавший материалы АПН, ОРТ и "Коммерсанта" и фактически объединенный с сайтом "Ситилайна" (август 2000). Как ты вообще оцениваешь интернет-проекты, финансировавшиеся Березовским?

А.Г. Я их не оцениваю, это меня не касалось и не касается. Что касается "Постфактума" - не припомню случая, когда бы попытка объединения в новый бренд существующих разнотипных дала бы результаты. Хотя связь "Ситилайна" с Березовским это действительно демонстрирует.

Д.И. Хорошо, вернемся к "Нетскейту". Как его проекты оказались у "Медиа-моста", как создавался "Мемонет"?

А.Г. Я не был этому свидетелем - видел только часть результатов, а сам процесс и его логику не наблюдал. На уровне акционеров было решено, что активы "Нетскейта" передаются "Медиа-мосту", который как раз создает компанию "Мемонет" (Media Most Networks). "Мемонет" был субхолдингом и сам состоял из двух компаний: "НТВ-Портал.ком" (которая занималась контентными проектами, созданием сайтов, интернет-рекламой) и "НТВ-Интернет". Последняя занималась проектом ассиметричного спутникового доступа на основе мостовских спутников. Инициатором этого проекта и исполнительным директором "Мемонета" в целом был Евгений Ройтман. Генеральным директором компании был Владимир Ленский.

С медийной точки зрения наиболее важным там было создание нового издания, "продающего" публике видеоряд, по адресу НТВ.ру.

Д.И. А кто в "Мемонете" занимался содержательными вопросами? В частности, кто придумал НТВ.ру?

А.Г. Содержательными вопросами в целом занимались много кто, а конкретно по НТВ.ру - Носик и Борис Банчевский. Нет отдельного человека, который бы придумал. Глеб Сеткин, разве что: Носик сформулировал стратегию, Банчевский занимался непосредственным руководством, организовал политику и отношения с телекомпанией (опираясь на поддержку Владимира Валериановича Ленского), а Сеткин проектировал конкретику построения сайта. Скажем, именно он придумал рубрикатор, к которому привязывались статьи, что позволяло службе промоутеров иметь досье НТВ.ру на любые темы в тот момент, когда тема стала горячей.

Д.И. Кстати, о продвижении. НТВ.ру достаточно быстро завоевал популярность. Как рекламировался проект?

А.Г. С моей-то точки зрения НТВ.ру недостаточно быстро набирал аудиторию. Стартовым рывком был пожар на телебашне, из-за которого мы открылись неделей раньше запланированного срока, не проведя финальные тесты и настройки. Из-за этого возникали проблемы с способностью серверов держать растущую нагрузку: хотя посетителей на НТВ.ру было меньше, чем на Ленте, например, но исходящий трафик был сравним или выше и по объему, и по числу обращений к серверам: во-первых, поскольку оформление было графически более насыщенным (страница состояла из большего числа картиночек). Во-вторых, поскольку транслировалось видео. А нагрузка на сервер зависит от трафика и числа запросов. Поэтому здесь были проблемы. Но зато отключение телевидения в Москве дало ажиотажный спрос на такой контент. Ну а дальше все было достаточно просто: "Мемонету" принадлежали Реклама.ру и Анекдот.ру. У нас были промоутеры, чтобы эти ресурсы использовать. Они существенно накачивали НТВ.ру. С другой стороны, ссылались другие ресурсы - в первую очередь, Лента.ру, которая, например, использовала нтврушные картинки со ссылкой. Я не помню статистику, но по словам Носика, партнерский трафик с Ленты.ру был очень существенен. Еще была эфирная реклама - в заставках и т.д., но, по нашим наблюдениям, она практически ничего не давала.

Д.И. "Мемонет" застолбил огромное количество доменов и после открытия НТВ.ру выпустил несколько тематических сайтов - спортивный, киношный и проч. Если бы медиа-бизнес Гусинского не рухнул (представим такое), как бы развивалось интернет-направление? Что было в планах "Мемонета"?

А.Г. Насколько я знаю, Гусинский относился к интернету как к бизнесу. Это подразделение было слагаемым для капитализации холдинга, работало некоторым коэффициентом в формулах оценки активов, применявшихся в тот период. Гибель медийной империи плюс-минус совпала по времени с крахом интернет-пирамиды в Америке. Но эта гибель скорее была поводом, а не причиной. Как только формулы оценки медийных холдингов поменялись бы, изменилась бы и стратегия. Вместо букета проектов, связанных так или иначе с компаниями холдинга (как, например, базы киношных компаний использовал "Мир кино") и ставящими сложные вопросы их естественной интеграции, появился бы один главный адрес и его разделы. Неуспешные проекты были бы реформированы, заведены под крыло более популярных. На самом деле, примерно это и произошло. Адрес ntvsport.ru ведет в спортивный раздел Newsru.com. Инопресса встала в меню того же Newsru. На месте "тема дня", живет religio.ru. Так что контентные активы Мемонета просто были реструктурированы, не более того. А что до планов - я занимался технологиями, поэтому ничего не могу сказать о содержательной стороне. Но если бы события вокруг холдинга не помешали бы, то был бы переведен на новый движок анекдот.ру (собственно, движок был готов и тестировался), и Реклама.ру тоже, возможно, поменяла бы движок и перешла на модель выкупа показов, то есть работы в режиме специфического рекламного агентства. Эта работа только была начата, как все произошло.

Д.И. Через некоторое время после гибели "Медиа-Моста" ты организовал интернет-направление уже в другом медиа-холдинге, на этот раз государственном. Как ты сейчас оцениваешь успехи ВГТРК?

А.Г. Нет, я его не организовывал. Его организовал Радик Ирикович Батыршин, заместитель Председателя ВГТРК, директор Дирекции Интернет-вещания. Я лишь консультировал его в момент формального создания Дирекции и определения концепции развития. А полноценно работать пришел спустя полгода, когда уже все было построено - сайты были придуманы и запрограммированы, редакции уже работали. Так что мое дальнейшее участие там было полезно, но не необходимо, поэтому я оттуда в итоге и ушел. Что касается успехов - получилось очень многое. Конечно, в интернет-проектах ВГТРК есть множество аспектов, которые можно сделать лучше. Как в любом деле - идеал недостижим. Но главное - проекты работают, они разноплановые и качественные. За них не стыдно. Если говорить о том, насколько мои идеи были реализованы - поскольку они касались развития региональной информационной сети, то это слишком долгая история ввиду расстояний и количества региональных ГТРК, чтобы уже делать какие-то выводы.

Д.И. В "Российской газете" ты начал работать совсем недавно, поэтому спрашиваю о планах. Какие изменения ждут газету и сайт www.rg.ru?

А.Г. Лучший способ поссориться с удачей - рассказывать о планах. И потом, это же Nethistory.ru, а не Netfuture? Future у моих новых проектов, безусловно, est, но время рассказывать об этом не пришло.

Беседа происходила по e-mail в течение марта 2003 года. Одновременно публикуется на сайте NetHistory.ru.


Написать отзыв | Присоединиться к сообществу проекта NetHistory.ru на сайте LiveJournal.com