Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Интер(акти)вью < Вы здесь
Интер(акти)вью 35: И.С.Кон
Дата публикации:  20 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто были ваши учителя? Или вы - self-made-man?

Я занимался разными вопросами, на стыке нескольких наук и, соответственно, учился у разных людей, часто опосредованно. Тем более, что некоторых областей знания, которые меня интересовали (социология, социальная психология, этнография детства, сексология), в СССР в то время не было, моему поколению пришлось создавать их заново. Поэтому мы все учились в основном по книгам. Правда, книги эти были разными.

Тема вашей диссертации? Области интересов в социологии?

И.С.КонЯ по образованию историк и окончил три аспирантуры. Моя первая кандидатская диссертация (по истории) была посвящена общественно-политическим взглядам Мильтона, вторая (по философии) - этике Чернышевского, докторская - западной философии истории XX века. В социологии я занимался главным образом историей социологии, социологией личности, молодежи и межличностного общения. Моя интеллектуальная автобиография "О себе и своей работе" опубликована в сборнике моих избранных сочинений "Социологическая психология" (в серии "Психологи отечества"). Ее можно целиком прочитать на моем веб-сайте, раздел "Книги".

Каково ваше отношение к взглядам В.Геодакяна о различной роли полов в эволюционном процессе? Если вы разделяете их, как эти различия проявляются в сексуальной жизни современных людей - сознательно или инстинктивно?

На мой взгляд, теория Геодакяна - одна из самых серьезных современных теорий полового диморфизма, я отношусь к нему с огромным уважением. Однако выводить из эволюционной биологии индивидуальные различия современных мужчин и женщин и изменения в характере их жизнедеятельности нельзя. Их изучают другие науки. Научное знание многоуровнево, простая дедукция тут не работает. Почитайте новые книги по гендерным исследованиям.

Есть ли шансы на то, что в России (за пределами МКД) изменится отношение к сексуальным меньшинствам. Говоря другими словами, когда мы догоним в этом плане Голландию?

Хотя уровень гомофобии в России - один из самых высоких в мире и ее сознательно насаждают реакционные круги, терпимость к сексуальным (как и другим) меньшинствам за последние 10 лет заметно выросла. До Голландии нам, конечно, далеко. Не только в этом вопросе...

Вы много делали для разрушения России и нравственности. Онанизм, рукоблудие, "голубой" секс... Довольны ли вы плодами своей деятельности? Или вам надо, чтоб мы все вымерли от СПИДа, как кролики?

Никогда не слышал, чтобы СПИД распространялся посредством онанизма. На Западе СПИД обуздывают с помощью сексуального просвещения. В России с сексуальным просвещением борются больше, чем со СПИДом. Это действительно способствует вымиранию нации. Кто в этом виноват?

Почему гомосексуалисты и евреи всегда вместе?

Они всегда вместе только в глазах гомофобов и антисемитов. На самом деле среди гомосексуалов есть антисемиты (например, знаменитый русский голубой писатель Евгений Харитонов), а среди евреев - гомофобы. Иудаизм строго осуждает мужеложство. Тем не менее гомофобия и антисемитизм внутренне связаны. Если хотите понять - почему, прочитайте мою статью "Психология предрассудка" (Новый мир, 1966, #9), она есть на моем сайте в разделе "Статьи", и книгу "Лунный свет на заре".

Как вы относитесь к просветительской деятельности В.В.Шахиджаняна?

Положительно. Он первым понял, что страна нуждается в сексуальном просвещении, и занял соответствующую нишу, чего не сумели профессиональные сексопатологи. Разумеется, профессиональная литература серьезнее, но она часто сложна для восприятия. Нередко Шахиджаняна бранят из зависти. На самом деле, это просто другой жанр литературы.

А вот был такой еще Кун, который, подобно Волкову-Бауму, пересказал на русский Грейвса. Вы не находите себя аналогом Куна от сексоп... простите, философии?

Боюсь, что не совсем понимаю пафос вашего вопроса. Я не читал Грейвса и не знаю, кто такой Волков-Баум. А "Мифы древней Греции" Куна я в детстве читал и до сих пор ему благодарен. Став ученым, я перестал читать популяризации и полагаюсь только на первоисточники. Тем не менее я очень уважаю популяризацию. Между прочим, чтобы отличить диссертацию от компиляции ("пересказ") и плагиата, нужно, как минимум, прочитать ту специальную литературу, которой пользовался автор. Это очень большая работа. Попробуйте проделать ее с моими книгами "Введение в сексологию" (1989) или "Ребенок и общество" (1988), там есть библиография, вам остаются сущие пустяки - найти и прочитать эти книги и журналы.

А вам не кажется, что посвятить свою жизнь сексу - это все равно, что посвятить ее жареным грибам?

Кому что нравится. В науке узкая специализация себя оправдывает. Вероятно, есть люди, которые всю жизнь изучают и изобретают способы приготовления грибов. Хотя Лихтенберг писал, что "кто не понимает ничего кроме химии, тот и ее понимает недостаточно". Я с ним согласен.

Или вы имеете в виду не науку, а практику? Тут, тем более, хозяин - барин. Человеку, который получает от секса столько же удовольствия, сколько от жареных грибов, я не завидую. Но это его личное дело.

Уважаемый Игорь Семенович, есть ли сейчас, по вашему мнению, в России качественная и адекватная художественная литература о сексе? Создан ли уже в России адекватный язык, позволяющий описывать в литературе - к примеру, половой акт?

Не могу ответить на ваш вопрос. Я человек старый и консервативный, слишком откровенная эротика меня эстетически отталкивает, я не берусь ее оценивать. Пусть этим занимаются более молодые люди.

Смогли бы вы дать дифференцированное определение современной (2000/2001) непристойности: в искусстве, в частности в литературе; в СМИ; в Сети? Чем, на ваш взгляд, обусловлен "ад маргинальности" в Интернете; собственно, на что этот поток направлен?

Определение "пристойности" важнее всего для цензурной политики. Меня это не интересует. Тут есть много философских и эстетических проблем, которые я неоднократно обсуждал - в частности, в книге "Вкус запретного плода" (1997), которая целиком представлена на моем сайте. Но определение супругов Альгайер, что эротика - это сексуальные материалы, приемлемые для зрителя, а порнография - сексуальные материалы, неприемлемые для зрителя, - также не лишено оснований.

Что касается Интернета, люди выплескивают туда все свои, в том числе запретные, сексуальные переживания. Поэтому он кажется маргинальным. Но это часть их собственного сознания. Недавно я давал по этому вопросу интервью Известиям. Кое-что о виртуальном сексе есть и во "Введении в сексологию" (1999).

Является ли Интернет-секс адюльтером?

А мастурбация - является?

По данным всех поисковых устройств, наибольший процент поиска сексуальных материалов в интернете приходится на изображения несоврешеннолетних. Связано ли это, с вашей точки зрения, со спецификой аудитории или с какими-то более глобальными механизмами? Какими именно? Не является ли "педофобия" политически корректным двойником гомофобии?

Я не уверен в правильности исходной посылки. Абсолютное большинство людей не заинтересовано в детской порнографии и легко находит материалы по собственному вкусу. Педофилам (в самом широком понимании этого слова) труднее найти интересующие их образы, их производство и распространение - опасный, но крайне прибыльный бизнес, особенно в условиях российского правового беспредела. А консервативные СМИ создают вокруг этих скандалов сенсации, используя их в интересах как гомофобии (в этом вы совершенно правы), так и более общей сексофобии.

Что случилось в МГУ? Что это были за люди, которые вас закидали помидорами?

Помидоров не было. Нанятая кем-то группа фашистских отморозков, по меткому определению МК, пыталась сорвать мою публичную лекцию "Мужчины в меняющемся мире", но это им не удалось. Заказчиков этого преступления, разумеется, не найдут. Подробнее об этом можно прочитать в заметке "Фашизм наступает" на моем сайте.

Я слышала такой анекдот. Идет девушка и улыбается. Навстречу молодой человек, спрашивает: "Ты что улыбаешься?" Девушка отвечает: "Я была на лекции Кона И.С., он сказал, что самые сильные мужчины - индейцы, а самые нежные - евреи". Молодой человек: "Разрешите представиться, Исаак Абрамыч Чингачгук". Что вы об этом думаете?

Я слышал этот анекдот в другом варианте, без ссылок на меня. Думаю, что девушку столь находчивый парень должен был заинтересовать.

Игорь Семенович, спасибо вам большое за книги. Что у вас сейчас на столе в работе?

В прошлом году я наконец покончил с надоевшими мне сексологическими сюжетами (с последней статьей "Человеческие сексуальности на пороге ХХI века" вы можете познакомиться на моем сайте, в разделе "Статьи"), хотя доработанные и обновленные книги, разумеется, будут переиздаваться, и целиком переключился на тему "Мужчины в меняющемся мире". Читаю небольшой спецкурс на эту тему в ИСАН.

Речь идет не о сексуальности, а о гендерных проблемах. Один из самых интересных сюжетов - как меняется институт отцовства (больной вопрос не только для нашей страны), а также особенности социализации и развития мальчиков. В нашей бесполой психологии эти вопросы обходятся или решаются стереотипно. Результатом этой работы будет новая книга. Автономный аспект этой темы - социальная история мужского тела, как менялись мужские образы в истории искусства и с чем это связано. Первые две статьи на эту тему уже опубликованы, в том числе в Интернете. Сейчас готовится большая книга, с множеством хороших иллюстраций. Издавать ее будет одно из лучших российских издательств.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Интер(акти)вью 34: Вокально-инструментально-аналитическая интернет-академия /05.02/
"Поющие Сердца" им. Эдиты Станиславовны Пьехи
Интер(акти)вью 33: Псой Г. Короленко, молодежный филолог и акын /01.02/
Дело в том, что я одновременно гений и святой. Это уникальное сочетание, во всяком случае для русской культуры. Очень трудно эти две вещи совмещать. Трудно, но возможно.
Интер(акти)вью 32: Борис Натанович Стругацкий /26.01/
Россия сегодня √ это хронический больной, которому сделали серьезную (болезненную, опасную, но необходимую) операцию. Больной лежит в реанимации под капельницей, не в силах двинуть ни единым членом, однако же, организм у него, в целом, вполне (потенциально) здоровый, и через положенные две-три недели, глядишь, он начнет вставать, а там √ и выпишется, благословясь.
Интер(акти)вью 33: спросить Псоя Галактионовича Короленко /26.01/
На ваши вопросы ответит известный молодежный филолог и акын.
Интер(акти)вью 31: Вилли П. /17.01/
Мой сайт, посвященный Кинг Кримсон, был закрыт, не успев открыться. Привет копирайту, провайдерам, сисадминам и всей проклятой системе, в которую бежит задрав штаны, интернет во главе с Носиком и Лебедевым.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Интер(акти)вью' на Subscribe.ru