Русский Журнал / Net-культура / Интер(акти)вью
www.russ.ru/netcult/interactiview/interact_alexroma2.html

Интер(акти)вью 15.2: Алексрома. 2 серия.

Дата публикации:  8 Сентября 2000

Ты говорил, что физический мир достаточно изучен, чтобы посвящать ему особое внимание; кроме того, он иногда настолько жесток и катастрофичен, что разумнее избегать чрезмерного контакта с ним, и в этом плане с тобой трудно не согласиться. И сосед мой, физик, доктор своей науки, говорил мне вчера на кухне - в трусах и тапочках, пьяный - о методологическом пределе физического опыта, по ту сторону которого (скорее, сразу на пограничной черте) поджидает исследователя тоска и разочарование (на таких контрольных пунктах физик обычно задумывается о карьере программиста). В этом смысле виртуальный мир обещает нам нечто большее. И это "нечто большее" легко представить... Ведь виртуальность зиждется на нашей (и не нашей) "psyche"- тут и фантазии, и любопытство, и страхи, и гнев, и надежды, и желания, и фрустрации, и стратегии, и фокусы, и целый план бессознательного, и все такое прочее, что всегда "открыто" и с расплывающимися контурами. И все-таки, виртуальный опыт - эти туманности за-парадигматических знаний, этот космос (или может быть хаос?) абсолютной свободы, эти водовороты относительного и анонимного бытия и власти, эта буйнорастущая "ризома" фактов, приподнятых над "эмпирическим"- должна же быть эта область беременна ну какими-то проблемами для человечества? Как, например, у Делеза (или все-таки Бодрийяр? - не важно) тупик замечается не иначе как в безграничности, дефицит осознается нигде как в изобилии, смерть проявляется в самой полноте жизни... Чувствуешь? Не слишком ли я здесь метафоричен? Короче говоря, исследование виртуального - то, что тебя (и меня косвенно) занимает довольно долгое время - безусловно захватывающий проект, но чем нам - свободно парящим исследователям - этот мир может угрожать? Даже если поверхности этого мира абсолютно гладкие, мы должны где-нибудь шлепнуться и наставить себе синяков - поскользнувшись, если не споткнувшись (от чего мы не застрахованы на ухабистых тротуарах мира физического). Разве нет? Не соскользнем ли мы все на собственные орбиты разумения. Не упакуемся ли мы в частные смысловые домейны? Не перестанем ли мы понимать друг друга? Не сойдем ли мы все завтра с "ума"?

Действительно, говорил. Для тех, кому лень ходить по ссылке, повторяю, что космос изотропен, а это значит, что в дальнем космосе мы не встретим ничего принципиально нового, чего нет в ближнем. Чтобы узнать погоду, необязательно выходить на улицу. Достаточно выглянуть в окно. На смену считаным героям-космонавтам, рисковавшим жизнью и здоровьем ради одного или в лучшем случае нескольких полетов в космос, пришли бесшабашные орды сетенавтов, запросто бороздящих просторы кибер-пространства с сигаретой в одной руке и бутылкой пива - в другой. А главное, не нужно изнурительных тренировок и обескровливающих затрат на строительство ракет. Да и плезира несравненно больше - с такими девушками в чате познакомишься, каких во всем созвездии Девы не встретишь. Или такой кощунственный пример: кто добровольно и в здравом рассудке согласится взойти на борт "настоящей" атомной подводной лодки, если у него под рукой будет включенный компьютер с заряженным диском "Погружение-3"? В первом случае вас ждет "боевое дежурство" - многочасовое рутинное наблюдение за точками на экране монитора, во втором - увлекательная игра, в которой вы сможете не только самостоятельно управлять подводной лодкой, но и наблюдать за ней со стороны.

"А как же риск? Чтобы дух захватывало и в животе опускалось?" - спросят любители суровых мужских игр. Но вы уверены, что хотите РЕАЛЬНО рисковать своей жизнью? Опыт показывает, что люди, жизнь которых однажды находилась в опасности, не стремятся к повторению "острых ощущений". И давайте смотреть правде в ее изуродованное шрамами лицо: риск - благородное дело, когда ты мчишься впереди драгунского эскадрона на лихом вороном коне, а когда ты по ночам "пидарасишь гальюн", ешь на завтрак протухшую селедку и клюешь весь день носом перед монитором, с трудом фокусируя зрение на мерцающих бликах, риск возникновения пробоины в боку подводной лодки не представляется тебе романтической перспективой. Вот и весь экзистенциализм "по самое не хочу". Можете поверить мне на слово, у меня есть некоторый опыт сравнительного анализа: я два года служил в армии и на протяжении пяти лет по несколько часов в день играл в компьютерные игры. После счастливого пребывания в виртуальной реальности армейский быт представляется мне чем-то вроде извращения. Мне гораздо проще поверить в то, что я был персидским принцем, спасавшим невесту от злого джинна, чем в то, что мне в столовой сержант надевал на голову стопку плохо вымытых мисок. Это к вопросу о "чувстве реальности".

Беременна ли виртуальность проблемами для человечества? Если продолжить предложенную аналогию, проблема здесь заключается не в неправильном развитии плода и не в возможном ухудшении здоровья будущей матери - опасность кроется не в самой беременности, а в вызываемом ею резком увеличении веса и размеров тела. По статистике, одна из основных проблем при беременности - бытовые травмы из-за потери концентрации внимания и нарушения координации движений.

Есть один замечательный анекдот. Программист едет с семьей в спортивной машине по горной дороге, сын смотрит через окно в обрыв и спрашивает: "Папа, сколько у нас жизней на одну поездку?" Замечено, что люди, которые длительное время играют в компьютерные игры, начинают неадекватно воспринимать опасности, которыми чревата реальность. Я это и на себе испытал: однажды после двухчасовых виртуальных гонок сел за руль реального автомобиля и поймал себя на том, что моя правая рука непроизвольно дергается в попытке вывернуть руль в сторону реальных рядом идущих машин, чтобы столкнуть их на реальную обочину. Самое страшное в том, что я заметил это не сразу, а только после того, как, проехав около километра, задумался над тем, почему я все-таки не сбрасываю "соперников" в кювет.

Переходя от анекдотов к философским эмпиреям, я бы вслед за Бодрийяром (или все-таки Делезом?) сказал, что познание необремененной физическими законами виртуальной реальности переводит из бессознательного в осознанное вопрос об энтропийной необратимости нашего жизненного пути. На смену ницшеанскому "вечному возвращению" как циклическому прохождению жизни по одной и той же колее приходит возвращение на три шага назад, чтобы пройти их не только заново, но и по-новому. Проще говоря, то, что раньше не попадало в поле нашего зрения как безусловно существующее и не подлежало глубокому осмыслению как нечто тривиальное, после соприкосновения с виртуальной реальностью начинает вызывать протест и недоумение. Почему у меня всего одна жизнь? Почему я должен умереть? Почему я не могу родиться еще раз и прожить жизнь по-другому? Почему отрезанный палец не отрастает заново? Почему я не могу быть одновременно двумя людьми? Зачем мне для существования нужно тело? Зачем вообще нужна "материя", если в другой реальности можно обойтись без нее? Если есть Бог, почему я его не вижу, а если его нет, почему о нем говорят? Все эти вопросы в нашей реальности замыкаются на себя и для ответа на них мы должны хотя бы мысленно выйти за границы физического мира и взглянуть на него с позиций виртуальной вседозволенности.

Имеет ли виртуальный "беспредел" свои границы? На этот вопрос мы, в свою очередь, не сможем ответить, пока используем виртуальную реальность для кропотливого - и в основном бесцельного - воссоздания собственной вселенной. Заключенных выпустили на свободу и сказали, что теперь они могут делать все, что хотят - бывшие зэки не придумали ничего лучшего, как построить модель тюрьмы и играть в надзирателей. Вот вам обескураживающая сущность современных электронных игр, начиная от псевдо-интеллектуальной "Цивилизации" и заканчивая рефлексогенным "Квейком". Мы еще не вошли в океан виртуальности - мы только бросаем в него с материальной скалы камешки с надписями "гравитация", "инерция" и "энтропия" и следим за тем, как они виртуально тонут. С другой стороны, может и не стоит на самом деле соваться в воду не зная броду. Виртуальная реальность ничем не угрожает нам, пока мы контактируем с ней через нажатие кнопок, но неизвестно, как она нас примет, если мы попытаемся в нее вжиться.

Не сойдем ли мы все завтра с "ума"? Разумеется, сойдем вслед за нашими предками, сходившими с ума от наскальной живописи, жертвоприношений, крестовых походов, алхимии, Мопассана, Заратустры, рок-н-ролла и хиппизма. Наша глобальная крыша едет со скоростью тающего ледника, медленно и незаметно. Когда общество сходит с ума быстро, это называется "социальной революцией", но такие случаи буйного помешательства происходят, к счастью, нечасто. Просвещенное человечество безболезненно переносит собственные психозы, даже во время острых припадков сохраняя житейскую мудрость и способность к наукообразному мышлению. Атомная бомба - тяжелое безумие, ядерный паритет - великое достижение мировой политики. Порнография - по общему признанию "грязь", но использование глобальной электронной сети для ее распространения не представляется сумасшествием даже в пуританских странах, пока порносайты приносят хороший доход.

Потеряем ли мы взаимопонимание? А было ли оно у нас? Лично мне проще говорить с виртуальным человеком из Сети, которого я никогда не видел и который живет где-нибудь в Австралии, где я никогда не был, чем со своим соседом по подъезду, с которым я каждую неделю встречаюсь в лифте. Короче, вы меня поняли. :)