Русский Журнал / Net-культура / Интер(акти)вью
www.russ.ru/netcult/interactiview/interact_dugin.html

Интер(акти)вью 8: А.Дугин

Дата публикации:  13 Июля 2000

Откуда Вы родом? Расскажите, пожалуйста, о своих родителях. Где и у кого Вы учились?

Родился в Москве. Русский. Отец военный. Мать врач. Учился у жизни и у смерти.

Вы - масон?

Нет.

Правда ли, что Вербицкий не пьет, а Вы алкоголем прямо-таки злоупотребляете?

Вербицкий не пьет. Я пью мало. Все меньше и меньше.

Какие из напитков Вы предпочитаете?

Пиво.

Р.Генон писал, что традиционализм исключает национализм. Прокомментируйте это высказывание, ведь Вы - идеолог национал-большевизма (Кн. "Тамплиеры Пролетариата")+ традиционалист.

Национализм бывает разный. Генон критиковал национализм светский и профанический, свойственный европейским странам XIX - первой половины XX века. Я также противник конвенциональных моделей национализма (в том числе русского), скопированных с западных образцов. Национал-большевизм и евразийство совершенно другое дело. Князь Трубецкой писал, к примеру, о "общеевразийском национализме", К.Леонтьев о "цветущей сложности". Я сторонник такого традиционалистского и имперского понимания национализма. Следуя за Гердером, я убежден, что "народы суть мысли Бога". Мой национализм, если угодно, мистический. Об этом много написано в "Метафизике национал-большевизма", в "Параллельной Родине", в "Мистериях Евразии" и т.д., в новом цикле статей о мистическом русском патриотизме.

Александр Гельевич! В Ваших текстах Вы настаиваете на том, что одним из союзников России в Евразии является шиитский Иран. Тогда на какую сторону встать русским людям в конфликте между христианами-маронитами и Хезболла, состоящей из мусульман-шиитов?

Религии должны быть классифицированы в согласии с геополитическим кодом. Есть евразийский ислам и евразийское христианство, а также евразийский иудаизм. Религии аффектируются - не догматически, но стилистически - качественным пространством. Православие - Восточная Церковь. Это евразийское христианство (единственно истинное). Шиизм и суфизм, а также традиционный ханифизм - версии евразийского ислама. Восточничество в еврействе - также евразийская тенденция. Я настаиваю на том, чтобы альянс между евразийскими версиями традиционных религий заключался на базе общей геополитической ориентации, вопреки экуменистам, панисламистам и "пан-иудаистам" (один хасид - кажется, Метальников - на какой-то пресс-конференции выразился так: "мы с митнагедской синагогой вась-вась"), которые настаивают на общности религиозной формы, игнорируя геополитику, часто отраженную в важнейших догматических аспектах.
Главнейшим союзником России-Евразии является евразийский шиитский Иран, соответственно Хезболлах.

Согласны ли Вы с позицией Генерального секретаря украинской партии "Братство" Дмитрием Корчинским, высказанной им в интервью политическому интернет-изданию Part.org.ua: "К сожалению, в этот раз мы не успели с Крестовым походом в Ливан, поскольку Израиль слишком быстро вывел свои войска, а христианская армия развалилась"?

Я поддерживаю с традиционалистскими кругами Израиля плодотворные контакты и очень приветствую это евразийское направление в Израиле. Увы, пока, оно не является ни доминирующим в политике, ни даже на подходе. Мондиализм и атлантизм там слишком сильны. И то отрадно, что такие евразийские силы в Израиле есть (рав Авраам Шмулевич, Авигдор Эскин, Борис Черчес, Владимир Букарский и т.д.). Инициатива Корчинского была воспринята этими кругами с симпатией. Мне она кажется несколько поспешной и вероятно, не очень серьезной. К Корчинскому я всегда относился с определенной долей симпатии, но он в последнее время стал как-то, простите за выражение, хамить в своих интервью. Это неприятно, но, может быть, дело в проблемах воспитания или в ускользающей от меня стилистической специфике мовы.

Вы много занимаетесь геополитикой. Вам не кажется, что она является лженаукой?

Вопрос сформулирован глупо. Сам термин "лженаука" является пережитком в наше междисциплинарное постмодернистское время. Сейчас я заканчиваю диссертацию на тему "эволюции критериев научности в последние 300 лет". Я пришел на этот счет к довольно любопытным выводам. Я не просто занимаюсь геополитикой, я основал с конца 80-х отечественную научную школу этой дисциплины.

Что Вы думаете о современном состоянии геополитики в России? Находите ли Вы его удовлетворительным, и если нет, то почему?

Пока это дозревающий плод. То, что на поверхности, - за редким исключением - больше напоминает плачевные результаты аборта. В Думе прежних созывов действовал перманентный балаган в виде комитета по геополитике, где над дискредитацией этой дисциплины трудились одичалые ЛДПРские кадры. Сейчас снова какие-то депутатские отбросы, которым не нашлось места в серьезных комитетах, сбились в комиссию по геополитике. Состояние неудовлетворительно, так как вместо серьезной научной работы, исследования первоисточников, переводов и т.д. все предпочитают грубо списывать из моих учебников и статей огромные куски (чаще всего без ссылок) и разбавлять их собственным "оригинальным" бредом. Что же здесь удовлетворительного? Ни Макиндера, ни Челлена, ни Хаусхофера, ни Спикмена никто не переводит. И не собирается. Наибольшее количество базовых текстов перевели и опубликовали мы в хрестоматийном разделе моего же учебника "Основы геополитики". Я надеюсь, что этот вал (думских и недумских) плагиаторов пройдет, и в нашей стране сложится нормальная полноценная квалифицированная школа, фундамент которой я заложил. Но для этого должно пройти время.

Дугин, поясните свои метафизические взгляды, только кратко.

Смешное предложение. Я написал тысячи страниц, пытаясь приблизительно подойти к первым рубежам формулировки этих взглядов. Кратко же они формулируются так: "императив восстания против современного мира".

А что сейчас говорят по поводу Ошым ошым?

Некоторые стали использовать этот пароль вместо приветствия. Первый: Ошым? - Второй: Ошым! Гипнотический и метафизический потенциал этого звукосочетания мне самому не дает покоя. Говорят, в провинции создано целое молодежное движение "Ошым". Как в свое время в Подмосковье после "Русской вещи" была создана маленькая партия "Шоз". Я не знаю точно, но скорее всего - это слухи. По крайней мере так мне писали по электронной почте. Вообще я слышал много версий по этому поводу. Любопытно, что статья вызвала огромный резонанс в Татарстане, где она была воспринята "на ура" и растиражирована в широкой прессе. Это как бы ночное онейрическое приложение к дневной трезвой статье "Третья Столица". Вместе они складываются в текстовый эон "параллельной Татарии". Мне интуитивно кажется, что это очень плодотворное направление исследований.

Александр Гельевич, не опасна ли постепенная интеграция "Арктогеи" в политический мейнстрим? Может "Арктогея" потерять со временем свое значение, как партия третьего пути?

"Арктогея" не партия в собственном смысле этого слова. Это ядро, в котором сходятся метафизические, философские, политологические, религиоведческие, геополитические, эстетические и иные тенденции. Любая экстериоризация "Арктогеи" заведомо будет частичной и фрагментарной. "Арктогея" в политическом пространстве занимает позиции "радикального центра", которые активно транслирует. Специфика трансляции зависит от конфигурации политического момента. Основной критерий здесь - эффективность и уместность. Политический мэйнстрим в Евразии должен быть внешне евразийским, а внутренне "арктогейским". Политическая ситуация идет нам навстречу. Мы идем навстречу ей. Важно точно понять точку, где мы окончательно встретимся. Но - все это не данность, но задание, гибкая живая стихия, требующая соучастия. И от качества этого соучастия многое может измениться. "Арктогея" живет сферически, никогда не в одном направлении, всегда сразу во всех. Третий Путь - это единственный путь, это Первый Путь Евразии. Поэтому мы в центре. Мэйнстрим - это "поток евразийских рек". "Не тот металл воистину стоек, - говорят алхимики, - который не вступает во взаимодействие с другими металлами, но тот, который вступает, но остается при этом самим собой".

Ходят слухи, что Вы создаете партию - это правда? И что - вместо НБП? С ним полный разрыв?

Нет партию не создаем. Участвуем в движении "Россия". Что такое НБП?

Уважаемый г-н Дугин! Сперва Вы разорвали с лимоновцами. Не настала ли пора разорвать с прохановцами? Кажется, Ваша позиция отличается большей государственнической широтой (я не имею в виду лично Проханова - талантливейшего публициста-духовидца, но его газета слишком любит букву "Зю", а это ведь вредная и антирусская буква). Спасибо.

Александр Гельевич ДугинМоя позиция, безусловно, более пропрезидентская, чем у "Завтра". Но дело в том, что стремительно уходит в небытие вся ельцинская политическая парадигма - и властная и оппозиционная. Все силы, действовавшие вчера, в ближайшее время будут рассеяны, так как сама их конфигурация настроена на иную модель функционирования, более не действующую. Зюганов и Гусинский (в защиту которого Зюганов выступил), - политики прошлого. Это парадигма ельцинизма, и она довлеет над многими. В том числе и над в высшей степени уважаемым мной А.Прохановым. Но все же я считаю, что "Завтра" остается очень правильной газетой, во многих смыслах более открытой к новаторству, чем другие.
Там практически нет цензуры, там иногда печатаются очень странные вещи, взятые прямо из мира (наряду, правда, со скучнейшей белибердой). В политические споры я с редакцией не вступаю, с уважением отношусь к позициям Проханова, даже когда их совершенно не разделяю, ценю его деликатность в обращении с моими текстами, с которыми часто совершенно не солидарен он.
Не знаю, что придет на смену стремительно ветшающей политической модели, но что-то прийти должно. Я думаю, что мы недооцениваем революционный потенциал Владимира Владимировича Путина. Не как личности, но как исторической фигуры, предопределенной местом и временем. Он был назначен и.о. в день, указанный Нострадамусом как момент прихода "великого короля Ужаса". Путин - это знак. Причем извлечение этого знака из его политико-психологической конкретики - дело тончайшей теургической операции. К ней - к такой операции - не готовы и не способны ни его оппоненты, ни его союзники, ни его сторонники. Я думаю, что Путин носит в душе нечто очень серьезное и очень странное. Мой друг - великий французский писатель Жан Парвулеско - заканчивает визионерскую книгу "Владимир Путин - человек судьбы". В последней части есть его интервью со мной, где я сформулировал проблему так: "Политическая битва за Путина есть битва за смысл истории" - "La lutte politique pour Vladimire Poutine c'est la lutte pour le sens de l'histoire". Но все это - по ту сторону ельцинизма, по ту сторону ельцинизма...
Перешагнуть смогут не все. И время потребует новых людей, новых политических органов и новых изданий. Проханов живее многих. Зюганов не живее многих. Он совсем не вдохновляет, Зюганов. Совсем, совсем не вдохновляет... Его позиции - в большинстве списанные - правильные. Но черты лица не освещены светом истории, в глазах не читается ни боли, ни счастья, линии фигуры постоянно сливаются с фоном... Вскрикивает ли он по ночам? В отношении русскости, он, конечно, русский, но какой-то не такой русский... Может быть, лучше бы он был совсем нерусским или не совсем русским, но с глазами и светом. А так... Будто заставляют купить подгнивший картофель, который нам совершенно не нужен. Беда в том, что до последнего времени альтернативой выступала цистерна цианида. Пока не пришел celui qui vient.

Ваши отношения с Селезневым. Заработок? Возможность использования дополнительных финансовых, административных ресурсов в своих целях? Идейная близость позиций?

Вопрос, похожий на церемонию дознания. Отношения с Г.Н.Селезневым корректные, доброжелательные, как и положено советнику одного из высших лиц в Государстве. Заработки: гонорары от книг. Очень незначительные. Использовать предоставляющиеся все больше и больше ресурсы, о которых спрашиваете, "в своих целях" патологически не способен. Даже для того, чтобы обратить их на всеобщее благо и пользу общего дела не достает практических навыков. Я убеждаюсь в этом вопросе, что самый широкий универсализм имеет все же границы. Как бы ни активны были мои социально-политические позиции, я думаю, что предела растяжения сферы интересов для философа во внешнюю сторону я достиг или почти достиг. Работа с ресурсами требует иного склада характера, иного темперамента. Я конвертирую - осторожно - мировоззрение в политику, и одно это очень тонкий и энергоемкий - во многом рискованный - процесс. Манипуляция с ресурсами еще один - дальнейший - этап. Я предполагаю, что это дело особой категории людей с соответствующими навыками, которые начинают постепенно подтягиваться.
Идейная близость позиций с кем? С Селезневым? Геннадий Николаевич - державник + социалист. Точно так же, как и я.

Александр Гелиевич, меня беспокоит перенос столицы. Не в Казань, в Казани ей самое и место, а обратно в Петербург. Как следует понимать селезневскую инициативу по переносу Думы в Питер?

Дума - парламент. Парламент - Запад. Западу - западное.

Создается впечатление, что мы движемся в сторону "либеральной диктатуры", когда сталинскими методами будут внедрятся грефовские реформы. Хорошо ли это?

Все либеральное плохо. Диктатура тоже. Сталинские методы требуют соответствующей мобилизационной идеологии. В случае либерализма этого не достичь. Опасения напрасны. Я думаю, что это временное явление, и весь курс будет постепенно свернут. Не стоит паниковать раньше времени. Лучше усиливать и делать необратимой державную линию нового руководства.

В романе Проханова "Красно-Коричневый" антагонистами главного героя выступают инфернальные патриоты, адепты проекта "Золотая Россия", чья задача - уничтожить основы "красного" общества и населить нашу страну небывалым народом. Психотронная атака на Россию осуществляется посредством сатанинских оргий Гельмана, Бренера и Тер-Оганьяна, яда Гайдара, Боннер и Новодворской, агрессивной пошлости и лжи телеведущих и журналистов, но либералы - пешки в игре чуждых либерализму структур. Задача "Золотой России" - не построение либерального общества, а создание государства до того чудовищного и несообразного, что даже существование такого плана держится в глухом секрете. Согласно Проханову, Россией с 1993 года и до сих пор управляет глубоко законспирированная секта государственников-сатанистов, адептов секретного, нечеловеческого проекта. Как Вы относитесь к такой возможности? Можно ли считать, что процессы, идущие в России с 1993 года, идут по чьему-то сценарию, или все, что происходит, - обычное историческое головотяпство?
Вот.

Лучшие комментарии на роман Александра Андреевича дал Михаил Вербицкий. Боюсь, я не смогу прокоментировать эту гипотезу.

Кого бы Вы хотели видеть следующим президентом России?

Владимира Владимировича Путина, человека судьбы.

Хотелось бы узнать, как Вы расцениваете появление на сайте www.zvezda.ru (это, насколько я понимаю, Ваши люди на Урале) большой статьи про сатанизм. Как это связано с Вашей тягой к православию в его старообрядческой форме? Вы не боитесь, что Вас не поймут Ваши же сторонники из числа православных?

"Полярная Звезда" - независимое издание, которое мне очень симпатично и с которым я активно сотрудничаю. Но у него есть своя политика, в которую я не вмешиваюсь. Я считаю сатанизм не опасным, но нелепым. Сатанизм - эксцентрическая реакция не худших западных нонконформистских кругов на лицемерную убогость и выхолощенность еретического западного псевдохристианства. В России "охота на сатанистов" ведется самыми недалекими, подражающими католическим и протестантским мракобесам неониконианскими кругами. Вся проблематика мне кажется совершенно надуманной. Обычный современный обыватель - в душе гораздо омерзительней любого сатаниста... Тот, хоть во что-то верит, а этот - чистый объект, масс-медийный голем. Мне нравится все крайнее - даже крайнее заблуждение, оно ближе к истине, чем прохладное безразличие. Думаю, что изложенную мной позицию умственно полноценные люди легко поймут, в ней нет ничего особенно сложного.

Александр Гельевич, о чем будет Ваша следующая книга? В каком издательстве она выйдет?

Наверное, как обычно в "Арктогея-Центре". Книг несколько: учебник политологии, лекции в Новом Университете (вместе с Головиным, Мамлеевым), новая книга как продолжение "Тамплиеров Пролетариата", позже вторая часть "Конспирологии". Четвертое издание "Основ геополитики" в типографии. Быстро расходится.

Правда ли, что Вы помогали Мэри Шелли писать культовый роман "Паутина"?

Я не знаю, кто такая Мэри Шелли и что такое ее культовый роман "Паутина". Beg Your pardon.

Вы пишете ужасающе умные вещи. Как то: "Здесь многие линии, заложенные в изначальном векторе, доведены до логического предела". Помните у классиков, как волны падали стремительным домкратом? Вы с тем журналистом не родственники ли? А теперь вопрос на засыпку: Вы знаете, кто изобрел парапушкинистику?

Наверное, родственники. Я вижу вектор как пучок, не как одномерную линию. Аберрация взгляда.
Таких "классиков" я не знаю.
Не знаю также, кто изобрел "парапушкинистику" - слово мне кажется отвратительным.

Как можно так много писать? Вы отдыхаете когда-нибудь? И как?

Не отдыхаю никогда. Считаю, все должны работать и всегда. А остальное время проводить в отправлении обрядов. Тех, кто не хочет работать, я считаю, надо подвергнуть наказаниям и уничтожать.

Как Вы относитесь к философским воззрениям Бориса Парамонова?

Кто это?

Не находите ли Вы, что пропагандируемые Вами идеи подчас страдают недостатком вкуса?

Возможно, у меня полностью отсутствует вкус. Есть только воля и представление.

Какая у Вас группа крови? Вы знаете о всех своих знакомых, какая у каждого?

У меня вторая, этим вопросом у знакомых никогда не интересовался. Мне все равно.

Что Вы думаете о высказанной в Ваш адрес критике со стороны Дм. Галковского?

Кто такой Дм.Галковский?

Когда Вы в последний раз знакомились с девушкой на улице? Расскажите, пожалуйста, как это было.

Этого никогда не случалось. Увы, рассказать нечего.

А.Г.Дугин, спасибо Вам за Вашу работу. Вы один из самых интересных людей России. Желаю удачи во всех делах.

Искренне благодарю. Спаси Христос!


Тексты А.Дугина в интернете
Личная страница А. Дугина
Ошым ошым