Русский Журнал / Net-культура / Конец прекрасной эпохи
www.russ.ru/netcult/kpe/20020529.html

MPAA, "первый отдел"
Настик Грызунова

Дата публикации:  29 Мая 2002

Киношники продолжают испытывать терпение зрительской аудитории (ткнуть пальцем и посмотреть - заорет или нет; или изобретательнее: ткнуть отверткой и проворачивать, пока не заорет). Очередную серию опытов проводит Motion Picture Association of America, которая представила в юридический комитет Сената США "Отчет о защите контента" (.pdf). Сей удивительный документ повествует, во-первых, об успехах Broadcast Protection Discussion Group, весьма подозрительного образования, участники которого занимаются приспособлением современных устройств, способных транслировать цифровое телевидение, к непомерно высоким требованиям держателей копирайта (транслировать с жесткими ограничениями, не копировать, не распространять - ну, обычный набор). Кроме того, авторы отчета предлагают в союзе с производителями компьютерного оборудования создать простенькую систему из двух компонентов: с одной стороны, все объекты авторского права, не подлежащие копированию, размечаются определенным образом, с другой - все устройства, задача которых - эти объекты оцифровать, будут отказываться иметь дело с любыми помеченными данными. Все это называется "затыкать аналоговую дыру" (Юрий Ильин предложил более адекватный перевод "затыкать аналоговое отверстие"). Как легко понять, человечеству, живущему в мире, который набит объектами авторского права и приборами, превращающими аналоговые данные в цифровые, для пущей остроты ощущений как раз такого проекта и не хватало.

Я вообще-то не об этом писать собиралась. Ну потому что - сколько можно. Пожаловалась другу нежному, взрослому человеку, интеллектуалу - взрослее, чем я, - о, гораздо взрослее, - расписала сюжет в подробностях. "Я это уже где-то видел", - подозрительно сообщил он и мрачно задумался. А потом вспомнил, где именно. Произвольная советская организация, "первый отдел".

"Первый отдел" в произвольной советской организации, как, без сомнения, знает читатель, осуществлял общеидеологический надзор за сотрудниками. В "первом отделе" сидели оптимисты в штатском. Среди разнообразных обязанностей оптимистов в штатском значилась и такая: контролирование использования копировальных аппаратов. То есть, в соответствии с тогдашним уровнем технического прогресса, учет пишущих машинок, выпускавшихся на территории СССР, и их характерных особенностей - на предмет дальнейшего вычисления источника распространения самиздата. Пишмашинки с латинским шрифтом хранились в сейфах и выдавались под расписку. Система, явно бывшая прародительницей концепции защиты от копирования.

Запад всю дорогу многому учился у Советского Союза (утешалка для патриотов). Ну, не знаю - обустраивать систему здравоохранения и летать в космос, например. И вот теперь перед нами разворачивается поразительная в своей незамысловатости иллюстрация к процессу обучения. Западные держатели копирайта со своими безмозглыми попытками навязать аудитории собственные методы распространения информации и одновременно контролировать, а в идеале - душить любые альтернативные способы ее распространения, с хорошей точностью дублируют деятельность сотрудников спецслужб, занимавшихся тщательной каталогизацией технических различий между пишущими машинками "Эврика" и "Октябрь". Латинские пишмашинки, запертые в сейфах, - рудимент, в нынешних условиях технического прогресса оборачивающийся какой-нибудь видеокамерой, в фокусе которой оказался экран телевизора с не подлежащей копированию "мыльной оперой" (жанр, как мы понимаем, особенно нуждающийся в защите от копирования). И совершенно неважно, что именно стимулирует жаждущих контроля - идеологические соображения, желание добиться полного подчинения, замаячившие на горизонте гигантские прибыли. Достаточно того, что они жаждут контроля. И действуют по смутно знакомому сценарию - любые устройства, могущие стать средством распространения информации, запирают в сейф.

Вести с поля боя

Европейские борцы с пиратством (Business Software Alliance - в первых рядах, разумеется) действительно предлагают ввести систему отчетливой идентификации компакт-дисков и DVD, чтобы легче было распознать и обесточить производителя. Подозреваю, что в случае реализации этого проекта идентификационные номера будут использоваться отнюдь не только для охоты на пиратов. Есть много разных способов следить за аудиторией, и пронумерованные DVD - полезный инструмент слежки.

Recording Industry Association of America и National Music Publishers Association дописали еще один пункт в список своих жертв, подав в суд на p2p-систему AudioGalaxy. Тысячи, видите ли, контрафактных файлов, которые были скачаны миллиарды раз. "А вот конец - хоть не трагичный, но досадный": либо AudioGalaxy вовремя продастся какой-нибудь студии (что маловероятно, потому что у Bertelsmann уже имеется Napster, а других подобных авантюристов в индустрии звукозаписи не наблюдается), либо тихо вымрет, не справившись с расходами на адвокатов (как это сделали в свое время Madster, бывший Aimster, и Scour.com, как это сделала голландская компания KaZaA, успевшая, впрочем, спасти свое детище, удачно продав его Sharman Networks).

Тем временем Maverick Records совместно с Vivendi Universal выпустили композицию американской певицы Ми'Шелл НдегеОчелло в виде незащищенного mp3-файла, который за 99 центов можно скачать на MP3.com, GetMusic.com, MP4.com и Rollingstone.com, а потом делать с ним, что заблагорассудится. На третий день Зоркий Сокол заметил, что у сарая нет четвертой стены. После двух с половиной лет войны с файлообменными системами и наблюдения pressplay и MusicNet крупная студия звукозаписи, наконец, поняла, что аудиторию следует кормить тем, чем аудитория хочет питаться. Незащищенными mp3, в частности. Правда, композиция НдегеОчелло в mp3 - всего лишь эксперимент.

Административный офис судебной системы Соединенных Штатов опубликовал отчет об использовании прослушивания в расследованиях, проводимых правоохранительными органами в 2001 году. Приблизительные цифры таковы: 2,3 миллиона подслушанных разговоров и перехваченных сообщений на пейджер. На 25% больше, чем в 2000 году. Только санкционированных, разумеется. По данным на 1999 год, число несанкционированных прослушиваний превышало число санкционированных в 10 раз. Спроецировав эти данные на 2001 год, получаем приблизительные 23 миллиона случаев прослушивания за год. Чудеса арифметики.

Осенью в Верховном суде США будет слушаться дело "Эрик Элдред против Джона Эшкрофта", возбужденное по иску владельца Eldritch Press, онлайнового архива работ, срок действия имущественных авторских прав на которые уже истек. В 1998 году Конгресс США принял Закон о продлении срока действия авторских прав. В ожидании слушаний происходит подача документов в Верховный суд в поддержку Элдреда. Хочется заметить, что наши замечательные депутаты в своем законопроекте о поправках в закон об авторском и смежных правах предлагали ровно то же самое, против чего воюют американские правозащитники: продление срока действия авторских прав с пятидесяти лет до семидесяти. Наши местные законотворцы объясняют это необходимостью привести российское законодательство в соответствие с международным и защитить права российских авторов за рубежом. Но поскольку думский законопроект также вводит понятие "организация, управляющая авторскими правами на коллективной основе", не исключено, что дело обернется так же, как на Западе: от продления срока действия авторских прав на двадцать лет будет невообразимо хорошо кому угодно (в первую очередь - этим самым организациям), только не авторам.

Сообщество open source несколько удивилось, когда стало известно, что корпорация Red Hat, разработчик одного из наиболее популярных дистрибутивов Linux, добивается получения патентов на ряд своих разработок. Патенты - не самый любимый в среде разработчиков свободных программ способ утвердить права разработчика на интеллектуальную собственность. Правда, поскольку детали неизвестны, рассуждать пока не о чем. Но факт, тем не менее, весьма показательный.

Лучшую шутку, она же невинная провокация прошлой недели, придумал Грэнт Гросс, опубликовавший в NewsForge заметку о том, что Reuters (а вслед за ним и многие другие новостные агентства и издания) нарушили Digital Millennium Copyright Act, опубликовав статьи о том, как взломать систему защиты от копирования key2audio, изобретательно воспользовавшись фломастером. Поскольку DMCA запрещает торговать информацией о способах взлома, а Reuters, натурально, продает свои статьи. Нечеловечески умилителен тот факт, что, кажется, абсолютно все издания, пересказавшие эту и впрямь восхитительную историю, сочли своим долгом прибегнуть к такой формулировке: "Reuters, Associated Press, это издание, то издание, А ТАКЖЕ МЫ". Нарушение DMCA как непременная составляющая кодекса чести всякого порядочного журналиста. Великолепно. Особенно смешно, когда DMCA демонстративно нарушает, скажем, редакция эстонского портала.