Русский Журнал / Net-культура / Конец прекрасной эпохи
www.russ.ru/netcult/kpe/20020716.html

Конец прекрасной эпохи: выпуск 12
Настик Грызунова

Дата публикации:  16 Июля 2002

Правила

Крупные китайские интернет-проекты покорно подписывают "Обязательства по самодисциплине" - бумажку, согласно которой они обязаны препятствовать распространению материалов, с точки зрения китайских властей непригодных для чтения китайцем. С 16 марта, по утверждению представителей "Китайского общества Интернета", этот хомут нацепили на себя более 300 веб-проектов. А китайские власти смутно бормочут про ужесточения правил классификации недопустимых к публикации материалов. Есть люди, которых утешает мысль о том, что другим хуже, чем им самим. Может, китайская модель создана для того, чтобы нам было чем утешаться, конечно. Если бы только Минсвязи не восхищалось ею так неприкрыто.

А глава Министерства связи Леонид Рейман дал интервью журналу Red Herring. В интервью красноречиво рассуждал о программе "Электронная Россия", об инвестиционной привлекательности России и о том, как его ведомство сил не жалеет, чтобы сделать выгодными условия развития российского сектора телекоммуникаций. Об ограничении участия иностранного капитала в российских телекоммуникационных компаниях тактично умолчал.

Копия

Злобные монстры с перекошенными рожами упорно ползут в направлении дислокации p2p-систем. Ничего принципиально нового, просто проявление нехарактерной для них последовательности. 8 июля федеральный судья Стивен Уилсон постановил, что у Recording Industry Association of America и Motion Picture Association of America имеются все основания для подачи иска к компании Sharman Networks. В февраля конторы с аббревиатурами на -АА уже подавали иск на KaZaA BV, Grokster и Streamcast Networks, отпрыском которой является Morpheus. Пока тянулась судебная волокита, KaZaA BV успела продать систему KaZaA компании Sharman и объявить о своем выходе из игры: расходы на адвокатов ее доконали. В общем, логично было переключиться на полную сил и апломба Sharman. Что, собственно, и сделали киностудии и студии звукозаписи. KaZaA BV от возмездия не уйти, но нынешнему владельцу KaZaA Media Desktop тоже достанется. И одновременно держатели копирайта пугают активных юзеров. Юзеры, впрочем, не очень-то пугаются - только умнеют.

При этом находятся сообразительные люди, которые между всеобщим восторгом вокруг p2p и ломовыми методами RIAA осуществляют выбор в пользу последних. В конце концов, борьба с p2p, надо полагать, лагерем копирайта неплохо оплачивается. Поэтому одни наводняют систему Gnutella липовыми файлами (имитируя инициативу снизу, что характерно), а другие вычисляют, насколько пользователи p2p-сетей забивают каналы.

Музыканты, как легко понять, относительно распространения музыки в Сети вообще, и относительно p2p-систем, в частности, придерживаются совершенно иной точки зрения. Два последних примера - Дженис Иэн и Харви Рейд. Харви Рейд защищает интернет-радио от посягательств держателей копирайта. Что касается Дженис Иэн - о, Дженис Иэн, любимица пятнадцатилетних экзальтированных девочек и взрослых мужчин, которых пробирает нежный женский голос (кого он, с другой стороны не пробирает, конечно), так вот, Дженис Иэн просто умница. Это взвешенный, очень злой, очень разумный текст, написанный человеком, который общается с заламывающими руки держателями копирайта уже три с лишним десятилетия. Две цитаты. Первая: "Они [студии звукозаписи] публично не реагировали таким образом [как на многообразные записывающие устройства] на появление компакт-дисков исключительно потому, что считали, будто CD невозможно скопировать. Мне лично об этом говорил бывший глава маркетингового отдела Sony, когда просил передать им права на издание альбома "Between the Lines" на CD по сниженным расценкам ("Потому что это совершенно новая технология")". Вторая, по поводу компакт-дисков, защищенных от копирования: "Так мы, ребята, превратимся в Microsoft, если не поостережемся настаивать, что любая семья, которой требуется дополнительная копия [компакт-диска] для автомобиля, для детей или для CD-плейера, должна пойти и "купить права" на несколько копий".

Впрочем, есть варианты: Брюс Спрингстин, например, частично решает проблему пиратства универсальным, пусть и слегка старомодным методом: до официального выхода в свет его альбом просто никто не слышит. Ни радиостанции, ни музыкальные критики - никто. После выхода - пожалуйста. При всей бессмысленности борьбы с копированием и распространением музыки, такой подход мне чем-то нравится. Видимо, тем, что музыкант не ставит аудиторию перед фактом идиотских ограничений, а просто, словно бы без демонстративных жестов, поступает, как ему удобно.