Русский Журнал / Net-культура / Конец прекрасной эпохи
www.russ.ru/netcult/kpe/20020723.html

Конец прекрасной эпохи: выпуск 13
Настик Грызунова

Дата публикации:  23 Июля 2002

Правила

Правительство России подписало постановление о внесении изменений и дополнений в положение о Министерстве РФ по связи и информатизации. Согласно положению, Минсвязи "определяет порядок распределения ресурсов нумерации сетей электросвязи Российской Федерации и российского сегмента мировой сети электросвязи и организует работу по распределению адресного пространства российского сегмента сети Интернет". Согласно правительственным поправкам, Минсвязи делает все то же самое "с учетом сложившейся системы самоуправления в этой сфере", взаимодействует с соответствующими организациями, в том числе международными, и к тому же определяет не только порядок распределения, но и порядок использования этих самых ресурсов нумерации. Летом, когда все на каникулах, никто на раздражители не реагирует, - самое время сделать пакость, да.

Китайские танцы без конца: нью-йоркский Комитет в защиту журналистов диким голосом кричит о том, что в Китае подавляют свободу слова и заставляют интернет-провайдеров фильтровать контент на своих серверах. Как будто это способно произвести впечатление на китайские власти. Смешно другое: одновременно в рамках российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта создается совместная рабочая группа по сотрудничеству России и Китая в области средств массовой информации. Я, пожалуй, спрошу - я понимаю, что это бестактный вопрос и все такое, но тем не менее: не мог бы кто-нибудь оказать мне любезность и объяснить, почему - ПОЧЕМУ - России в области средств массовой информации следует сотрудничать с Китаем? Почему именно с Китаем? Мы умные люди, мы все прекрасно понимаем - я хочу услышать официальную версию. Чем объяснить эту страсть к восточной культуре? Ее древностью, что ли? Чем?

А вот вариант китайских соседей: Гонконг рассматривает меры ужесточения контроля деятельности интернет-кафе - борется с преступностью. Меры контроля включают в себя запрет на посещение интернет-кафе детьми до шестнадцати после десяти вечера, блокирование порнографических сайтов и азартных игр, а также непременный яркий свет в помещение кафе. По сравнению с Китаем Гонконг - просто рай для интернет-кафе.

Копия

Исполнительный директор MusicNet подробно поведал в интервью ZDNet, чем его драгоценный продукт лучше Napster, почему Napster и его подобия не способны выжить и непременно умрут, а его восхитительная бизнес-модель будет жить в веках. Ну, приблизительно. Аргументация традиционно однобокая - вот, например: "Что интересно, люди все время сравнивают файлообменные системы вроде Napster и те, которые пришли позже. Для сравнения нет ни малейших оснований. Совсем не сложно взять файлы и куда-нибудь их бесплатно положить. Вроде как открыть магазин, где просто вываливаешь все на полки, а люди приходят и берут, что хотят. В бизнесе пробудешь недолго, но открыть такой магазин несложно". Я ужасно люблю эти дискуссии все-таки - ни слова о природе информации, сплошь торговые метафоры. Этот человек пришел в Интернет из кабельного телевидения - соответственно, неплохо осведомлен в вопросах защиты информации. Кабельное телевидение первоначально выживало главным образом за счет усложнения систем защиты данных. MusicNet, разумеется, требовался как раз такой директор.

На позапрошлой неделе американским сенаторам отрубили доступ ко всем p2p-системам. По-моему, это просто счастье. Какой-то сытый на вид Уэйн Рэш в ZDNet написал торжествующую статью - мол, наши законтворцы, такие правильные на словах, оказывается, сами напропалую нарушают закон об авторском праве, а теперь вот взялись за ум. И более того - он призывает читателей грохнуть p2p-серверы, если таковые имеются, в корпоративных сетях. Цитата: "...удаление компонентов p2p-систем с компьютеров вашей компании - простой способ снизить опасность появление червей и вирусов - а также ущерб от деятельности хакеров". Напугал, называется.

А Motion Picture Association of America тем временем тупо шпионит за пользователями, а потом рассылает им письма - сообщает, какие файлы и когда пользователь скачал, и предлагает немедленно прекратить.

Идея

Никому не известная техасская компания Forgent Networks 11 июля объявила, что она ничем не хуже корпорации Unisys. Если Unisys позволительно предъявлять права на способ компрессии LZW, используемый в графических файлах GIF, TIFF и др., то Forgent, решили юристы компании, имеет все основания предъявить права на способ кодирования, используемый в графических файлах JPEG, - и начать процесс масштабной добычи royalties, разумеется. Способ сжатия данных, о котором идет речь, по мнению специалистов представляет собой не более чем комбинацию кодирования по способу Хаффмана и группового кодирования - методов, известных задолго до подачи заявки на соответствующий патент. Первоначальный обладатель патента компания Compression Labs, надо отметить, за десять лет обладания патентом ни разу не пыталась добиться каких-либо выплат; но в 1997 году компания Compression Labs была куплена более сообразительной компанией Forgent Networks. Та потеряла патент в куче бумаг на пять лет, но случайно его обнаружив, моментально уцепилась за возможность повысить свое благосостояние. По сообщению The Register, компания Forgent выбила из корпорации Sony 15 миллионов долларов; общий доход Forgent в том квартале составил 22 миллиона. Forgent обещает широкомасштабное выбивание денег. Эксперты в ярости; плюс к давней кампании Burn All GIFs открылась новая - Burn All JPEGs, а комитет JPEG (Joint Photographic Experts Group) составляет список prior art.

Граница

Итальянские полицейские, которым пришлось расследовать дело о сетевых публикациях, которые в Италии сочтены богохульными (порносайт с мадонной - в смысле, с богоматерью, а не Мадонной), решили проблему транснациональной юрисдикции предельно просто. Сайты хостились в Нью-Джерси; воспользовавшись компьютером подозреваемого и его паролем, полицейские удалили неприличные картинки, заменив их эмблемой отделения полиции, которое вело расследование. Администрацию американского интернет-провайдера Blue Gravity, предоставлявшего хостинг, известить не позаботились. Администрация в некотором недоумении, поскольку уверена, что, учитывая факт физического размещения материалов в США, применять следует американское законодательство. Случай, фактически аналогичный случаю Шогди Нагиба Сурура. Поди докажи египетскому суду или итальянским полицейским, что публикации на американском сервере - не их ума дело. Шалеют от отсутствия в киберпространстве границ до головокружения.