Русский Журнал / Net-культура / НасНет
www.russ.ru/netcult/nasnet/20000816.html

НасНет: выпуск 14
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  16 Августа 2000

Проект: девяностые

Ключевые слова: деньги, журналисты

Журналист Зорянкин, пишущий, в отличие от большинства героев этих историй, вовсе не о кино и культуре, а о политике и экономике, однажды взялся объяснить мне смысл очередного скандала, связанного с судьбой денег МВФ, выделенных России. После пяти-шести фраз он вдруг сказал:

- На самом деле ни один журналист так и не смог в этом до конца разобраться. И это логично: если бы мы могли разобраться в этом до конца, стали бы мы заниматься такой ерундой, как писание статей?

Писем о девяностых на этот раз пришло много - и в следующий раз читателей ждет давно обещанный специальный выпуск про рекламу. Пока все призываются еще писать про рекламу (пока не поздно) и про девяностые вообще.

Имя

E-mail


Личное/покаяние

Как говорил герой одного американского фильма, вися на чугунной ограде наподобие мухи на булавке: "Я люблю этот город!" В том смысле, что я люблю этот интернет. Вообще - и Русский Журнал, в частности. Они доставляют мне иногда неизъяснимые наслаждения.

Как настоящий эгоцентрик я прежде всего люблю себя - и именно себя я должен благодарить за ту историю, о которой пойдет речь. Потом я люблю своих коллег по РЖ, а еще потом - моих читателей.

Итак. Две недели назад я убыл в отпуск в город Лондон (UK), так и не успев сдать очередной выпуск "НасНет". В городе Лондоне я оседлал хозяйский ноутбук и быстро написал следующий - продуманный еще в Москве - текст. В нем, как помнят постоянные читатели, была история о том, что Томас Пинчон - это серьезный писатель, общение с которым не проходит даром. В частности, я рассказал о том, что у меня были взяты два интервью, из которых одно не вышло, а другое вышло в сильно измененном виде. Под рукой у меня текста не было и потому я поставил знак ***, обозначающий "потом вставить и проверить", и пошел писать дальше. После чего отправил текст коллеге ИО, о звездочках забыв. В результате читатели могли видеть следующий пассаж:

      Началось все с того, что Илья Кукулин решил взять у меня интервью для "Независимой газеты", точнее, для "ExLibris НГ". Пришел ко мне в гости, попил чай, поговорили под диктофон. Все чудно. Через пару дней он прислал текст интервью. Нормальное интервью, только некоторые места мне стилистически не понравились. А кое-где были ошибки в фамилиях. А переводить Gravity's Rainbow как "Гравитационная радуга" тоже, по-моему, не верно - надо "Радуга гравитации". Я включил режим "исправления" в Word'е, чтобы Илья мог увидеть, что именно я изменил, и перелопатил весь текст. Сохранил и послал Илье.

      Через три дня вышла газета. Я посмотрел в текст - и не узнал его. Достаточно сказать, что начинался он абзацем:

      ****

      Проницательный читатель уже догадался, что произошло: по причине технической ли ошибки, раздолбайства работников НГ или еще почему в печать попали оба варианта сразу! То есть видны не только мои исправления, но и предыдущий вариант! (Проще всего такого добиться, сохранив текст в режиме Text Only. Илья, как сотрудник одноименного журнала, вероятно, так и сделал.)

Разумеется, вместо звездочек должно было идти:

      Томас Пинчон - культовый американский автор. Культовый с 60-х годов и по сей день: в Интернете множество посвященных ему сайтов, в США выходит специальный журнал о его творчестве - "Pyincheon Notes". Только что в петербургском издательстве "Симпозиум" вышел первый том собрания сочинений Пинчона на русском языке. Это событие комментирует известный журналист, кинокритик и культуролог Сергей Кузнецов (известный также как интернетовский журналист, кинокритик и культуролог) - кажется, единственный автор из России, публиковавшийся в "Pincheon Notes" и автор первых опубликованных в нашей стране переводов из Пинчона на русский и единственный исследователь из России, публиковавшийся в "Pynchon Notes".

Цитата, отмечу, доступна в Сети по адресу http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-07-06/1_pinchon.html (обратите внимание на традиционно-неверное написание фамилии) - но, видимо, аккуратный редактор на этот раз спешил и решил, что так и должны быть звездочки.

(Это, кстати, не первый случай со звездочками. В одном глянцевом журнале, корректор которого аккуратно звонит мне каждый месяц, перепроверяя написание фамилий американских красоток, однажды было напечатано - в моей статье, разумеется, - "Актриса провела три дня на острове в * океане". Видимо, корректор посчитал, что название океана засекречено. Океан N.)

"Ну, - подумал я, прочитав через две недели собственную статью со звездочками вместо чудесной (не правда ли?) цитаты, - читатели завалят меня письмами".

Как бы не так. Не пришло ни одного письма. Близкий родственник прислал по Аське сообщение: "Они там сдурели в РЖ, что ли, без редактора?" - далее следовал пример с неправильным падежным склонением или еще какой-то эстетской тонкостью. Звездочек вместо целого абзаца никто не заметил! Проницательных читателей, о которых я писал, просто не оказалось. Или все решили, что так и надо.

Это навело меня на мысль, что надо в каждом "НасНете" где-то вставлять звездочки - когда писать надоедает.

События

Ну, все уже знают главное сетевое событие двух недель, которые я провел в Лондоне: снова выходит "Вечерний Интернет" Антона Носика. Пока вышло два выпуска - один вводный, а второй - про взрыв на Пушкинской. В вводном выпуске Носик объясняет:

      На сегодняшний день структура, демография, конъюнктура рынка и инвестиционная ситуация в русском Интернете привели к тому, что все сколько-нибудь заметные ресурсы в нем предельно обезличены. Если еще год назад я мог все свои представления, мысли и взгляды выразить через форму и содержание Газеты.Ру, то сегодня все те проекты, в которых я являюсь менеджером или шеф-редактором, являются продуктом коллективного руководства дюжины людей, чьи взгляды на жизнь и представления о должном весьма отличаются от моих собственных. (...) Потребность в той площадке, где я мог бы выразить свое сугубо личное, особое мнение, не совпадающее со взглядами моих коллег и инвесторов, ощущается с каждым днем все острей.

Иными словами, ре-выход "Вечернего Интернета" претендует на то, чтобы стать еще одной реперной точкой в истории журналистики Рунета.

Вы спросите про предыдущие точки? Пожалуйста: выход Zhurnal.ru; возникновение Cityline как контент-провайдера (и "ВИ", Паравозова и "Сеновала" как частей этого контента); возникновение Русского Журнала; выход Газеты.Ру и потом Ленты.Ру. Иными словами - попытка создания "вестника сетевой культуры" (традицию продолжает НетКультура). Появление первых крупных денег "на контент" (и эпидемия веб-обозрений); появление политического капитала в интернете (и вместе с тем - первая попытка создания журнала "широкого профиля"); возникновение первой ежедневной сетевой газеты (и приход в сеть денег "внешних инвесторов" - ЮКОСа в случае Газеты.Ру).

Новый выход "ВИ" еще не дает указания на то, что последует вскоре, - он указывает на то, что "сетевая элита" воспринимает нынешнее положение как критическое и во многом тупиковое (более подробное описание ситуации дано в недавней статье Марины Литвинович на СМИ.ру). Главный его минус: потеря интернет-журналистикой своего лица, которого сеть лишилась в погоне за респектабельностью и инвесторами. Высокий рейтинг Экслера показывает, что жанр колонки может быть не менее популярен, чем безликие новостные дорожки или порталы, - и Носик, еще недавно говоривший, что у него нет времени писать, понимает, что время на это нужно найти.

А в завершение дам ссылку на малоизвестное творение Носика - сделанное еще до МеМоНета, Вестей.Ру, Ленты.Ру, "Вечернего Интернета" и, кажется, даже "Наших сетей".

Вот она. Называется Vaginal Page.

Те, кто пришел в сеть года два-три назад, вряд ли ее видели. А она, между тем, того стоит.


P.S. И возвращаясь к "ВИ" - мне-то хорошо - у меня всегда была возможность писать от первого лица.

Самореклама

На этот раз раздел получится короткий - потому что я был в отпуске и ничего не писал. Но, вдохновившись примером Антон-вышеупомянутого-Борисыча, я написал про известные события. Текст должен был называться "Страх и ненависть в Москве", но был переименован редакцией "Вестей" в "Как понимать терроризм". Лучше всего были два письма, которые я после этого получил. Одно от человека по имени Серен Педерсен (которое лень переводить):

      Hi :-)

      I noticed that I got many hits from vesti.ru today, and just wanted to check out what it was all about. Unfortunately, I don't speak much Russian, but otherwise it looks interesting. What's vesti.ru (a daily newspaper, or?), and what's the Baudrillard articles about?

      Cheers :-)

      Soren

Другое тоже не требует перевода:
      Дорогие друзья!

      В эпоху, когда русский народ обезумел от жажды крови и начисто утратил сострадание и здравый смысл; в эпоху, когда преступная клика, поддерживаемая одурманенными неогеббельсовской пропагандой и неслыханной ложью политиков и генералов людьми, уничтожает десятки тысяч ни в чем неповинных людей под скверно пахнущим и насквозь лживым предлогом "борьбы с терроризмом"; в эпоху победы, с позволения сказать, "нутряного русского патриотизма", на деле ведущего к подрыву моральных устоев нации и попытке оправдать чудовищные злодеяния; в эпоху неслыханного стыда и позора России и безмерного горя великого чеченского народа - великого своим духом, свободолюбием и героизмом - Вы нашли в себе мужество сказать: ЭТО НЕ МОЯ ВОЙНА. И не только сказать сами, но и предложить сказать это другим. Безгранично солидарен с вами и счастлив услышать честный голос в диком человеконенавистническом вое официальной пропаганды и многочисленных поддерживающих ее средств массовой информации. Успехов вам в благородном и опасном деле войны с войной!!!

      С наилучшими пожеланиями,

      Аркадий Клейнер,

      кандидат экономических наук.

Позволю себе оставить это без комментария.

Обратная связь

Секс Мутант (sex-mutant@rbcmail.ru) проникновенно написал про процитированное в одном из прошлых выпусков письмо про Павла Питтенкина-Ежбинкина:

      Письмо рязанца Buz'а про Павла Питтенкина-Ежбинкина заставило меня несколько раз возвращаться и перечитывать его. Сегодня герой этого письма мне приснился. У Павла было лицо Бреда Питта (почему-то именно из "Семи" - впрочем, понятно, почему), глаза тоже Питта, а не мои. Думаю, такие письма - ясный знак наступления апокалипсиса. И писал его не неизвестный Buz - кто-то гораздо более страшный и могущественный водил его пальцами по клавиатуре. Рязань - тоже страшное место. Естественно, никакой Buz там не живет, это наскоро слепленное объяснение (и ты, со своей привычкой находить смысл там, где его нет и в помине, легко попался на удочку). Какие жуткие слова - глазенки, достатонкин, недостатонкин, метафизенкин, рабонкин. Все это слишком похоже на какое-то мрачное заклинание.

      Все. Пойду перечитаю еще раз: "Павел Питтенкин-Ежбинкин придет, у него будут твои глазенки..."

А вот Марта (bez_dna@mail.ru) вспоминает свою поездку в город Петербург:

      Я впервые приехала в Питер (я москвичка) и поразилась чудовищной (потому что явной, но таинственной) разнице между толпами Москвы и Питера. Питерцы ДРУГИЕ. И все-то у них по-другому. Но дело далеко не только в одежде. Они другого состава крови, по-моему. Они вялые и устремленные вовнутрь.

Пусть ее письмо послужит анонсом к следующему выпуску, где будет про Москву и Лондон...

А вы, дорогие читатели, шлите ваши эстетические впечатления, не ленитесь.

Пишите письма.


Имя

E-mail