Русский Журнал / Net-культура / НасНет
www.russ.ru/netcult/nasnet/20000907.html

НасНет : выпуск 17
Специальный выпуск : бессмысленная реклама

Сергей Кузнецов

Дата публикации:  7 Сентября 2000

Проект: девяностые

(Условия проекта здесь)

Как известно, два выпуска назад Роман Лейбов предложил следующую задачу:

Мы с Флитманом придумали, что надо рекламировать всякие вещи, которые не продаются. Причем использовать всю нормальную наработанную рекламную технику.

Представим себе, что нашелся безумец, который такую кампанию проплатил. Предлагаю СК самостоятельно поупражняться в рекламе

  • стыдливости;
  • носа;
  • числа "4";
  • автомобильных пробок;
  • одуванчиков.

Предложений пришло так много, что я решил сделать отдельный выпуск, посвященный этой радостной теме.

Для начала - мои собственные варианты. Как знают мои читатели, я беру валом... то есть пишу больше статей, чем хороших статей. Вот и с рекламой аналогично.

Число 4.

Кадр из любой экранизации Animal Farm Оруэлла. Животные топают ногами и скандируют: две ноги - плохо, четыре ноги - хорошо. Или что они там про четыре ноги скандировали? Вот и реклама числа 4.

Вот еще реклама для целевой, так сказать, аудитории. "У зверей 4 ноги. ЧЕТЫРЕ. ЧИСЛО ЗВЕРЯ". Думаю, это должен быть баннер, который вертится где-то на сайтах типа вербицкого LENINа.

А вот - для другой аудитории. На экране - идиот в очках из рекламы пепси-колы (где бегает Денис Ричардс). Он размышляет: "Три времени... три брата... три буквы..." Появляется треугольник, внутри него цифра 3. "Нет, мало." Треугольник схлопывается в точку. "Пять чувств... пять пальцев... пять букв..." Появляется пятиугольник с цифрой 5. "Нет, много." Схлопывается в точку. "Эврика! Четыре угла! Четыре стороны света! Четыре!" Появляется квадрат с триумфальной цифрой "четыре".

Вариант предыдущей рекламы фиксируется на словах "три буквы... пять букв". Появляются буквы Х и У, после чего все закрывает цензурный прямоугольник. Потом появляются буквы Б, Л - и все закрывает цензурный прямоугольник. На 4 появляется слово "МАМА". Можно дать усиленный вариант для ночных клубов и контркультурщиков, когда после голоса, произносящего "4", слово "мама" превращается в слово "fuck". Смысл всей шутки со словами в кальке с английского: four-letters words означает по-английски ругательные слова и fuck прежде всего.

Стыдливость.

Юноша на дискотеке заглядывает девушкам в глаза. У каждой в глазах он видит свое будущее: одна женит на себе, другая, скажем, затрахает до смерти, третья подсадит на иглу. И только четвертая стоит опустив глаза, и именно ее он и приглашает танцевать медленный танец. Слоган: "Не поднимая глаз... СТЫДЛИВОСТЬ". Есть конктркультурный вариант: когда она в конце концов поднимает глаза, видно, что один глаз у нее - искусственный. Для тех, кто уже прочел V, добавлю: "А в пупке, ясное дело, драгоценный камень".

Одуванчики.

Младенческий пушок на голове новорожденного. Редкие волоски на голове старика. Голова одуванчика. Порыв ветра. Голос за кадром: "Они облетают... ОДУВАНЧИКИ. Думай о главном". Впрочем, это, очевидно, реклама смерти. Можно, однако, последним кадром показать монаха, который медитирует, глядя на одуванчик. И роликов можно сделать по количеству конфессий.

Нос.

Простейшая реклама состоит из таинственного слогана "Это вам не х..!" В подтексте известная телега о сходстве мужских носов и членов. Девушки и геи, располагающие результатами собственных исследований на большом статистическом материале, приглашаются высказаться на эту тему. Кстати, последнее можно развернуть в клип. Много девушек/геев рассказывают про члены своих молодых людей и все завершают словами: "Короче, ничего особенного (или "очень так себе", или "но пользоваться он им не умел"). Но зато его НОС..." и мечтательно закатывают глаза.

На ту же тему есть очевидная идея с Буратино, но мне лень ее излагать - и так понятно, что за идея и что она более вульгарная, чем смешная.

Сирано де Бержерак. Возникает его портрет и, скажем, читают его стихи и спрашивают всех "Кто написал?". Потом рассказывают о его проекте многоступенчатой ракеты (у него такой был). Спрашивают: "Кто это?" Никто не знает (опрос, скажем, на улице). И только на вопрос "Француз, прославившийся длиной носа" все кричат: "Сирано!". Слоган: НОС - залог бессмертья. Для отъявленных постмодернистов можно заменить на "Может быть, НОС - залог бессмертья".

Автомобильные пробки.

Ну, тут кортасаровский сюжет о знакомствах и романах в пробке. Целая серия роликов, лень придумывать хотя бы один.

Человек выбегает из дома, бежит к метро, проезжает одну остановку, вбегает в офис (видно, что на все у него ушло минут десять). Шеф спрашивает: "Вы опять опоздали на целый час?". "Я застрял в пробке!" - говорит человек. Слоган: "Автомобильные пробки. КОГДА НЕЧЕГО СКАЗАТЬ". * Это, кстати, автобиографический ролик.

Иными словами, труднее всего рекламировать одуванчики и стыдливость. Интересно подумать почему. Вряд ли беда в том, что "стыдливость" - абстрактное понятие, а "одуванчики" ассоциируются только с Брэдбери. Думаю, просто они и без того не нуждаются в рекламе, воспринимаясь в рамках социальных конвенций как положительные (хотя я люблю бесстыдство и не очень люблю одуванчики... но обобщенный зритель рекламы очевидно не я).

А теперь - слово читателям.

Президент России, будь оригинальный, не забывай о ней. (стыдливость) (FIN)

Фотография двадцатых годов с изображением марширующих по улице нудистов. Фотография перечеркнута. Внизу подпись: "геть бесстыдство! даешь стыдливость!" pasha

Одуванчики (продажа святого).

Большой полутемный холл. В нем по кругу расположено двенадцать кресел-качалок, в каждом из которых сидит Великий Писатель (ну там, Чехов, Миллер :) ), один из них - Рэй Брэдбери. Напротив каждого писателя стоит амфора (крупный план амфоры). Над Рэем летает множество красивых бабочек (крупный план бабочек; вблизи их туловища - ну естественно - женские - это летающие длинноволосые синекрылые блондинки :) ). Отделившись от остальных, четыре особо прекрасных бабочки подлетают к амфоре и доставляют ее Рэю в руки - а после этого превращаются в четыре одуванчика (крупный план желтых головок одуванчиков демонстрирует лица девушек в серединке). Брэдбери отпивает и с наслаждением произносит: "одуванчики". У него вырастают крылья, и он улетает вместе со всеми бабочками куда-то в сторону. (Крупный план оставшихся четырех одуванчиков демонстрирует их хитрые, но обаятельные улыбки). Пудель

Слава Курицын прислал гениальную рекламу числа четыре. Но я сначала прочел ее просто как письмо и, пока не глянул в сабджект, все пытался постичь его смысл. Думаю, то же самое будет и со зрителем:

Парторг Дунаев ебал фашистов в четыре хуя. А ты?

Для тех, кто не понял, говорю - аллюзия на "Мифогенную любовь каст" Ануфриева & Пепперштейна.

Самую изобретательную рекламу прислал Трифон. Это - реклама всего перечисленного в одном флаконе:

Мизансцена общая, различаются только слоганы в конце рекламы.

Черное море. На горизонте белый пароход. Кричат чайки. Яркое солнце бликует на линзе кинокамеры, мерно качаются волны. На поверхности воды возникает шевеление, оно усиливается, усиливается, и наконец оттуда поднимается большая задница. Раздается звук пукания - за кадром томный женский голос произносит фразу - затем на экране появляется рекламируемое слово, озвученное суровым мужским басом.

Слоганы:

а. Здесь не хватает чуточку стыдливости... - СТЫДЛИВОСТЬ!

б. Хочеться понюхать? - НОС!

в. И так каждый день, ровно в четыре часа... - ЧИСЛО ЧЕТЫРЕ!

г. Так вот о чем ты думаешь, когда в НИХ стоишь? - АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРОБКИ!

д. Да ну тебя, Вань, у нас в деревне лучше. - ОДУВАНЧИКИ!

Ну и в продолжение темы - по одному сетевому примеру на каждый случай:

http://www.nos.ru - русский развлекательный портал EB.ru

http://www.jam.ru - информационно-развлекательный сайт

Надо ли говорить, что сайты изрядно похожи? Я уж было понадеялся, что и все остальные ссылки будут такие же... но в Рунете не нашлось ни www.4.ru, ни www.oduvan.ru

Зато некто Leonard N. Zubkoff держит Dandelion Digital's Home Page по адресу http://www.dandelion.com - то есть одуванчик.

А по адресу www.four.com находится сайт под названием "Как отконфигурировать Outlook Express под Internet Mail". Почему четыре? Скажу честно - не знаю.

Чтобы читатель не чувствовал себя обиженным - сегодня в проекте: девяностые будет и один случай от меня. Тоже про рекламу и тоже про довольно бессмысленную.

КС: реклама, деньги, обсценная лексика

Семейной чете Беловых предложили сочинить рекламу Аэрофлота. Им обещали большие по их меркам деньги, если они сочинят слоган, который будет удовлетворять следующим формальным критериям:

  • быть кратким
  • рифмованным
  • выражать самую суть Аэрофлота

Требуемый слоган сочинили сразу. Поскольку что-то подсказало героям, что заказчика он может не устроить, они провели еще пять часов, пытаясь сочинить хоть что-то еще. Но первый слоган был так хорош и совершенен, что больше ничего так придумать и не смогли. Видимо, робея перед лицом совершенства.

Ах да. Я забыл сказать главное. Слоган гласил: "Е..ись он в рот, Аэрофлот!"

Боюсь, что денег им так и не заплатили.

Пришлите и вы свою историю про девяностые - а я удаляюсь в очередной недельный отпуск. Следующий выпуск будет не раньше числа 19 сентября - как ни крути.


Имя

E-mail