Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / НасНет < Вы здесь
НасНет: выпуск 37
Дата публикации:  7 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Проект: девяностые

(Условия игры - тут)

Ключевые слова: власть, гендер, корпорации

Я так часто рассказывал эту историю, что решил в конце концов упокоить ее в этом проекте.

Маша Тигрова работала одним из главных менеджеров в крупной торговой конторе. Это была невысокая, худощавая, изящная девушка. Однажды я зашел к ней, пытаясь раскрутить рекламный отдел ее фирмы (как раз собиравшейся открывать веб-сайт) на размещение баннерной рекламы в Zhurnal.ru (он тогда только открылся). Невольно я стал свидетелем сцены, запомнившейся мне надолго.

Просмотрев только что пришедшие бумаги - дело было в понедельник, - Маша вызвала к себе одного из своих подчиненных.

- Игорь, что это такое? - спросила она, показывая ему факс.

- Это проект договора с фирмой Z, который они нам прислали, - сказал молодой человек, почему-то меняясь в лице.

- А разве, Игорь, ты не объяснил им, что мы работаем только по стандартным договорам, - нежно сказала Маша.

- Понимаешь, Маша, я не успел. Мы только поговорили в пятницу, а они уже прислали...

- Как же так получается, - сказала Маша и голос ее упал до нежноcти, почти эротической, - люди все выходные сидели, готовили проект договора, а ведь я его (разрывает договор) даже читать не буду. Потому что мы работаем только по стандартным договорам.

Игорь, кажется, даже молчал, а Маша, не меняя тона, продолжала:

- Разве это хорошее начало для партнерства? Так что, пожалуйста, позвони им и объясни, что случилось.

- Да, конечно, - и побледневший Игорь покинул кабинет.

Я долго думал, что этот эпизод показывает различие между мужской и женской властью - потому что любой редактор-мужчина кричал бы и топал ногами. Долгие годы Машино мастерство казалось мне непревзойденным - и только однажды я столкнулся с чем-то подобным.

Редактор газеты, где я тогда работал, встретил меня в редакции и, показывая свежий выпуск, спросил тем самым нежным тоном:

- Сережа, ты серьезно думаешь, что этот фильм стал первым крупным голливудским фильмом, в котором сыграла А.?

- Да, - ответил я и почувствовал, как кровь отливает от щек.

- А как же фильмы X, Y и Z? - спросил он, и я пожалел, что не могу сказать "да" и пойти исправлять.

В его голосе не было ехидства, злости, раздражения. В лучшем случае - недоумение, смешанное с необъяснимой нежностью. Никогда в жизни мне не было так стыдно.

Надо ли говорить, что мой редактор был геем?

* * *

Пришлите и вы свою историю про девяностые.


Имя

E-mail


Цитаты

Сидел в метро, писал эти заметки. Скосил глаза в газету МК, которую читала соседка, и прочел (цитирую сначала по памяти, потом точно):

Охранники Раджива Ганди проходили обучение в Москве, но все равно допустили ошибку. Почему? Потому что у нас камикадзе не было, а в Индии это национальная традиция. (Далее - точная цитата.) Когда Путин был в Томске, ему старушка жала руку и говорила: "Спасибо, что приехали". Если бы она была обмотана гранатами - ничего бы не спасло Владимира Владимировича.

Говорил типа какой-то специалист не то по охране, не то по террору, но в финальных словах мне почудилась какая-то злорадная интонация.

Почему-то вспомнилось, как в конце 80-х, уже в перестройку, ходил в кинотеатр "Рекорд" (который в Лужниках) на фильм Иоселиани "Фавориты Луны". В нем, если кто не помнит, есть прекрасный эпизод, когда ветеран войны взрывает бездарный памятник. Ходил с приятелем, человеком милым и довольно аполитичным. На выходе он вдруг поднял глаза на огромный памятник Ленину и вдруг посмотрел на меня со значением. Типа - вот бы его, а?

Именно эта же "идея" мне явственно почудилась в реплике из МК. Американский психолог Ллойд де Моз в свое время провел анализ различных эмоционально насыщенных образов и метафор, встречающихся в американской прессе, и выяснил, что отношение к лидеру проходит несколько стадий, соответствующих (сюрприз, сюрприз!) стандартной схеме пренатальных матриц или обряда инициации. Условно их можно назвать как восторженное ожидание, удушье, ужас перед катастрофой, новое рождение. Соответственно, не важно, что пишут, - важны метафоры и фантазийные образы, которыми подсознание нации проговаривает себя (при этом не важно, про кого говорят, - набор метафор в статьях про Никсона и Брежнева в американской прессе оказывается одинаков). Сначала это фаза силы, когда все образы фиксируют величие нации и ее лидера, потом наступает фаза "трещины", характеризующаяся чувством тревоги и тесноты, голода и духоты (в том числе, вылезают все образы второй пренатальной матрицы, связанные с удушающей пуповиной и прочей "гинекологией"). Первые две фазы длятся, по де Мозу, около года каждая, а потом наступает фаза коллапса: групповая фантазия ищет себе врага, на которого можно спроецировать свой страх и гнев. Преобладающими образами являются опять-таки удушье, а также гнев, падение, распад и взрыв. Наконец, наступает четвертый этап, во время которого происходит "групповой психотический инсайт": определяется жертва, случается "война" и наступает новое рождение. Если не удается найти внешнего врага, которого можно победить (не обязательно фактически - достаточно символически; в этом смысле "не было" не только войны в Заливе), то жертвой - прямо по Фрейзеру - становится сам властитель, которого изгоняют, как Никсона, или убивают, как Кеннеди. Третья фаза длится от нескольких месяцев до нескольких лет - до тех пор пока не будет найден "враг".

Вернемся теперь к Путину, находящемуся у власти чуть менее полутора лет. Согласно подсчетам де Моза, он должен быть либо во второй, либо уже в третьей фазе. Во фразе про старушку, из которой де Моз вычленил бы образ "взрыва" и слова "ничто не может спасти", ясно просматриваются образы, характерные для третьей фазы, - хотя для корректного анализа надо было бы проанализировать несколько сот публикаций (кстати, это просто делать с помощью Yandex'a - желающие могут заняться: надо задать дату публикаций и делать поиск по ключевым словам, фиксируя количество и строя график. Вот занятие для фэповских аналитиков!).

Разумеется, я достаточно схематично изложил идеи де Моза, но желающие могут прочесть более подробное изложение в книжке или тут (по-английски, выше пересказывались главы с 5 по 8), тут (по-русски) или тут (с привлечением астрологии, что совсем смешно).

Самое смешное, что уже решив обо всем этом здесь написать, я снова скосил глаза вбок и прочел заголовок соседней статьи:

Путин попал в сети (крупно). Но ФАПСИ защитит его от хакеров (мелко).

Де Моз, ясное дело, увидел бы здесь архетип "удушающей пуповины" - один из главных признаков второго (да и третьего тоже) этапа.

Одним словом, плохо дело Владим Владимыча - а значит, жди новых катастроф и нового рождения.

Места

Как известно, на прошлой неделе вручали премии Российской Академии Интернет. Будучи одним из академиков, я честно отсмотрел около сотни сайтов и принял участие в запутанном голосовании по дюжине номинаций. Результатом этих усилий стало не столько мое участие в церемонии награждения (в качестве зрителя), но и обнаружение нескольких достойных внимания сайтов. Один из них - под боевым названием "Фандорин!" - чуть было не выиграл в номинации "Персональные страницы", уступив по очкам сайту "Виртуальные суси" Коваленина/Смоленского. На эту тему, кстати, на сайте "Фандорин!" сказано замечательно:

Сайт у сусистов очень милый, сами они ребята очень милые, и вообще я Японию и японский люблю. Но странно, что награда, которая вроде бы должна пропагандировать русскую Интернет-культуру и просто русскую культуру, отдана сайту про иностранное кушанье.

Для тех, кому лень ходить на "Виртуальные суси", скажу, что посвящен сайт вовсе не "заокеанским кушаньям" (хотел написать "кусаньям" - по привычке убирать английское "ш" в японских словах "Такеси", "Осима", "Хиросима" и так далее; этому меня, кстати, как раз и обучил Коваленин), а типа японской культуре вообще - там висят всякие разные переводы, заметки и так далее. Про кулинарию не так уж и много. Так что патриотический пафос создателей "Фандорина!" несколько неуместен.

Отдельным абзацем отметим, что проиграли фандоринцы по причине, не имеющей отношения к качеству сайта. На мой взгляд, "Фандорин!" - вовсе не персональная страница (а если да, то и являться получать награду должен был бы Эрнест Петрович или, на худой конец, его потомок Ника Фэндорайн), а самый что ни на есть литературный сайт. В этой бы категории ему и номинироваться! К слову сказать, это оказалась единственная категория, в которой выиграл Русский Журнал (и вообще ФЭП) - награду получил Борис Кузьминский - то есть "Круг чтения". Поздравляем, что тут еще скажешь!

Вернемся, однако, к "Фандорину!". В отсутствующей категории "фанатский сайт" он бы, вне сомнения, мог занять первое место. Именно о таких сайтах когда-то мечталось: в середине 90-х, когда весь Рунет был с гулькин нос, я был потрясен тем, что в "нелитературоцентричной" Америке есть фанатские сайты писателей - того же Пинчона, - а в литературоцентричной России их нет. Теперь-то я знаю, что зато у нас есть библиотека Мошкова - но это к слову. Так вот, "Фандорин!" - как раз такой сайт: биография Фандорина и Чхартишвили, литературоведческие развлечения типа поиска аллюзий и скрытых цитат в фандориане; попытка всем вместе написать новый роман про Фандорина и прекрасная телепрограмма на Эрастовы именины (15:00 - "Профессия - декоратор". У нас в гостях работник искусств Пахоменко-Соцкий...") и тому подобное.

Текстов Акунина нет - видимо, в рамках борьбы за авторское право или просто чтобы не мешать проекту Чхартишвили/Лебедева (сравнению с которым, кстати, посвящена отдельная табличка). Одним словом, хороший сайт для поклонников Б.Акунина, застывших в ожидании "Пелагии и черного монаха".

* * *

Сегодняшний выпуск как-то затянулся и потому до следующего раза откладываются многочисленные письма читателей, самореклама и прочие менее творческие радости. Пока - как всегда - я призываю присылать ваши эстетические впечатления.


Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 36 /02.03/
Октябрь-1993: в мэрии все стекла выбиты - денег заработаем! Потрясающее "Love Letter #3" Германа W.Котятко - лучший рассказ о Любви. Фильм "Асса" начал 90-е, а фильм "Москва" подвел их итог. Поздравление победителям и итоги конкурса про Чужих.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 35 /22.02/
О веяниях времени и новом виде цензуры: про ФЭП пиши чего хочешь, про Павловского и Путина тоже, тем более про секс, а про это самое - не смей. Лужков возбуждает уголовное дело по факту организации концерта М.Мэнсона? Дискман - вещь отличная, хотя ненужная на фиг; mp3-плэйер лучше.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 34 /15.02/
Что такое "кристальная точность"? Самые красивые девушки на сайте Frog.ru! О саморепрезентации Женского в фаллократическом обществе. Начальство поголовно ведет сетевой дневник! Новая идея для Глеба Павловского. Неужто постмодернизм умер?
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 33 /07.02/
Православный публицист пропагандирует сатанизм. Буддизм - самое расчетливое, бесчеловечное и чудовищное учение на свете. Девственница, раздетая холостяками. Кто станет режиссером пятой серии "Чужих"? Представьте себе: Глеб Павловский нянчит маленького Мишу Вербицкого.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 32 /25.01/
Нет лучшего способа убить мечту, чем сделать ее легкодоступной. Появление mp3-дискманов изменило многое. Что чувствует человек, который кладет в карман 17 часов музыки - все альбомы "Битлз", Леонарда Коэна или KLF? Mp3-диски, став массовыми, убивают "зуд коллекционера". Спешите купить mp3-диски "все в одном", чтобы понять, что они не нужны вам.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'НасНет' на Subscribe.ru