Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / НасНет < Вы здесь
НасНет: выпуск 47
Дата публикации:  31 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Проект : девяностые" понемногу начинает истончаться. Запас моих историй оказался ограничен, но от вас, дорогие читатели, я по-прежнему жду вестей.

Имя

E-mail


Поп без Паркера

Сегодня - не только без Паркера, но даже и без музыки. Сегодня вашему вниманию предлагаются некоторые размышления, цель которых - выяснить ответ на случайно заинтересовавший меня вопрос: чем массовая культура отличается от поп-культуры.

Желающие помучить Google могут узнать на эту тему мнение западных специалистов - я буду говорить о нем, потому что в России и на этот раз все термины имеют свой особый смысл. Причина этого заключена, конечно, в том, что массовая культура зародилась минимум в тридцатые годы, но сам термин появился позднее и активно использовался для идеологического шельмования. Так, Травин вспоминает, что во время известных наездов Станислава Куняева на Высоцкого (тогда уже покойного) термин "массовая культура" был одним из главных ругательств. То же, вероятно, происходило и с Аллой Пугачевой или - позже - с "Машиной времени". То, что на самом деле являлось массовой культурой (то есть, впаривалось массам - будь то песня "Комсомольцы-добровольцы", фильм "Премия" или даже роман "Щит и меч") позиционировалось как идеологически-важная часть социалистического реализма. В результате у некоторых людей моего поколения в голове твердо засела мысль о том, что массовая культура - это нечто противоположное культуре официальной; так сказать, культура народная или близкая к оной. Причина этого, конечно, в том, что в семидесятые годы в Советском Союзе возникла уникальная ситуация: массы оказались предоставлены сами себе и потому советская массовая культура семидесятых вырастала не в результате деятельности идеологов или маркетологов, а, так сказать, "естественным" путем (если может в культуре быть что-то естественное). Массовая культура - это было что-то, что просто любили "простые люди". Перенося эту модель на современную западную почву, можно парадоксально описать ее как ситуацию, в которой Backstreet Boys или Бритни Спирс по-прежнему беспрерывно показывают по MTV, но публика почему-то полностью их игнорирует, слушая какую-то совсем "свою" музыку.

Впрочем, такая ситуация уже была однажды, когда стараниями Малькольма Макларена и Со. Sex Pistols взлетели на вершины популярности, несмотря на сопротивления звукозаписывающих студий. Разумеется, это возможно при изначально сильной монополии на культуропорождающие масс-медиа, которая приводит к полному застою ("все перестают слушать"), и лишь эпизодически эта монополия нарушается "пришельцами" (Sex Pistols или Владимиром Высоцким).

В результате в России по сей день масс-культурой называют культуру для широких масс, близкую к фольклору и стилизации, а поп-культурой - конструируемую шоу-бизнесом глянцевую и гламуарную культуру. Иными словами, вся русская массовая культура наследует Пугачевой-Высоцкому-Северному, тогда как поп-культура идет скорее от Софии Ротару и прочих участников "Песня - семьдесят с чем-то". Отсюда, в частности, следует, что настоящие звезды возможны в России только в области массовой культуры - тогда как персонажи поп-культуры легко заменяемы: сегодня "Блестящие", завтра - "Hi-Fi", сегодня один мексиканский сериал, завтра другой.

Краткий опрос знакомых показал, что массовая культура воспринимается как нечто более "нутряное" и "трэшевое", любимое в равной степени интеллектуалами и "простыми людьми", тогда как поп-культура оказывается результатом действий медиа-корпораций и потому - безликим. Неслучайно несколько человек в ответ на вопрос, что такое массовая культура, назвали группу "Ленинград" - матерную стилизацию под дворовую песню, попадающую в жесткую ротацию редкими "приличными" песнями, зато - как в старые годы - переписываемую с кассеты на кассету.

Иными словами, понятие "массовая культура" в России попадает в куда более позитивное семантическое поле, нежели на Западе. Возможно, это связано с неизбежными негативными коннотациями "поп-культуры", возникающими благодаря словам "попса" и "попсня".

Вероятно, в России можно сказать, что очень качественная поп-культура становится массовой культурой. Поэтому, наверное, и считается, что количество поклонников массовой культуры больше, чем поп-культуры. Очевидно, это не всегда так - "Блестящих" знают явно больше народу, чем Шнура. Вероятно, предполагается, что "простые люди" еще не все любят "Ленинград" просто потому, что не все его знают.

Впрочем, для интеллектуалов и богемы в девяностые годы - особенно в середине девяностых - куда более важным понятием оказывалось понятие "культового". "Культовый" обладал всеми признаками массового - подлинностью и аутентичностью - но имел несравненно меньшую аудиторию. До появления "Мумий Тролля" и Земфиры в неявном виде предполагалось, что качественный культурный продукт не может быть широко популярен.

Сегодня же культ - это либо нечто, еще не ставшее массовой культурой ("недотянувшее"), либо нечто, уже переставшее быть поп-культурой по причине фантастически низкого качества.

Завершая разговор, можно еще раз выделить несколько основных позиций, на которых строиться противопоставление массовая культура / поп-культура / культ.

1. Как правило, количество поклонников в этом ряду убывает от массовой культуры до "культовых".

2. В неявной форме предполагается, что качество поп-культуры ниже, нежели у массовой культуры или культовых произведений.

3. Поп-культура является наиболее глянцевой и гламуарной; она, как правило, не вызывает споров и ни в коем случае не шокирует аудиторию.

Тем не менее - поэтому, собственно, я и написал эту заметку - мне интересно, как мои читатели расставят по трем клеточкам ряд явлений культурной жизни. На всякий случай поясню, что под именем автора имеется в виду не сам автор, а его произведения.

Персонаж Культ Поп Масс Не знаю
Земфира
"Мумий Тролль"
Псой Короленко
"Ленинград"
"Аукцыон"
Виктор Пелевин
Борис Акунин
Владимир Сорокин
Александра Маринина
"Мифогенная любовь каст"
Зураб Церетели
Александр Шилов
Илья Глазунов
Александр Бренер
Олег Кулик
Медгерменевты
"Брат"
"Брат-2"
"ДМБ"
"Особенности национальной охоты"
"Менты"

Эстетические впечатления

Небезызвестный gosha@ganja.ru, в свое время навлекший на "Нас нет" цензурные гонения, прислал письмо с изложением прекрасной теории заговора, обнаруженной где-то на www.dailyrotten.com. Поскольку оно некоторым образом тоже посвящено поп-культуре, то ему самое место в этом выпуске:

Если вы думаете, что знакомы уже со всеми теориями о еврейских заговорах, то у некоторых арабов есть для вас приятный сюрприз: покемоны - это грязный еврейский трюк. Шейх Абдель Монем абу Зент, бывший член иорданского Парламента:

- Доказано, что эти игрушки - часть еврейского плана по разрушению сознания нашего подрастающего поколения, - пишет шейх, утверждая далее, что по-японски "покемон" значит "нет Бога во Вселенной", а Пикачу означает "Я - еврей". Покемоны также пропагандируют азартные игры и иудео-дарвинисткую теорию эволюции.

Доводы его были услышаны - в Саудовской Аравии покемоны уже запрещены.

Очевидно, что Телепузики - это мусульманский заговор против христианского мира. Достаточно сказать, что "Тинти-Винти" означает "я - мусульманин", а "По" значит "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его". О зеленом цвете травы, по которой гуляют телепузики, и говорить не приходится.

Пришлите и вы ваши эстетические впечатления

Имя

E-mail


А в июне я покидаю вас для отпуска - и потому выпуски будут выходить раз в две недели, а не каждую неделю, как обычно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 46 /24.05/
Опять спецвыпуск, на этот раз об искусстве. Modern art, начало девяностых, наследие тоталитаризма: светлый лик Железного Феликса. Новые куплеты к песне про Элис: Пенкин - отличный парень, несмотря на то что. Почему Филипп не может подарить Алле НОРМАЛЬНУЮ машину?
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 45 /17.05/
Если бы я знал 10 лет назад, чем это кончится, - я бы начинал вообще заниматься бизнесом? Поп без Паркера: "Я посылаю письма в Интернет // По электронной почте шлю ответ // На сервер не доходит мегабайт // Я снова набираю этот сайт". Можно ли возродить животное из его костей? Еще о результативности антитабачной рекламы.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 44 /04.05/
Как плохо быть памятником! Проституция, деньги, такси: ближайшая точка к "Лесным далям" - Тверская? Блондинка и брюнетка на Тюменском вокзале. ЖЖ убил все подписные листы и форумы: будем говорить за себя, а не за ресурсы, которые на нас наросли! Мужчина в одних носках - опасное зрелище.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 43 /26.04/
Полнолуние - время оборотней и вампиров. Главное - зарплата в Стране.ру. Путина поддерживает Дугин, а Павловский у него получает зарплату. Из пяти мужиков - четыре чокнутых. "Взгляды" и эстетические пристрастия, как правило, плохо сочетаются. Быть с сетевыми технологиями на "ты" - не проблема.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 43 /19.04/
"Найти меня проще простого, - автобусом до "Шереметьево-2", потом - самолетом, а затем - немного на машине". Уже полгода над проспектами Москвы висят огромные биллборды с надписями "огонь", "земля", "воздух" и "лед" - в этом чувствуется почерк Павловского. "Крамольную" цитату никто не опознал! Лучшие антисемиты - сами евреи.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'НасНет' на Subscribe.ru