Невод, выпуск 38: Виртуальный Эйнштейн, новые технологии мешают работать, интернетизация экономики

Евгений Горный

Евгений Горный
gorny@russ.ru

Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Моя маленькая эйншейниана | Новые технологии мешают работать
Интернетизация экономики | Новости вкратце

Моя маленькая эйншейниана

Таксист Харон, выключая счетчик,
Говорит: "А вот и вокзал".
Его пассажир Эйнштейн в смятеньи:
"О! Я чуть не опоздал!".
Он подбегает к кассе и просит
На пригородный поезд билет,
Но кассирша, Эдита Пьеха,
Отвечает: "Билетов нет!"

Майк Науменко. Уездный город N.

Газета "Сегодня" от 16 июля опубликовала материал Марианы Марковой "Спросите у Эйнштейна" с подзаголовком "Создан виртуальный двойник гениального ученого". В статье со ссылкой на британский еженедельник Sunday Times говорится, что бостонская компаниия "Искусственная жизнь" выпустила CD-ROM "Живой Альберт Эйнштейн", "посредством которого можно будет пообщаться с гением в режиме прямого диалога". Сообщается также, что цена диска - $50 и что в июле он поступит в магазины Германии (?).

Содержание диска описывается следующим образом:

По фото- и киноматериалам был создан визуальный двойник Эйнштейна, копирующий мимику и манеры оригинала, собран огромный банк данных о той эпохе. Трое исследователей прочитали все когда-либо изданные книги и статьи об Эйнштейне, воспоминания современников и частные письма ученого, систематизировали и "засунули их в цифру". Общаясь, Эйнштейн будет подстраиваться под уровень интеллекта собеседника: с умным будет говорить как умный, а с дураком - как с дураком. Разговор можно будет вести с помощью клавиатуры или микрофона. Виртульный двойник охотно расскажет любому теорию относительности и ответит практически на любой вопрос. Если же "разговор" зайдет о чем-то совершенно ему неизвестном, он, как порядочный человек, честно ответит "Не знаю". Рассказывая о своей личной жизни, виртуальный Эйнштейн в некоторых эпизодах смущается совсем как настоящий.

История меня заинтересовала, я попытался найти дополнительную информацию об этом проекте в Интернете. К сожалению, собственно о сидироме ничего не обнаружилось. Всякие разные ключевые слова перепробовал, но все без толку. Отыскалось лишь одно сомнительное упоминание о виртуальном Эйнштейне, которому можно задавать вопросы, но для этого надо самолично приехать в университет Карнеги Меллона, а это в данный момент мне как-то не с руки.

Так что, как говорится, ни подтвердить, ни опровергнуть информацию про "Живого Эйнштейна" я не могу.

Но нет худа без добра. Хотя "Живого Эйнштейна" я не нашел, я нашел Эйнштейна виртуального, распыленного по Сети в самых своих неожиданных ипостасях. А ведь это тоже форма жизни, хотя и странная - жизнь информации, самораразвивающейся в Повсеместно Протянутой Паутине, когда нет уж в живых ни тела, ни ума, а осталось лишь имя, вокруг которого и накручиваются все новые и новые контексты и смыслы.

В этом суть виртуализации личности. Не важно, жив ты или мертв - пока твое имя не стерлось из людской памяти и твои дела для кого-то что-то значат, твоя личность продолжает существовать, хотя уже без твоего вмешательства и контроля.

Помню, как я зашел однажды на заглавную страницу Русского журнала и увидел вверху баннер, на котором было написано: "Евгений Горный - суперзвезда!" Я был шокирован. Оказалось, рекламировался очередной выпуск "Избранных мест из перебранки с друзьями".

Итак, живой Эйнштейн в виртуальном пространстве Сети. Задавайте ему вопросы. Он ответит.

Русские ресурсы относительно Эйнштейна также весьма обширны: на запрос по фамилии Апорт нашел 1021 уникальный документ, Рамблер - 1109, а Яндекс - аж целых 4624! Поражает, однако, то, что большинство найденных страниц с упоминанием великого ученого - это либо анекдоты, либо литературные произведения. Литературоцентризм русской культуры и здесь проявился в полный рост. Часто цитируются эйнштейновские афоризмы - здесь уже жанр текста не важен. В этом отношении Эйнштейн почти как Пушкин - гений, культурный герой, персонаж анекдотов и побасенок. Если работать за нас будет Пушкин, то думать - уж точно Эйнштейн.

Не обошлось и без еврейской темы, причем с обоих концов - сионистского и антисемитского. Без этого у нас тоже никак.

Анекдоты про Эйнштейна цитировать не буду. Если интересуетесь - сами найдете.

P.S. от 19 июня. Одновременно с этим выпуском "Невода" в "Газете.ру" появился поучительный текст: Лоренс К. Альтман. Ключ к загадке интеллекта скрыт в извилинах мозга Эйнштейна.

назад

Новые технологии мешают работать

Результаты недавнего опроса, проведенного Институтом будущего и Гэллапом для Pitney Bowes Inc., свидетельствуют о том, что широкое внедрение новых технологий на рабочих местах ведет к снижению продуктивности. В отчете говорится, что большинство работников, использующих коммуникационные технологии, вынуждены прерывать свою работу каждые 10 минут. К таким технологиям причислены телефон, факс, электронная почта. (Об ICQ с его непрестанным "ку-ку!" исследование умалчивает.)

Сообщается, что средний служащий в США получает 200 электронных писем в день, в то время как его коллеги из Великобритании всего 171, причем около половины - от сотрудников своего же отдела. В такой ситуации умение сортировать письма по их важности и составлять быстрые стандартные ответы становится важнейшим элементом профессиональной квалификации.

назад

Интернетизация экономики

Стоимость Интернет-экономики в США составила $301 млрд. в прошлом году, согласно исследованию, проведенному Техасским университетом при поддержке Cisco Systems. Интернет-индустрия дала рабочие места 1,2 млн. человек, что составляет более 40 процентов всех новых рабочих мест, возникших в экономике США. Кроме того, опрос показал, что работники, занятые в интернетовской сфере, на 65 процентов продуктивнее не имеющих отношения к Интернету. Подробности - на сайте Internet Indicators.

Согласно недавнему исследованию Booz Allen & Hamilton, 92 процента руководителей компаний считают, что Интернет меняет бизнес-стратегию и концепцию рынка. 61 процент опрошенных полагает, что Интернет поможет компаниям в достижении их стратегических целей. 30 процентов заявили, что Интернет принуждает их к пересмотру существующей стратегии. Почти 70 процентов сказали, что не рассчитывают окупить вложенные в Интернет средства ранее 2001 года. 28 процентов считают, что они уже получают прибыль от использования Интернета.

Исследователи из ActiveMedia пришли к выводу, что средний бюджет на развитие корпоративного веб-сайта в Европе в 1999 достигнет $76 799. Для сравнения, в США вложения в развитие одного сайта составляют в среднем $33 580, в то время как в Австралии и Новой Зеландии - всего $6626. В целом же затраты на средний веб-сайт составят в этом году в среднем $36 579.

Интересно было бы узнать данные по России. Господа аналитики, откликнитесь!

назад

Новости вкратце

назад
Предыдущий выпуск Следующий выпуск Следующий выпуск