Русский Журнал
/ Net-культура / Невод www.russ.ru/netcult/nevod/19991103.html |
Невод. Выпуск 51. Настик Грызунова Дата публикации: 3 Ноября 1999 Обзор текущих сетевых событий и публикацийК вопросу о перехвате данных | Продаются яйцеклетки Воздействие на законодательство у нас и у них Без буквы Е | AltaVista: чужие игры Новости вкратце Сетевые СМИ: диагноз - "желтуха"Стоящих внимания информационных поводов не так уж много. Бессмертная фраза "News is something someone does not want reported, all the rest is advertisement" (Рэндольф Херст) работает очень условно, потому что "something someone does not want reported" - это, как правило, либо компромат, либо детали, никому, кроме этого someone не интересные. На самом деле, на этом принципе строится работа любого желтого средства массовой информации. В этом контексте разнообразные скандалы, разумеется, становятся лакомой пищей для потребления и переваривания СМИ. С одной стороны - событие, причем не "Microsoft выпустил очередную бету", а нормальное событие, в меру уникальное. С другой стороны - сюжет, люди, лица, эмоции-страсти, все как полагается. Но объясните мне, пожалуйста, почему, ну почему считается, что об этом интересно читать? Артемий Лебедев ругается с Кириллом Готовцевым. Артемий Лебедев подал на Кирилла Готовцева жалобу в антимонопольный комитет из-за комментариев Готовцева в интервью газете "Ведомости". Статья в "Ведомостях", действительно, довольно гнусная, а что касается Готовцева - то чего от него еще ждать? Но я не об этом. На сервере программы ЭхоNet открыт специальный раздел, посвященный скандалу, где опубликована кучка интервью сторон, комментарии адвоката, текст жалобы, черт в ступе. Анонсируется это так: "Дорогие друзья! Мы рады вновь пирветствовать вас на освещении очередного мощного сетевого скандала". Или так: "Новый грандиозный сетевой скандал на сайте ЭхоNet'а. На ринге - только тяжеловесы". С каким сладострастием освещается обыкновеннейшая и довольно гнусная история. Я понимаю, что событий в русской Сети не так уж много. Но плясать веселый танец "пого" вокруг столь незначительного события - просто смешно. Повод не стоит затраченных усилий, а ощущение остается малоприятное - как будто ЭхоNet давно не кормили жареным, а тут выдали наконец тарелку. Я с огромным уважением отношусь к этому проекту, и мне ужасно грустно наблюдать, как он обсасывает нестоящие внимания подробности мелкого конфликта, будто речь идет о войне миров. По-моему, это безвкусица. Простите за резкость.
К вопросу о перехвате данныхЕсть много причин беспокоиться о собственной безопасности, неприкосновенности частного пространства и неподконтрольности службам, основная функция коих и состоит в контроле над гражданами. Один из любимых, хотя и приевшихся уже аспектов этой темы - перехват данных. В Сети для этой цели существуют программные средства, и с ними мы уже как-то свыклись. Но есть еще некоторый способ перехвата данных, который очевиден для профессионалов, а остальные о нем обычно не задумываются: перехват электромагнитного излучения. Разработки на эту тему ведутся в США (да и у нас, полагаю, тоже) уже не одно десятилетие в рамках проекта под загадочным названием TEMPEST. Не то, чтобы эта деятельность была сильно засекречена - о ней просто не говорят. Поэтому любимый герой Wired Джон Янг, вероятно, с особенным удовольствием потребовал у Национального агентства безопасности США документацию по данному вопросу ("И хотя этот вопрос крайне важен для меня, я отношусь к данной проблеме очень и очень трепетно"). Из двадцати четырех документов, запрошенных у NSA согласно Акту о свободе информации, Янг, конечно, получил только два, но и они довольно поучительны и дают некоторое начальное представление о разработках способов перехвата электромагнитных волн с целью их последующей расшифровки.
Продаются яйцеклеткиАукционы в Сети - одна из последних модных тем. Хотя и не такая модная, как, скажем, хит сезона - порталы. На аукционах продают все, что вообще можно в этом мире продать, а этот мир очень нетребователен, и продавать в нем можно практически все. Например, на сайте Ron's Angels продают яйцеклетки фотомоделей. Восемь штук великолепных особей женского пола продают своих потенциальных деток за сумму от 15 до 150 тысяч долларов. Рон Харрис, организатор сего специфичного проекта, утверждает, что проект позволяет разумно использовать принцип естественного отбора и родить красивых детей, вылупившихся из яйцеклетки красивой барышни. Заметим в скобках, что красота фотомодели не имеет, конечно, никакого отношения к здоровью, общей приспособленности к жизни, а равно и красоте ребенка. Про состояние здоровья этих барышень, кстати, мало что известно. Рон Харрис, открывший сайт Ron's Angels, - фотограф, много лет сотрудничавший с "Плейбоем". Помимо аукциона по продаже яйцеклеток Харрис поддерживает еще 14 сайтов с мягким порно. Разумеется, в западной прессе фотографа немедленно обвинили в том, что яйцеклетки фотомоделей ему нужны исключительно для рекламы и привлечения посетителей на другие свои сайты. Сам факт продажи яйцеклеток Америка однозначно расценила как чудовищный цинизм - как будто такого рода торговлю не практиковали до Харриса уже не один год. Что же касается порносайтов Харриса, то 29 октября фотограф объявил о том, что закрыл их все, кроме одного (вероятно, оставил на память - впрочем, на нем закрыта теперь регистрация новых подписчиков). Собственно, единственное действительно серьезное "но" в связи с этой историей сформулировал юрист из Бостонского университета Джордж Эннас: "На самом деле, он ищет людей, которые хотят прикупить хорошеньких детей. Подумайте, какая ужасная жизнь этих детей ждет".
Воздействие на законодательство у нас и у нихНа сайте "Законодательные инициативы в сфере информатизации" происходит обсуждение законопроектов, внесенных на рассмотрение федеральных органов государственной власти. Сия инициатива поддерживается Российской сетью информационного общества. В настоящее время рассматриваются два документа: проект Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации и законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене". Осторожные организаторы не допустили открытия гостевых книг, форумов и прочих взрывоопасных мест для обсуждения и предлагают комментарии слать напрямую либо в Российскую сеть информационного общества А.Е. Шадрину, либо в рабочую группу по разработке законопроектов в сфере информации и информатизации Г.Т. Артамонову. Конечно, с точки зрения эффективности участия рядовых граждан в законодательных инициативах проект выглядит весьма спорно - в частности, потому, что невозможно отследить, насколько предложения граждан учитываются разработчиками. Забавно эту инициативу сравнить с недавно стартовавшим проектом бывшего советника президента США Дика Форриса: он открыл сайт Vote.com, где граждане США участвуют в опросах по различным актуальным темам. Результаты опросов используются неожиданно разумно: мнение каждого проголосовавшего отсылается его представителю в Конгрессе. Потом избирателю сообщается, как проголосовал по данному вопросу конгрессмен во время обсуждения в Конгрессе. А перед выборами избиратели получают документ, наглядно демонстрирующий, насколько мнение конгрессмена совпадает с мнением избирателя. Очень поучительная инициатива.
Без буквы ЕКомпания Persistence Software недавно объявила о кампании по борьбе с буквой "E". Имеются в виду новейшие словообразования последних лет, связанные с Сетью, такие как e-commerce, e-business и все прочее. Persistence Software объявила о создании Общества сохранения остальных 25 букв английского алфавита. Общество коллекционирует наиболее возмутительные случаи употребления буквы "Е". В качестве культурной основы для проекта выступил роман Жоржа Переса La Disparition, написанный вообще без употребления буквы "Е". Правда, комментируют организаторы Общества, затем ему пришлось написать Les Revenentes, поскольку остальные гласные буквы алфавита возмутились тем, что букве "Е" досталась такая легкая жизнь: в этом романе не было никаких гласных, кроме "Е".
AltaVista: чужие игрыТрадиционная нежность, которую я - и далеко не только я - питала к поисковой машине AltaVista, основывалась, во-первых, на том обстоятельстве, что она страшно древняя, во-вторых, на ее мощности, а в-третьих, на том, что она никогда не играла в модное слово "портал". Она была поисковой машиной, с отлично разработанным синтаксисом, без излишеств на сайте, которые бы удваивали время его загрузки. Необходимая и достаточная система. И надо же было ей перейти во владение Compaq'а с его амбициями. AltaVista, какая бы замечательная она ни была, вряд ли приносила своим владельцам какую-нибудь стоящую прибыль. И это, разумеется, владельцев не устраивало. В связи с чем и началась компания по превращению великолепного поискового сервиса в одесский привоз: AltaVista перешла в категорию порталов. До сих пор мы имели сильную поисковую систему. Разумеется, она никуда не делась, но теперь ее уравновешивает еще один, не первый, не второй, не сотый и даже, возможно, не тысячный каталог ресурсов, составленной по приевшейся, хоть и удобной системе a la Yahoo. Итак, AltaVista объявила Yahoo своим конкурентом и влилась в нестройные ряды любителей классификации. Кто-нибудь перестанет теперь ходить в каталог Yahoo? Вряд ли. Кто-нибудь предпочтет поисковые мощности Альтависты любым другим только из-за того, что теперь к ней прицеплен огромный каталог? Сомнительно. Но владельцам поисковой машины хочется денег - это же так понятно.
Новости вкратце
|