Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20001004.html

Невод: выпуск 105
Настик Грызунова

Дата публикации:  4 Октября 2000

Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Онлайн против онлайна
Минсвязи показывает зубы
Новости вкратце

Онлайн против онлайна

3 октября Звуки.Ру подали иск в Черемушкинский межмуниципальный народный суд Юго-Западного округа г. Москвы "о прекращении нарушения исключительных авторских прав" владельцем сайта "Русский музыкальный портал - RMP.ru". Иск подан на том основании, что Zvuki.Ru являются "владельцем эксклюзивного права на легальное использование более чем десяти тысяч российских фонограмм в сети Интернет", а RMP.ru гнусным образом публикует огромное количество оцифрованных музыкальных записей, не имея на то никаких прав, и владелец сервера отказывается прекратить это безобразие добровольно. Сейчас уже происходит какая-то деятельность в связи с поданным иском: ответчик официально уведомлен о наложении ареста на сервер и запрете на внесение изменений в его контент.

Есть в этом мире вещи, явно непостижимые для меня. Нет оснований сомневаться в том, что, в соответствии с действующим законодательством, владельцу "Русского музыкального портала" основательно дадут по мозгам (могут, например, стребовать с него компенсацию в размере до 50 тысяч минимальных окладов или конфисковать оборудование, на котором вся эта музыка оцифровывалась). То есть юридически, видимо, все чисто, и Звуки.Ру - в своем праве. Однако же ситуация мне категорически не нравится.

Проблема копирайта в Сети сейчас - одна из самых болезненных; никакой ясности в этом вопросе нет и в ближайшее время не предвидится, Запад вовсю ломает копья вокруг Napster и иже с ним, и вообще наблюдаются непонятки и бардак. Единственное, что совершенно очевидно, - концепция имущественных авторских прав в условиях существования Интернета устарела безнадежно. Те правила, которыми можно было руководствоваться применительно к изданию/распространению физических носителей - компакт-дисков, книг, чего угодно - сейчас не работают, потому что изменилась ценность информации. С формальной точки зрения, игра по старым правилам в этих условиях, конечно, не запрещена. Но фактически это оказывается игрой в прятки для самых маленьких - закрыть глаза и притвориться, что тебя никто не видит.

Было бы еще понятно, если бы в качестве истцов выступали музыканты, чьи права нарушены. Понятно, что людям, продукт труда которых распространяется бесплатно непонятно кем, может быть больно и обидно, а никаких механизмов защитить их от такого положения вещей пока не существует. Во всяком случае, распространенная позиция. При чем тут Звуки.Ру - не с юридической точки зрения, а с этической - неясно. Когда совершенно оффлайновые студии звукозаписи, пытаясь защитить свои права и права музыкантов, подают иски на онлайновые компании, это можно объяснить как минимум неготовностью истцов воспринять сетевую реальность и приспособиться к новой окружающей среде. Когда тем же самым занимается онлайновый проект, возникает вопрос, что за среда окружала его все эти годы.

Хотя, повторяю, формально придраться к этому иску, видимо, нельзя.

назад

Минсвязи показывает зубы

Агентство "Монитор" любезно сообщило о том, что Минсвязи РФ определилось, наконец, за чем намерено госнадзирать. Получилось отвратительно. В список подлежащих государственному надзору вопросов из области информатизации вошли:

  • формирование и использование электронных информационных ресурсов и предоставление информационных услуг
  • распространение программных средств
  • ввод в действие и эксплуатация информационных систем и оказание связанных с этой деятельностью услуг
  • использование Интернет-технологий
  • обеспечение информационной безопасности

    Механизм надзора, разумеется, не разработан. Министерство связи просто сформулировало, что в развитии высоких технологий беспокоит ее больше всего. Если у кого-нибудь еще оставались сомнения насчет намерения государства жестко регулировать Интернет в России, их можно отбросить навсегда и забыть - счастья не будет. Одного первого пункта насчет надзора за "формированием и использованием электронных информационных ресурсов" вполне достаточно, поскольку что это, как не вполне внятно сформулированное намерение ввести цензуру? Разумеется, Минсвязи еще придется поплясать какие-нибудь веселые танцы с Министерством печати, и, видимо, эти два чудных ведомства еще долго будут делить между собой ответственность за контроль над контентом. Правда, в свете последних событий министру печати, надо думать, не до того; Минсвязи выбрало удачный момент для декларации о намерениях. Приятно, впрочем, держать фигу в кармане и все время знать, что как бы чиновники не старались, у них не получится ни-че-го.

    назад

    Новости вкратце

    • Активные граждане, желающие осуществить акт свободного волеизъявления на выборах независимых членов совета директоров ICANN, крайне недовольны: Election.com, предоставивший корпорации свой сервер для проведения финального голосования, еле дышит, и серверы его перманентно лежат. Понятно, что 76 тысяч избирателей - это, мягко скажем, немало, но все же жаль констатировать, что сообщество вновь оказалось не слишком готово к онлайновым выборам по банальным техническим причинам.

    • Глава Computer & Communications Industry Association, которая объединяет компании, работающие в области высоких технологий, на слушаниях в подкомитете Палаты представителей Конгресса сообщил о том, что ассоциация намерена поддержать законодательную инициативу, согласно которой правительство обязано объявить мораторий на конкурирование с частным сектором в области электронной коммерции. Ну, правильно, наверное: тут и без правительства все довольно запутанно; с правительством все запутается окончательно и без надежды когда-либо разрулить.

    • "Однажды думал-думал и придумал я куплет": в ожидании решения по делу Napster, глава компании объявил о новой и, главное, очень свежей идее, пришедшей ему в голову: пусть пользователи платят за использование сервиса Napster, а музыканты будут получать часть этих денег в качестве платы за обмен звуковыми файлами. Чего не сделаешь ради выживания.

    • Дженел Браун в Salon Magazine пространно рассуждает о том, что, возможно, участие в HackSDMI не столь ужасно с точки зрения интересов сообщества: в конце концов, говорится в статье "Is the SDMI boycott backfiring?", если хакеры смогут взломать все шесть предоставленных Secure Digital Music Initiative сэмплов, следующие разработки окажутся более дружественными и по отношению к пользователям, и по отношению к музыкантам. Гарантии, однако, нет, и непонятно, почему надо экспериментировать с непредсказуемым результатом за счет сообщества.

    • Network Solutions планирует начать регистрацию корейских, японских и китайских доменных имен в зонах .com, .net и .org в течение октября.

    • Распространенная практика подключать пользователей к работе в рамках глобальных научных программ - от поиска инопланетян до предсказания изменений климата - теперь получила название "нэпстеризация науки". Знал ли Шон Феннинг, которого Нэпстером звали в школе...

    • Electronic Privacy Information Center получил, наконец, запрошенные согласно Акту о свободе информации документы, описывающие систему сетевого надзора Carnivore. Добиваться выполнения требований закона Федеральным бюро расследований центру пришлось через суд. После многочисленных отсрочек ФБР выслало затребованную документацию. Однако из 565 страниц около двухсот пропущены, а почти все остальные - отредактированы. В частности, в полученном EPIC пакете документов отсутствует исходный код Carnivore. Поскольку судья Джеймс Робертсон 2 августа обязал ФБР отсылать в EPIC документы каждые 45 дней, полученный обкусанный пакет можно рассматривать как лишь первую порцию.
    назад