Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20020328.html

Невод и т.д. Выпуск 38
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  28 Марта 2002

Сегодня я возвращаюсь к конфликту "Google против сайентологов", о котором сообщалось в прошлом выпуске. На прошлой неделе Google покорился требованиям Церкови сайентологии и убрал антисайентологические сайты Xenu.net и Сlambake.org из числа индексируемых по запросу "scientology". Сайентологи пригрозили, что, в случае отклонения их требований, они обратятся к защите закона и, прежде всего, DMCA. Google сдался, и ссылки были на несколько часов удалены из базы данных поиска. Интернет-сообщество отреагировало на случившееся бурно (ну не привыкли мы к давлению и цензуре и, кроме того, очень любим Google). Затем ссылка, ведущая на главную страницу Xenu, была все же возвращена. А сама страница, спасибо скандалу, попала в первую строку поиска по scientology. Дальнейший анализ показал, что ни одна из удаленных страниц не противоречила DMCA, но в базе они так и не появились. Если верны утверждения сайентологов о том, что эти же страницы были удалены и из базы каталога Yahoo!, - поздравляю, приехали: мы имеем дело с очень жесткой цензурой. Механизм цензуры основан на умелом использовании действующих законодательных, извините за выражение, - актов.
Сообщается, что интернет-сообщество проигрывает третий раунд матча против религиозной цензуры: программа размещения текстовой рекламы Google AdWords не принимает объявления антисайентологического характера! Ни те из них, что ведут на страницы с критикой сайентологии, ни даже те, что сообщают о книгах антисайентологического характера. Согласно разъяснениям Google, такие объявления противоречат акту о запрете разжигания ненависти на религиозной почве; AdWords направлена на продвижение товаров и услуг, но не взглядов. Это стратегический принцип, и вообще, не шли бы вы в Google Groups для обсуждения своих и чужих воззрений. Принцип, может, и верный, только вот действует он очень уж избирательно: отчего-то реклама сайентологов (или скажем, противников абортов) не встречает никакого сопротивления программы AdWords.
Поведение Google диктуется стремлением во что бы то ни стало избежать судебного иска. Погасить конфликт, сохранив лицо, возможно: стоит только отказаться от размещения на AdWords объявлений некоммерческого характера. Но тогда придется поступиться частью доходов и еще одним принципом, который сформулировал Сергей Брин: дело должно приносить деньги. (А как же наша любовь к Google? А любовь придумали русские, чтобы не платить.)

Проект Сергея Тетерина КиберПушкин обрел третье измерение. Трехмерное солнце русской виртуальной поэзии объемом в 13 Мб можно скачать здесь, а плейер к нему лежит здесь. Неплохие стихи, ожидание тайны, фейс и войс, клубочки смыслов - игрушка? - Нет. Нет.

Любезный народу Napster снова мертв, на сей раз официально: суд запретил фирме заниматься файлообменным сервисом. Зато народилось чудное слово - "напстеризация", означающее (в первом приближении) неподконтрольный обмен цифровым контентом. Пиринговые сети растут с каждым днем - какой русский и нерусский человек не любит во свистом промчаться мимо запретов на любимом скакуне - кривой козе? Серия комиксов Гарри Трюдо Трюдо - о конфликте напстеризованного поколения с законопослушными родителями.

Компания Joltage собирается предлагать беспроводной интернет-доступ на базе стандарта WiFi - 802.11b и распространять его, так сказать, "вирусным" путем. Каждый имеющий РС, широкополосный доступ, WiFi -оборудование стоимостью $300 и программное обеспечение, предлагаемое компанией, становится "микрo-ISP" огромной сети высокой связности. Проблема в том, что "вирусный интернет" может не понравиться кабельным и DSL-компаниям, которые в этом случае лишаются значительного числа клиентов. Следует ожидать, что в клиентском соглашении запретят перепродажу или "переуступку" доступа либо поднимут цены. В любом случае они не будут сидеть сложа руки. Общественные интересы - ну и что?! Ополчились же издатели научной литературы на Джорджа Сороса за его инициативу сделать доступными в Сети все научные издания мира.

Пари онлайн: спорим, что в 2029 году компьютер либо ИскИн пройдет тест Тьюринга, сказал Рей Курцвелл. Спорим на $20,000 , что нет, сказал его противник. Крейг Манди спорит с Эриком Шмидтом, что в 2030 году людей через Атлантику повезут беспилотные самолеты. И так далее. Вам дают 1000 виртуальных долларов (минимальная ставка пари), - спорьте, тренируйтесь в искусстве предсказывать возможное и уж совсем невозможное. Минимальный срок прогноза - два года.

На конференции "Информационная безопасность в век терроризма", организованной Американской ассоциацией менеджмента, группа экспертов по информационной безопасности задала вопрос: всегда ли взлом является преступлением? Быть взломанным не хочет никто, говорит "белый хакер" Адриан Ламо (последний подвиг - взлом сайта NY Times). Но является ли преступником хакер, который сообщает компании о найденных дырах в ее системе безопасности? Если ущерба от взлома нет, а есть добровольно переданная информация о уязвимости системы, то где здесь преступление? Сегодня "хакеры доброй воли" сильно рискуют, передавая информацию о найденных эмпирическим путем уязвимостях. Конференция пришла к выводу: закон нуждается в уточнении и не должен угрожать "этичному хакеру", выполняющему полезную миссию щуки в пруду во имя безопасности всех сонных компьютерных карасей.

Домен .eu должен способствовать выработке истинно европейской идентичности, чему мешают суффиксы вроде .fr, de или космополитичный .com. И разовьет европейскую е-коммерцию, сказал спикер Евросоюза Эркки Лииканен.

В добавление к сказанному в прошлом выпуске о CBDTPA (Акт в поддержку развития широкополосной связи и цифрового телевидения), мне бы хотелось указать на комментарии и любопытные цифры, приводимые Guardian. Представьте, что телеграфные компании запротестовали против развития телефона. Идеал - это когда для покупки компьютера требуется правительственная лицензия (рарешение полиции, свидетельство о благонадежности - нужное подчеркнуть). На кампанию по проталкиванию акта о запрете копирования (вам это не напоминает совковые запреты и ограничения на множительную технику и даже пишущие машинки?) студия Диснея истратила $6,3 млн. за один год. Но если уж измерять необходимость законодательных актов деньгами, то взглянем на статистику, приведенную Observer: величина внутреннего валового продукта, производимого Голливудом - 35 млрд. долл., в технологической отрасли - 600 млрд.долл. Хотя для законодателей, возможно, важнее те 6,3 млн. долл., которые имеют прямое отношение к... ммм... их деятельности.

Онлайновая проституция - серьезный бизнес. Идеальный и дешевый способ донести до клиента информацию о предлагаемых товарах и услугах - пусть не впрямую, пусть всем понятными эвфемизмами. И в сравнении с традиционными методами более безопасный. Полиция видит в распространении онлайновой проституции серьезную проблему, но мало что может сделать - ведь формально закон не нарушается.

Американская библиотечная ассоциация (American Library Association) заявляет, что установленные в библиотечных сетях (и одобренные правительством) фильтры, блокирующие порнографию, блокируют заодно и образовательные материалы. Филадельфийский окружной суд должен решить: это уже цензура или еще недостаток фильтрующего ПО. Фильтры установлены в соответствии с Актом о защите детей в интернете. Библиотеки, где этих фильтров нет, лишаются дополнительного финансирования. Правительство утверждает, что цензурой тут и не пахнет и что унтер-офицерская вдова, ой нет, библиотеки, не установившие фильтрующее ПО, просто отказываются от денег. Ну не нужны им деньги, что поделать.
В то время, как все уселись поуютней и приготовились созерцать и комментировать битву между Первой поправкой и протестантской моралью, австралийское правительство (ах, неуклюжие!) публикует отчет "Эффективность фильтрующего программного обеспечения", где говорится:
- стопроцентная эффективность фильтрации недостижима;
- а если и достижима, то это будет очень-очень ограниченный интернет, то есть не совсем интернет, то есть совсем не интернет;
- можно встроить в ПО "черные списки" сайтов, но они, во-первых ежедневно меняются, во-вторых, как быть с локальными культурными нормами, в-третьих, ежедневное прочесывание Сети на предмет вылавливания бяк обойдется дорого;
- можно блокировать все, за исключением веба и электронной почты. Что вряд ли будет приемлемо.
(А можно просто перерезать провод. - Т.Д.)

Используемые сегодня фильтры напоминают маньяка из анекдота: "а я всегда думаю только об этом" - и среди прочего отсекают страничку невинного сайта котолюбов KittyPorn, а во фразе Pen Is Mightier видят исключительно penis. Стремление исключить использование бюджетно финансируемого траффика для предосудительных развлечений понять можно. Но среди посетителей библиотек любители порнографии не составляют большинства. Рискну предположить, что их подавляющее меньшинство: все же библиотечный зал не располагает к интиму. И этому меньшинству даже после установки фильтрующего ПО вполне хватит тех 69% порностраничек, которые фильтрующее ПО просто не видит.
На Кубе нашли самое простое решение: вместо всякой там интернет-цензуры запретили продажу компьютеров, принтеров и копировальных машин. Запрет, правда, вызван естественными тоталитарными нуждами - стремлением установить полный информационный контроль, но далеко ли отсюда до окончательного решения проблемы аморального траффика, а заодно и противоправного копирования?

После атак 11 сентября оказалось, что системы управления документацией ФБР - бумажная и электронная - никуда не годятся. Инфосистеме ФБР, содержащей базу досье, исполнилось 10 лет, и старушка неспособна, например, распознавать имена в различных вариантах написания. Помощь пришла из Церкви Мормонов, имеющий большой опыт в составлении генеалогических баз данных. Теперь мормонские эксперты консультируют ФБР.

Британский музей решил сохранять все, что опубликовано в британской части Сети. Возможно, в Британии не знают о существовании проекта Internet Archive -Wayback Machine? Впрочем, пусть множатся архивы, пусть совершенствуется поиск по ним и пусть будет преодолена информационная энтропия на отдельно взятой части киберпространства.

Verisign рассылает письма с предложениями обновить регистрацию домена. Рассылает не своим клиентам, а тем, кто пользуется услугами фирмы-регистратора Go Daddy Software. Рассылаемые письма содержат форму, куда надо ввести личные данные и номер кредитной карты, и клиенты могут, приняв хитрое письмо за напоминание о рутинной процедуре, оказаться клиентами VeriSign. Жаловаться на ситуацию "без меня меня женили", конечно, можно. Но уже за совсем другие деньги. Это называется маркетинг.

Морской мусор
Фонтаны Рима.
Blog.ru пока работает в тестовом режиме. А вот - блог Вебпланеты.
Time.com называет 50 лучших вебсайтов.
Серия коллажей того, кто скрылся под ником Bad Taco, объединенные темой "Мы умираем в одиночестве".
И ни слова об академически увенчанной Масяне.