Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20020516.html

Невод и т.д. Выпуск 51
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  16 Мая 2002

По словам Тима Бернерса-Ли, все обеспокоены доминированием единственной компании на рынке браузеров. Это навязывает разработчикам единый стандарт и уменьшает способность веба к вариативности и саморазвитию. Это было сказано в воскресенье 12 мая, и получилось, что веб-гуру предсказал событие завтрашнего дня: в понеделельник стало известно о закрытии компании RealNames. RealNames предоставляла услуги доступа к веб-сайтам по ключевым словам.. Закрытие связано с тем, что Microsoft принял решение не продлевать контракт, заключенный в 2000 году. По этому контракту в Internet Explorer была добавлена возможность перехода на сайт по ключевому слову. Без поддержки браузера дело потеряло смысл, и 13 мая RealNames ликвидирована. Тройственный союз между Microsoft, RealNames и VeriSign, в результате которого MSIE стал понимать "ключевые слова" RealNames и неанглоязычные домены VeriSign, конечно же, распался.
Глава RealNames заявил: "Решение о нашем закрытии принято в Microsoft".

VeriSign, крупнейшая компания-регистратор доменов .com, .org, .net, .biz , .info и .us попала - по собственной вине - в скверную историю. Все началось с того, что некий берлинец прислал в компанию факс с просьбой зарегистрировать на его имя домен .hoopla.com. Что компания и выполнила - без всякой там бюрократической процедуры верификации. Но домен уже принадлежал писательнице Лесли Харполд, чей сайт пользовался популярностью. Когда Харполд попыталась выяснить, что же произошло, компания, вместо того, чтобы извиниться и исправить ошибку, стала утверждать, что сделать уже ничего нельзя. По правилам ICANN регистратор не обязан проводить двойную проверку, и факс считается верифицированным, если он содержит тот же электронный адрес, что указан при регистрации домена. Использование "бумажных", а не защищенных паролем веб-форм уже привело к сотням ошибок и конфликтов (как в случае с доменом Internet.com) и обсуждалось на последнем заседании ICANN. Что до "угонщика" домена, то база Whois утверждает, что владелец молчащего ныне hoopla.com указал в данных регистрации несуществующие адрес и телефон. Пикантно, правда? Всей правды мы, наверно, никогда не узнаем. Ну что ж, а ля гер ком а ля гер. Негодование онлайнового комьюнити не ораничилось весьма, поверьте мне, резкими выражениями в адрес VeriSign. Для упромысливания бестолковой фирмы под VeriSign заложат бомбу - Google-бомбу. В эти дни тысячи людей вносят на свои сайты, веблоги, дневники ссылку на историю с Hoopla.com для того, чтобы по запросу "VeriSign" на странице результатов поиска первыми были ссылки, ведущие на этот скандал.

За VeriSign числят и иные грешки. В частности, изобретение способа отъема клиентов у других фирм-регистраторов. Способ состоит в следующем: по базе Whois ищутся домены, срок регистрации которых должен истечь в ближайшее время. Владельцам таких доменов рассылаются письма с напоминанием о необходимости продления срока регистрации и приложенной формой, а уж тому остается только кликнуть "реплай", заполнить форму - и готово, у VeriSign клиентом больше, а у конкурента, соответственно, меньше. Против подобных хитростей, которые закон называет обманом потребителя, протестовали и ранее, но компания BulkRegister стала первой, кто решил обратиться в суд. Уже на предварительном слушании судья нашел, что имеет место обман клиентов, и приказал VeriSign кампанию прекратить.

Объявлена война цен! Sony воюет с Nintendo и Microsoft за рынок США и скинула цену на PlayStation 2 до $199 (а PlayStation стоит уже только $49). Ответный удар Microsoft последовал днем позже: Xbox теперь стоит в США $199.99 - столько же, сколько и в Европе. Про изменения цен на Nintendo GameCube пока не сообщалось.

Аргентинские судьи желают видеть национальное законодательство о компьютерных преступлениях обновленным таким образом, чтобы хакеры не имели возможности избежать наказания. А то получается, что хакеры есть, но с точки зрения закона их как бы и нет.

Группа хакеров взломала сайт Ferrari-group.com в знак протеста против игры в поддавки, которую увидели в австрийском Grand Prix. Спортивная дирекция Ferrari приняла решение о том, что Рубенс Баррикелло должен пропустить вперед Михаэля Шумахера. Решение это вызвало настоящий скандал, накал которого несравним с детской руганью, которую использует хакерская группа S4t4n1c_Souls.

Верховный суд США в понедельник частично одобрил одобрил закон о защите детей в Сети (Child Online Protection Act, COPA). Этот закон предписывает владельцам сайтов с обнаженной натурой размещать свои сокровища таким образом, чтобы исключить доступ к ним детей. Нарушителям грозит штраф до пятидесяти тысяч долларов и полгода тюрьмы. Сам же закон вернулся в федеральный апелляционный суд на доработку, так как закон упоминает "общественные стандарты", - термин, не признанный юристами. А закон гласит, что именно общественным стандартам должны соответствовать материалы, разрешенные для детей.

Снова сообщают об окончательной смерти Napster - в среднем это происходит раз в полтора-два месяца. На этот раз траурное известие пришло в связи с тем, что компанию покинули ее основатель Шон Фаннинг и исполнительный директор Конрад Хилберс.

Рекламная отрасль на распутье. Ясно, что баннеры уже не работают. Ясно, что раздражать потребителя можно до достижения определенного порога, за которым он, рванув на груди тельняшку, инсталлирует WebWasher или AdsGone. Того, кто работает в наушниках, бесит звуковая реклама, попапы покушаются на время и канал, а сравнительно небольшое число абонентов широкополосного доступа мешает затопить Сеть потоковой видеорекламой. Тем не менее идеи есть. И неплохие. Я неравнодушна к текстовой рекламе еще со времени открытия Google AdWords, потому что:
- текстовая реклама есть меньшее из зол;
- всегда есть шанс наткнуться на объявление о продаже говорящих щенков, стишок или призыв полюбить все живое.
Наивный, дилетантский AdFarm разводит текстовые рекламные объявления (штучка стоит $10) и за каждые четыре тысячи показов обещает платить $7.50.

Серия скандалов с защищенными от копирования дисками, вызывающими зависание компьютеров, продолжается. После многочисленных жалоб владельцев Mac'ов на невозможность извлечь "дефектный" диск из CD-привода, Apple выпустила бюллетень, где пользователям вообще не рекомендуется приобретать такие диски (те, на которых написано "Will not play on PC/Mac" ). Сообщается, что компьютеры, испорченные использованием таких дисков, не подлежат гарантийному ремонту. Активист движения за цифровые права (Campaign for Digital Rights, CDR) утверждает, что наклейка 'Will not work on PC/Mac' не содержит всей правды и есть обман потребителя. По его мнению, нужно написать: 'Will not work on PC /Will kill your iMac.
(Все не так печально. Найдено гениально простое решение взлома защиты от копирования. По сообщению Vnunet.com со ссылкой на Chip.de, защищенные компакт-диски перестают быть таковыми, если замазать маркером внутреннюю дорожку между "испорченным" защитой треком и обычными данными или если заклеить скотчем этот самый "испорченный" трек. Это позволяет обходить большинство существующих способов защиты, в том числе и Cactus Data Shield 100/200 и KeyAudio. Литературные источники гласят, что подобный метод защиты духовных ценностей от преследования корпорации "православная церковь" применялся еще в XIX веке. Вспомним бумажку, которую подложила под сургучные печати англичанка, спасая "Запечатленного ангела").

Станет ли Европа менее уютной для нарушителей DRM (Digital Right Management, система управления цифровыми правами)? Европейская директива по авторским правам EUCD требует обеспечить законодательную защиту цифровых авторских прав и предусматривает гражданскую ответственность за удаление средств DRM. Только гражданскую ответственность - в отличие от Digital Millennium Copyright Act (DMCA), упирающего на ответственность уголовную.

Файлы - народу, деньги - авторам и артистам, джинна - в бутылку. Так можно коротко изложить еще одно решение по оплате роялти артистам и авторам, чьи произведения распространяются в Сети. Это решение предложено телекоммуникационной компанией Verizon и Kazaa, известной своим файлообменным сервисом. Этот странный альянс предлагает платить авторам напрямую, без посредников. Для этого предлагается ввести единую лицензию на распространение музыки в Сети. Лицензия должна стоить доллар в месяц с пользователя, что даст два миллиарда долларов в год. И этими деньгами оплачивать авторские. Оплату лицензий возложить на провайдеров. Объединим производителей компьютеров, CD-болванок, ISP и софтверные фирмы, создадим фонд и - вперед. Хиллари Розен, тогда еще президент ассоциации звукозаписывающей индустрии RIAA, тут же назвала это предложение чушью. Этот взрыв эмоций вызван тем, что звукозаписывающим предприятиям фактически предложили подвинуться и согласиться с распространением цифровой музыки по Сети на легальных основаниях.
Мертворожденным детищам RIAA - платным музыкальным сервисам вроде Pressplay - все предрекали скорый конец еще при их появлении. Известно, что ни один из авторов и исполнителей музыки, распространяемой через Pressplay, не получил еще ни копейки.

В Сети состоялась неофициальная премьера Star Wars Episode II: Attack of the Clones.

Папа Римский благословил Интернет. Завидная оперативность, надо сказать, - ведь Сеть существует всего 30 лет, а веб и того меньше. Чтобы не быть обвиненным в излишней поспешности и в следовании моде, Святой Престол только 13 мая опубликовал послание от 24 января. Папа поторопился объяснить, что благословения удостоен амвон, с которого звучит слово божие. Не корысти ради, типа. И не ради того, чтобы поиметь Webby, нет-нет! Сайт Святого Престола, надо сказать, скучнейшее место: библиотека временно не работает, в музейном разделе работает единственная ссылка на святых покровителей, по сравнению с ватиканскими пресс-релизами любой официоз покажется блокбастером, а L'Osservatore Romano, вопреки обещаниям, на английский не переведена.

Ну, раз мы тут о духовных ценностях, то заодно заметим, что 10 лет назад журнал Wired объявил своим святым покровителем Маршалла Маклюэна.

В споре о том, кто разумней - кошки или собаки, - я ставлю на кошек. Вот смотрите, что получается. Annanova.com сообщает об успехах технологий в трудном деле перевода с собачьего языка на человеческий. А на следующий день ABCNews.com публикует статью, от которой за версту несет влиянием кошачьего лобби. В статье утверждается, что кошки мяукают исключительно в целях манипулирования людьми и что мяуканье не нуждается ни в переводе, ни в технологиях.

Законом установлено, что сайт любого правительственного учреждения США должен иметь странички для детей. Детские сайты есть у ФБР, Департамента патентов и прочих не менее серьезных контор. У Центрального разведывательного управления США тоже есть детская страничка. Здесь призывают взлетать при помощи разума, а не под кайфом и рассказывают о штатных служащих ЦРУ - собаках и голубях. В Казначействе США тоже любят детей и предлагают им экскурсию в сопровождении живущего в Казначействе кота с собачьим именем Трез.

Морской мусор
Граффити из огней.
Ассоциация профессиональных футуристов.
Бункеры, крепости, форты - фортификационное искусство II мировой войны.