Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20020530.html

Невод и т.д. Выпуск 55
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  30 Мая 2002

В дни мирового чемпионата по футболу Yahoo откроет интернет-киоски на улицах Сеула и Токио. Кроме веб-доступа, электронной почы и интернет-пейджинга пользователи смогут бесплатно просматривать материалы подписных сервисов Fifaworldcup.com официального сайта FIFA, хостинг-провайдером которого является тоже Yahoo. Возражения вызывает одно: привычный нам футбол везде назван словом soccer. Вот, посмотрите: страничка Yahoo посвящена World Soccer. Даже британская Annanova смирилась и пишет о World Cup, стыдясь излишне европейского названия игры.

На этой неделе TheInquirer обнародовал факты цензуры MSN Messenger и .Net Passport , которые не переносят слов Microsoft, MSN, admin, message, messenger, engineer, executive, help и info в графе "имя пользователя". А юзерше по фамилии Hancock отказали в регистрации по причине неблагозвучности имени. TheInquirer возмущен и призывает: Хэнкоки всех стран, соединяйтесь.

Объявлено о реорганизации ФБР. Случилось это после многочисленных публикаций, из которых следовало, что террористы нашли нежданного союзника - бюрократию. Time.com публикует меморандум Колин Роули (Coleen Rowley), который был направлен директору ФБР Роберту Мюллеру. Фактически это обвинительный акт, и обвинение звучит так: пренебрежение урозой террора, некомпетентность, неспособность принять решения. Гигантское ведомство оказалось неспособным защитить граждан. Что касается собираемой правоохранительными органами информации, то она не используется или не обрабатывается вовремя. Заваленная неструктурированными данными, исполнительная власть мечется вслепую и не знает о том, о чем ей вообще-то известно, - это уже из статьи в The New Yorker .
А информация все копится. И происходит это тем быстрее, чем дальше отодвигается защита онлайновой privacy. Слежка за клиентами интернет-компаний и телекомов называется изящным эвфемизмом "сотрудничество правительства с частным бизнесом". После 11 сентября запросы на получение информации выросли в несколько раз, а многие провайдеры настолько прониклись духом сотрудничства, что хранят логи дольше предписанного законом срока и начинают процедуру сбора информации еще до получения разрешения суда. Процедуры, связанные с запросом и получением данных на "клиента", становятся все обтекаемее, так как Patriot Act позволяет добровольную передачу информации в случае критической ситуации. Но, по словам Эла Гидари, юриста, занятого защитой онлайновой приватности, сегодня признается критической любая из возможных ситуаций! Гидари знает, о чем говорит, - среди его клиентов такие компании, как AOL, AT&T Wireless и Cingular.
А тут еще Информационный центр электронной частной жизни (Electronic Privacy Information Center, EPIC) докопался вот до чего. Убаюкивающие разъяснения, что Carnivore ничуть не угрожает частной жизни и бизнесу граждан хотя бы потому, что ведет прицельное траление информации криминального характера, оказались очень далеки от истины. Розыскные грабли захватывали письма людей, не связанных ни с расследованиями, ни с замешанными в них лицами. ФБР попросту не имела права на информацию, содержавшуюся в перехваченных письмах. Когда все выплыло и в марте 2000 года началось внутреннее расследование, то перетрусивший сотрудник просто-напросто стер и оперативную информацию, и то, что к ней не относилось. EPIC требует прекратить работу Carnivore до выяснения всех обстоятельств дела и разобраться, где тут техническая проблема, где небрежение законами, а где чиновничий страх оказаться крайним.
Утонувшие в информации правоохранители тем не менее настаивают на дальнейшем расширении возможностей слежения. И очень похоже, что они получат желаемое. Осталось совсем чуть-суть - пара инцидентов да пара аргументов (вроде того, что угроза слежки сдерживает потенциального преступника). А может, не понадобится даже и это. Ведь столкнувшись с террором, общество засомневалось в ценности анонимности и приватности, а заодно и в технологиях, которыми обеспечены эти самые ценности. Webbed, Wired and Worried, так сказать.

AT&T Broadband предложила своим DSL-пользователям мощный фильтр электронной почты, чтобы блокировать спам, после чего этим фильтром были блокированы ее собственные рассылки. Но мир устроен так, что если в одном месте отнимется, то прибавится в другом: ошибка в рассылке той же AT&T Broadband привела к тому, что копии письма службы клиентской поддержки засорили тысячи ньюсгрупп.

Клиентам, чью рекламу растпространяла MonsterHut, говорили, что сообщения рассылаются только тем, кто согласился на их прием, что соответствовало истине только частично. Теперь нью-йоркская прокуратура обвиняет MonsterHut в некорректных бизнес-практиках, что выразилось в рассылке полумиллиарда рекламных сообщений. Но вы только представьте себе размеры ущерба, который нанесен миру тем бумажным спамом, который мы ежедневно выгребаем из обычного почтового ящика! Рекламки, каталоги, объявления и прочие разноцветные бумажки с картинками, которые из почтового ящика чаще всего переправляются прямо в ящик для мусора, шведская почта предлагает доставлять в электронной форме . Экономия бумаги и меньше вреда окружающей среде. Интересно, что первыми эту услугу ввели у себя почты Финляндии и Канады, - стран развитой лесной и бумажной индустрии.

Читаю и не верю. Невозможно поверить, что сообщение ВВС написано сегодня, а не четыре-пять лет назад, когда стремление людей погрузиться в Сеть объясняли одиночеством, неудовлетворенностью и неудачливостью в оффлайне. И - чем там еще? А, вот: желанием что-то компенсировать (не помню, что именно). Но вот же - нам тут снова объяснили, что мы не лузеры. Спасибо тебе, ВВС.

Распространение мифа о высокой прибыльности онлайнового порнобизнеса статья в AlterNet.org объясняет завистью владельцев разорившихся доткомов. Разоблачению подверглись легенды о десятимиллиардной прибыли (не десять, а не более четырех - и не прибыли, а дохода). Что до рентабельности, то "кит" отрасли Private Media Group, нотируемая на NASDAQ, показывает прибыль 1,7 млн.долл. при доходе 34 млн.долл. Заработки исполнителей невелики, так как слишком высок уровень предложения на артистическом рынке. Видите ли, зачастую снимающиеся в роликах затем используют их для рекламы персонального бизнеса. Кроме того, физический труд нигде не оплачивается высоко. Опровергается и миф о криминализованности отрасли: порнозвезда Хлоэ говорит, что для достижения профессиональных высот ей пришлось отказаться от наркотиков и начать вести здоровый образ жизни. Словом, обыкновенный свечной заводик, где у конвейера стоят трудолюбивые пчелки в аккуратной спецодежде. Ну, может, с маркетингом дела обстоят немного получше. А в общем - все как у людей и никаких, увы, сверхприбылей.

Конечно же, статья "Отчего бы не прочесть руководство?" из The Washington Post написана серьезными людьми с серьезными целями, но в хит-параде этой недели она побила даже известие о найденных на Марсе льдах. До чего же все мы любим смотреться в зеркало и узнавать себя, любимых, в тех, кто:
- слишком нетерпелив и хочет поскорей поиграть с новой игрушкой;
- желает учиться на практике;
- ленится читать и рассчитывает на интуицию;
- не любит читать;
- не умеет читать.
Покупатель хочет купить, включить и чтоб заработало, - как MTV или чайник. Но техника умнеет и усложняется. Изготовители и продавцы вынуждены содержать службы телефонной поддержки, которые обходятся все дороже, так как число телефонных обращений растет. Ширится и даже выделился в самостоятельный жанр фольклор служб технической поддержки. На основе статистики FAQ, задаваемых по телефону, руководства дописываются, утолщаются в объеме и приобретают совершенно идиотские черты. Но чем длинней мануал, тем меньше охотников его читать. Продвинутый пользователь, наткнувшись на что-нибудь вроде "включите устройство в сеть...", решает, что его принимают за олигофрена и откладывает книжечку. Средний же покупатель длинным сложным руководствам, написанным эзотерическим языком, все чаще предпочитает иные источники обучения, пусть даже платные. Между тем производители техники ломают головы над интуитивно понятным дизайном, придумывают надписи на кнопки, выделяют цветом детали устройств и, кажется, скоро начнут запечатывать картонные упаковки с продуктом клейкой лентой с яркими-яркими буквами: RTFM. Read This Fucking Manual.

У гигантской корпорации из первой сотни Fortune и у ютящегося в единственной комнатке мелкого офиса есть одна и та же ахиллесова пята - пароли. Не заглядывая в заветный файл, любой консультант по безопасности знает, что найдет там слишком простые или короткие пароли (на которые у программы по подбору паролей уйдет самое большее полчаса), дни рождения и номера телефонов, использованные для "защиты" данных, просто слова (замечательно быстро подбираются программой для dictionary attack). Рекомендации консультантов не меняются из года в год - не используйте слова и персональную информацию, не используйте один и тот же пароль для доступа в разные системы, смешивайте буквы, цифры и символы. Не записывайте пароль на бумажке. Не сообщайте его ни-ко-му. И все же служащий компании по обеспечению компьютерной безопасности признается, что еще не встретил фирмы, где не используются "плохие" пароли.

Один из разделов сайта CardCops.com носит название Музея онлайнового обмана. Музей этот содержит сведения "для служебного пользования". Здесь выставлены инструменты хакеров, кракеров, кардеров, информация о плохих парнях и инструментарий для слежки за ними - вход 30 долларов плюс 10 долларов за месяц подписки. Среди 1300 подписчиков служащие ФБР, American Express и... и... и те, кому интересны нетрадиционные методы добывания денег. В последнее время растет протест против этих своего рода воровских курсов повышения квалификации, а о владельцах сайта начали поговаривать, что они извлекают пользу из онлайновых ограблений, ничем не отличаясь от своих героев. Владельцы возражают: во-первых, сайт не содержит того, чего нельзя найти в иных местах Сети, и во-вторых, здесь нет "горячей" информации и новейших отмычек. В-третьих, замечу от себя, хозяева сайта наверняка отслеживают и идентифицируют своих посетителей. Но вряд ли скажут об этом вслух.

В стремлении обезопасить компьютерные сети и данные клиентов компании вводят должности Chief Hacking Officers. В штатном расписании фирмы это звучит, конечно, иначе, но содержание труда этих специалистов именно таково: испытание сетей на проницаемость и консультации по оборонительным стратегиям.

Deutsche Telekom только что объявил о сокращении двадцати двух тысяч рабочих мест за два года, и здесь не последнюю роль сыграли кредиты, набранные под строительство сетей третьего поколения, которые привели к долгу в 60 млрд.долл. Положение других европейских операторов ненамного лучше. Что же случилось? BusinessWeek публикует статью, анализирующую европейский бум вокруг мобильной связи третьего поколения, и сравнивает итог "мобильной лихорадки" с лопнувшим мыльным пузырем доткомов. Иррациональная гонка, ошибки, дурацкие траты - взять хотя бы аукционы 3G-лицензий, загнавшие операторов в долги, затраты на строительство сетей - близорукость и жадность политиков привели мегапроект к разгрому, а при упоминании 3G инвесторы прячутся в кусты. - Слушайте, а этот парень ничего не перепутал? Неужели нам снова не сообщили о наступлении конца света?

Федеральный суд обязал известного киберсквоттера Джона Цуккарини вернуть 1897166 долларов незаконно полученного дохода. Цуккарини зарегистрировал несколько тысяч сайтов, названия которых одной-двумя буквами отличались от раскрученных имен (вроде Cacacola.com или Brtanica.com.). Пользователь, набравший имя с ошибкой, попадал на сайт с сотнями всплывающих рекламных окон. Доход Цуккарини от фальшивой рекламы достигал миллиона долларов в год.

Президент ICANN Стюарт Линн объявил, что он не будет продолжать работу в этой организации после того, как истечет президентский срок. Как раз ко времени ухода Линна - а это произойдет через год - завершится реформа ICANN. Свою отставку Линн объясняет усталостью и плохим здоровьем.

Очень похоже, что совершена удачная попытка вскрытия системы советов и рекомендаций покупателям Amazon. Kuro5hin сообщает, что некто написал и применяет программу, которая фальсифицирует списки бестселлеров и рекомендуемых книг. Система рекомендаций работает так: при тематическом поиске вам выдается список продаваемых по теме книг и файлов. Люди верят рекомендациям (и списку бестселлеров) и покупают, как выясняется, ненужные им книги.

Учащаются сообщения о том, что тот или иной провайдер кабельного интернет-доступа планирует начать взимать с "домашних" клиентов плату за объем траффика. По данным Comcast, 1% пользователей съедает 30% пропускной способности канала. (Йес, сэр, - файлообменные сети). Схема оплаты интернет-доступа, кажется, станет похожей на плату за электроэнергию - платит больше тот, кто потребляет больше.

Во недопущение конвергенции интернет-пиратства и пиратства физического каждому выпущенному в пределах Евросоюза CD или DVD будет придан индивидуальный код - Source Identification Code (SID). Диски без кода будут идентифицированы как выпущенные нелегально.

Новый (защищенный) диск "The Eminem Show" появится в магазинах только в в воскресенье, но уже успел занять второе место в онлайновом чарте. Этому немало способствовал сам артист, заявляя, что именно он намерен сделать с тем, кто попробует украсть его собственность. Ну что ж, вызов Эминема приняли. И ответили.

News.com публикует интересное интервью со Скоттом Адамсом, создателем Дилберта, комического антигероя, обитателя стандартного офисного "кубика", который всю неделю красовался на логотипе Google. Скотт Адамс рассказывает о полном взаимной любви союзе с Google, о компьютерных предпочтениях Дилберта, о странном сходстве менеджмента дот-комов и Enron, Merrill Lynch и Arthur Andersen, о корпоративной Америке и культуре "кубика", и о себе, конечно.

Морской мусор
Сайт редкой красоты и лаконичности - Апокалипсис в англосаксонской литературе и культуре.
Музей технологий юрского периода.
Hexxagon (не имеет никакого отношения к нацбестселлеру).
Эпитафия другу.