Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20021218.html

Невод и т.д. Выпуск 107
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  18 Декабря 2002

Федеральный суд Сан-Хосе (Калифорния) признал компанию Elcomsoft невиновной во вмененных ей обвинением умышленных нарушениях закона DMCA. Комментаторы отчего-то празднуют победу, не замечая слова "умышленный". Честь и слава судье, сформулировавшему вопрос для присяжных таким образом, чтобы первый же случай привлечения к уголовной ответственности за нарушение DMCA не стал, упаси боже, прецедентом стопроцентно оправдательного приговора.
Скептики говорят, что за оправдательным вердиктом присяжных может последовать правительственная апелляция. Такой ход событий маловероятен, так как в ходе процесса достигнута главная цель: программный продукт, вызвавший недовольство компании Adobe, признан незаконным, процесс не инициирует пересмотра закона DMCA; общественность, натурально, ликует. Решением суда довольны и Фонд электронных рубежей, и Business Software Alliance (в него входит и заварившая всю кашу компания Adobe), и защитники права fair use. И больше никто не сможет усомниться в конституционности DMCA.
Поэтому мне непонятны победные вопли в новостных заголовках. И меня не убеждают даже рассуждения Дэна Гиллмора о триумфе здравого смысла и о том, что оправдание Elcomsoft вместе с новостями от Creative Commons (о которых будет сказано ниже) делают этот день Днем Победы Здравого Смысла и Доброй Воли в отношении проблемы цифровых авторских прав.

16 декабря движение Creative Commons представило несколько разработанных им гибких машиночитаемых лицензий на использование цифровых авторских работ. Лицензия позволяет авторам указывать пользователю на условия коммерческого и некоммерческого использования цифрового контента. Модель отношений Creative Commons имеет много общего с GPL. Сайт Creative Commons разрешает автору выбор из четырех типов лицензий, каждая из которых позволяет свободное копирование, воспроизведение и обмен цифровой собственностью автора в некоммерческих целях и излагает условия ее коммерческого использования.
На вечеринке, данной по этому случаю, было представлена веселая анимированная объяснялка целей проекта Creative Commons .

На встрече руководства ICANN в Амстердаме было решено поддержать введение "отраслевых" доменов высшего уровня (это так называемые "sponsored domains") вида .travel, .news, .health и так далее. Президент ICANN Стюарт Линн отказался сообщить, сколько всего появится новых доменных зон. Не названа и организация, которая будет их администрировать.
Словом, все делается как всегда, медленно и печально. И эти темпы, заимствованные у бюрократов позапрошлого века, приводят бизнес в недоумение. Корректное заявление представителя корпорации NOKIA о том, что два года - это слишком долго, не скрывает возмущения стилем работы ICANN.
Про зону .SU, кажется, не было сказано ничего, - это означает, что домен продолжит свое существование в статусе полной неопределенности. Российские регистраторы тут же с гиком и свистом продолжили работу с доменом, висящим между небом и землей.

Я была неправа, когда абзацем выше говорила о бюрократиях позапрошлого века. Стиль бюрократа вечен, и ни технологии, ни столетия, ни чрезвычайные происшествия не в силах придать ему динамику или хотя бы кроху здравого смысла. В связи с октябрьским "нападением на Интернет", когда Ddos-атака нанесла серьезный вред Сети, правительство США одобрило решение VeriSign переместить один из корневых серверов Сети. Вот прямо в понедельник 16 декабря и одобрило. Но ведь со времени атак прошло почти два месяца!
(Хотя я не очень разбираюсь в кодах и подтекстах бюрократического языка, и возможно, эта пауза придает одобрению строго обратный смысл.)

Министерство безопасности США ищет средства ограничить растущую популярность беспроводного интернет-доступа. На прошлой неделе представители Microsoft и Intel встречались с представителями министерства в попытке повлиять на их мнение о том, что распределение радиочастот должно быть пересмотрено. В сторону, конечно же, наложения технических ограничений на беспроводную Сеть. В целях, если кто не понял, обеспечения национальной безопасности. Общего языка эти две силы - военные бюрократы и гранды технологического бизнеса - на сей раз не нашли.

В AOL решили привлечь пользователей включением в Netscape 7.01 того, что так привлекает многих в Mozilla, - возможности блокировки попапов. Но 95 - 97% пользователей Сети предпочитают Internet Explorer. А все остальные браузеры все чаще обозначаются обидным словом "альтернативные".

Учебные заведения США не первый год получают угрожающие письма от Ассоциации предприятий звукозаписывающей отрасли RIAA с требованиями запретить пользование файлообменными сетями. До настоящих пиратов, получающих доходы от незаконно тиражируемых записей, дело дошло только сейчас. Борьбу с ними решили начать "снизу", с разрушения сети, реализующей нелегальную продукцию. Бензоколонки, лавочки, крохотные музыкальные магазинчики, продающие такие диски, получают письма с требованием прекратить продажи чужой собственности. Иначе будет ясно что.
Ассоциация представляет интересы AOL Time Warner, EMI Group, Sony, Vivendi Universal и Bertelsmann AG.

На этой неделе прогремела опубликованная в Wired Magazine статья Джоша МакХью "Google против зла" об этических стратегиях Google. Эти стратегии очень просты и заключаются в вечном "не сотвори зла" - разумеется, с учетом моральных компромиссов, на которые приходится идти любому бизнесу.
Что есть добро, а что есть зло, определяет единственный человек в Google - Сергей Брин.
Вначале все было просто: что хорошо для пользователя, то хорошо и для Google. В соответствии с этим принципом, например, отвергаются те рекламные ссылки, которые приводят пользователя на страницу, содержащую всплывающие окна.
Разумеется, принцип применяется с оглядкой на закон. Если же компромисса не избежать, то дело улаживается согласно принципу "меньшего зла", - напритер, конфликт с церковью сайентологии был улажен только после того, как по запросу "Church of Scientology" в списке результатов первыми перестали значиться антисайентологические сайты (сейчас такой сайт идет вторым, а третьм - ссылка на историю конфликта сайентологов с Google). Региональные сайты Google фильтруются в соответствии с национальными законодательствами, а программа Google Ads жестко цензуруется - наряду с оскорбительными высказываниями там запрещена реклама табака и алкоголя.
Автор статьи предрекает скорый конец единому пониманию добра и зла на всем пространстве от Тибровых валов до Вислы и Невы, от сарскосельских лип до башен Гибралтара, - это случится, если Google станет публичной компанией. В этом случае Сергей Брин лишится права определять, что хорошо для Google. Шкала ценностей акционеров может не совпасть с той этикой, что принесла компании всемирный успех и тогда... но черный сценарий, рисуемый далее, вовсе не прогноз, а предостережение. Поэтому заканчивается статья так: in Google we trust.
Неужели никто не возьмется за редизайн доллара а-ля Google?

К делу не относится:
Федеральная коллекция театральных проектов 1935 - 1939 - это часть историческо-образовательной программы "Новый курс", посвященной истории и заслугам рузвельтовской администрации.
Коллекция ресторанных меню, начиная с 1880 года.
Поздемелья, тайны, жуткая реальность мрачных храмов, - словом, сайт о неиспользуемых станциях лондонского метро.
Руководство по физике полупроводников от Бритни Спирс.