Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20030217.html

Невод и т.д. Выпуск 121
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  17 Февраля 2003

Нормальные люди в выходные отдыхают, но у блоггера, как правило, иное понятие о норме. Именно в выходные блогосфера взорвалась сенсацией и ее обсуждениями, слухами и прогнозами. Сенсация, собственно, заключается в том, что Google купил компанию Pyra Labs, которая занимается разработкой инструментария для веблогов, блог-хостингом и прочими сервисами для самодеятельных онлайновых публикаций новостей, дневничков, картинок и прочего, чем славны веблоги.
Блоги сейчас для одних стали заменителем сетевых СМИ и своеобразным новостным фильтром, другие нашли в них новую коммуникационную среду. Сделку называют нетипичной для Google - а почему, собственно? Разве не было в истории компании покупки архивов USENET?
Приобретение Pyra Labs фаворитом Сети дает почву самым разным предположениям. Будет создана отдельная от GoogleNews система новостей, надерганных из блогов? Google, о ужас, становится порталом? Но до сих пор корпорацию не привлекла ни одна форма мегаломаньячества. Журнал по материалам блогов, до упора набитый рекламой?
Одно неоспоримо: Google уже изрядно припугнул новостной бизнес созданием системы GoogleNews, а теперь, когда глобальная, демократичная система публикации новостей через блоги будет поддержана мощью Google и исповедуемого этой корпорацией принципа "распределенного мира", то он, похоже, станет новостным порталом номер один. А Дэйв Вайнер легко выиграет свое пари, - в прошлом году он поставил 2000 долларов на то, что через 5 лет ссылки на первую пятерку самых горячих новостей приведут не на NYTimes.com, а в веблоги.
Обсуждение на Slashdot.org.
Обсуждение на Metafilter.com.
Другие оценки: отличная новость, веблоги понадобились для улучшения GoogleNews, замечательная новость, Google займется централизацией данных, за это надо выпить, не приценивается ли Google к LiveJournal.com и если нет - то почему, превосходная новость, объединенная мощь блогосферы и Google перевернет мир медиа к чертовой матери, теперь Google сменит имя и станет Gbloogle, восхищенные ругательства и всеобщая радость.

Уж и не знаю, что среди всей этой эйфории заявит ненавистник Google Дэниел Брандт, выдвинувший Google на приз Большого Брата. Брандт заявляет, что любимец Сети излишне любопытен, использует cookies для слежки за пользователями, хватает их, беззащитных и доверчивых, за IP и вообще излишне волен с пользовательской приватностью. А встраиваемая в браузер панель Google - это инструмент тотального шпионажа, которая пишет все ваши веб-похождения. Дьявольская корпорация, кроме того, нарушает законы по охране авторских прав, кэшируя страницы.

Причину параноидальных выкриков Брандта, как ни крути, можно понять: никакие хаксли-оруэллы не предвидели, что наступит время массовой доступности шпионских техник. О, дивный новый мир, - спаммеры заваливают почтовые ящики предложениями купить клиентские базы МТС, отставной бойфренд выслеживает бывшую подружку с помощью cистемы глобального позиционирования (GPS). Студент устанавливает на университетский компьютер шпионскую программу, снимающую данные клавиатурного ввода, и получает доступ к персональным данным 4800 человек. Между прочим, подобные программы работодатели широко используют для слежки за служащими. И предосудительным это не считается.

Би-Би-Си хочет сделать из всех нас папарацци. Ну не всех, а тех, кто ведет мобильные веблоги. С этой недели владельцам мультимедийных телефонов предлагают присылать интересные истории, сопровождаемые фотографиями, по MMS (multimedia messaging ) или по электронной почте - прямо на сайт Би-Би-Си. Лучшее из присланного будет вывешиваться в новостях. Авторское право сохраняется за приславшим, хотя "народные новости" не будут оплачиваться даже бокалом пива. Кажется, с подачи движения веблогов журналистике придается решительно новое направление. Шире охват - больше осведомленность.

Среди интересных публикаций недели - интервью с Уильямом Гибсоном в Salon.com. Тут надо сказать, что история одного из лушчих онлайновых журналов, похоже, завершается. 47300 подписчиков платных страниц и сервисов Salon.com не скомпенсировали падения рекламных доходов, и говорят, что замечательное издание прикажет долго жить уже через пару недель. Общие потери Salon Media Group составили 81 миллион долларов.
Зато новостные и информационные сайты тонут в счастье: они нашли деньги. Нет, даже так: они нашли Деньги. Семь миллиардов долларов в год - таков суммарный доход Сети от оплаченных ссылок, выскакивающих на странице с результатом поиска. Оплаченный поиск несет золотые яйца со скоростью передовой птицефабрики, и ничего, если на запрос пользователя, скажем, CNN.com о ситуации в Ираке или об изменениях в налогах ему предлагают отпуск на двоих или затаскивают на еВау.
Хотя товары и услуги ищут на новостных ресурсах очень немногие, но главные порталы - MSN, AOL и Yahoo - не собираются отказываться от оплаченного поиска. Зачастую пользователь даже не догадывается, что перед ним реклама. Но что до размывания грани между собственно содержанием и рекламой и прочих там разных вопросов этики, то неписаные законы хороши тем, что их можно нарушать.

Что до плохой рекламы, то ее еще иногда называют репутацией. Ассоциация защиты инфосистем (ISSA) отказала Кевину Митнику в членстве из-за его громкого прошлого. Митнику запретили доступ к сайту организации, аннулировав аккаунт и объяснив простыми словами, что его членство пятнает Ассоциацию. Это не первый ухаб на его пути к респектабельности. И скорее всего - не последний.

Злые языки утверждают, что бизнес на компьютерной защите есть разновидность рэкета. Передразнивая сторонников этого мнения, Business 2.0 самым серьезным образом отнес к "рэкету защиты" производство презервативов. Все бы так и осталось на уровне слухов, шуточек и прочего балагана, если бы не интернет-червь Slammer.
Так уж получилось, что вирус Slammer больше всего навредил компании Symantec. Вернее, не сам вирус, а связанная с ним очень странная история.
В пресс-релизе Symantec говорится, что в компании узнали о Slammer 25 января в 9 с небольшим часов по времени тихоокеанского побережья, то есть до момента запуска вируса. Потому что Slammer начал крушить Сеть в 9:30.
Получается, что в Symantec знали о времени запуска вируса. Знали, но молчали. Что стало причиной обвинений компании в инициации вирусной атаки - или, по меньшей мере, в пособничестве преступлению.
Даже если отвлечься от обвинений, которые, скорее всего, не подтвердятся за отсутствием улик, то после обнаружения вируса компания действовала более чем странным образом. Об угрозе Slammer сообщили исключительно клиентам, подписанным на платные сервисы. Symantec молчала даже тогда, когда стали рушиться целые сектора Сети.

Основатель RedHerring Тони Перкинс в свое время открыл - нет, изобрел - бизнес технологических журналов. Захваченный идеей даже не блогов, а онлайновых медиа, которые создаются и поддерживаются целыми сообществами, он основал веблог AlwaysOn, который, по мысли его создателя, должен стать суперблогом для избранных из мира бизнеса. В числе участников блога Перкинс хочет видеть топ-менеджеров, инвесторов, всех тех, кто хочет свободно делиться идеями в сообществе себе подобных. Ключевое слово здесь - "сообщество". Говоря о движении веблогов и трансформации современных медиа под влиянием Сети, Перкинс употребляет прелестный неологизм eBay-ization, желая сказать, что движение блогов оказало на медиа влияние, сходное тому, что оказывает на торговлю еВау. AlwaysOn позиционируется как веблог для звезд бизнеса, и он должен в мире топ-менеджеров, инвесторов и прочих акул капитала стать тем, чем стал Slashdot.org для занятых в технологической отрасли.
Бизнес-модель AlwaysOn даже более интересна, чем сама идея блога для избранных бизнеса. Базу данных членов сообщества он разместил на Salesforce.com, дав доступ к ней рекламодателям и спонсорам.

Законы против спама, ясное дело, не работают, а фильтры несовершенны и потому создают слишком много проблем. Недавно образованный консорциум компаний и антиспаммерских групп SpamJam решил, то защитой от спама нужно заняться на уровне почтовых протоколов. Но что это значит, забеспокоились многие, - неужели реанимирована идея присвоить каждому пользователю электронной почты глобальный идентификатор, - идея, отвергнутая сторонниками защиты приватности? Пикантность ситуации придает то, что в антиспаммерской коалиции участвует корпорация Microsoft (не раз обвиненная как в поощрении спама, так и в покушениях на приватность). Но пока с пристрастием искали следы очередного заговора, корпорация выступила с разъяснениями.
Очень все прозаично - предполагается, что участие в SpamJam поможет раскрутке модели "надежного отправителя" ("trusted sender"), встроенной в Passport.

Евросоюз решительно потребовал от греческих законодателей перестать дурить и отменить запрет на компьютерные игры в интернет-кафе. Но те стоят на своем. В Греции есть все, даже принципы, которыми не поступаются.

Что можно успеть за 10 секунд? Многое, очень многое. Смотрите.