Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20030220.html

Невод и т.д. Выпуск 122
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  20 Февраля 2003

Корпорация Microsoft относится к комьюнити Slashdot и Scripting News, с ревнивым вниманием, так как именно здесь во многом формируются взгляды сетевого сообщества. Эти взгляды, понятное дело, корпорацию во многом не устраивают. Точнее, не устраивают вовсе. Для выработки у Сети если не положительного, то хотя бы объективно-заинтересованного мнения о Microsoft, там решили создать собственное сообщество, куда войдут работники корпорации. Членов такого сообщества назовут MVPs. В контрнаступлении на народные мнения примут участие даже три первых лица компании - они тоже числятся MVPs. (В самом деле, очень интересно, каким образом Гейтс, Баллмер и Олчин сформируют комьюнити, перед влиянием которого склонится Slashdot.org.) Сообщивший обо всем этом Роберт Скобл сомневается в успехе акции и называет целых 9 причин тому, отчего природа и Сеть не потерпят сильного про-микрософтовского сообщества. Хотя хватило бы и одной: жизнеспособное сообщество по приказу не создается.

Пока неясно, является ли частью кампании по формированию позитивного имиджа судебная жалоба Microsoft на неизвестных спаммеров, постоянно досаждающих владельцам почтовых аккаунтов Hotmail.
И в миру, и в Сети устоявшуюся репутацию изменить трудно, если не невозможно. Николас Кэролл исследует процесс складывания онлайновых репутаций в своей интересной статье, перевод которой - я с удовольствием объявляю об этом - скоро появится в NetКультуре.

Пока одни срочно отращивают положительный имидж, другие вроде бы и не заботятся о том, чтобы произвести хорошее впечатление. Новости о Google сложней всего узнать на сайте Google. На страничке пресс-релизов сиротливо болтается декабрьское сообщение, а ссылка на Google Weblog, который ведет поклонник корпорации Аарон Шварц, скрылась в нетях. В корпорации не любят делиться планами, проектами и прогнозами. Кажется, что это сознательный отказ сковывать себя ожиданиями публики. Потому что новые идеи и новые дороги могут явиться в любой день, а миром правит случайность, - по словам Ларри Пейджа, цитируемым в сделанных наспех заметках, даже рождение Google было случайным. На идею Page Rank набрели, исследуя возможность аннотирования веб-страниц самим пользователем.

Google пока не собирается раскрывать планы инкорпорирования блогов в свои сервисы. По намеку (теперь уже бывшего) владельца Pyra - блоггеры останутся довольны. Может, мы что-нибудь узнаем через несколько недель. А может - нет.
Реакция десятков тысяч блоггеров на сделку Google по покупке крохотной PyraLabs вкратце может быть описана частушкой: "как по нашей по деревне вдруг проехал кадиллак".
Но эйфория проходит, а вопросы остаются. Почему именно Pyra? Почему приобретен второразрядный (по сравнению с Radio Userland или Movable Type) сервис?
Ясно, что сделка не преследует денежной выгоды - точно так же, как купленные год назад архивы USENET (нельзя же считать выгодой рост траффика на один процент). Но для чего же? Вспомним слова Ларри Пейджа, оценившего растущее влияние веблогов на Сеть. Вспомним и то, как понимается миссия Google его владельцами, - организовывать информацию для ее доступности всем, всегда, везде. Похоже, что хозяйство Pyra станет исследовательской площадкой, где будут обкатываться, в частности, технологии поиска четвертого поколения, - поиска в реальном времени, когда, в отличие от первых трех, индексация веб-публикации будет происходить сразу по ее появлении.

Меры безопасности, вводимые там и сям в связи с угрозой терактов, принимают настолько странные формы, что порой кажется, будто их придумывает клинический идиот, - идиот усердный, инициативный и обладающий некоторой властью. В связи с чем правозащитная организация Privacy International объявила конкурс на самую дурацкую из таких мер.

Музеи, исторические общества последовали примеру коллекционеров и теперь внимательно просматривают предложения онлайновых аукционов. Ведь здесь можно встретить написанные полтора-два столетия назад любовные письма, исторические фотографии и иные предметы, которые, не представляя ценности для их владельцев, обладают ценностью исторической. Медицинский музей радуется найденной упаковке пенициллина времен II мировой войны, коллекционер - пачке самых первых сигарет Camel или столетнему конфетному фантику.
(А меня бы обрадовал классический барышнин альбом - чтобы стишки, рисунки пером и акварелью и засушенные цветы меж страниц.)

Прощайте, бурные девяностые: лидер рынка платного поиска - компания Overture Services купила когда-то знаменитую Altavista. За смешную сумму в 140 млн. долларов. 60 - наличными, 80 - акциями.

Когда компания 321 Studio начала выпуск программного обеспечения для копирования DVD, она прекрасно знала, что идет на конфликт с Голливудом и в порядке упреждающего удара обратилась в суд с просьбой о признании ее программы законной. А пока суд да дело, компания предлагает выплатить 10000 долларов любому, кто докажет, что ее программы используются пиратами, - теми, кто нелегально тиражирует и продает защищенную авторскими правами интеллектуальную собственность.
Я не случайно уточняю термин, так как медиабизнес ляпает это звание даже на тех, кто дал переписать диск другу или участвует в файлообменных сетях. Борьба с файлообменными сетями достигла такого накала, что со стороны может показаться, будто с нелегальными тиражами уже покончено в мировом масштабе и осталось додавить несколько десятков миллионов пользователей пиринговых сетей. Поэтому сообщение о предложенной Голливудом награде тем, кто донесет о местонахождении пиратских фабрик в азиатских странах, удивляет несоответствием обычной риторике.

Морской мусор
Скупость художественных средств - настоящий вызов художнику. Если семнадцатисложный стих очаровал весь мир, то, может быть, то же произойдет с нарисованным пятью штрихами автопортретом? Попробуйте себя в графическом хайку.
Не получилось? (У меня тоже). Значит, нам с вами остается любоваться медвежьей тантрой или выслушивать истины из уст Lynx.