Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20030310.html

Невод и т.д. Выпуск 125
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  11 Марта 2003

Марта известного числа бысть флейм немалый. Полувековой свежести новость о том, что усатый все же сдох, волнует и сегодня. Газеты, радио, ТВ, сетевые форумы - все об одном, кто срываясь на визг, кто скорбно-серьезными голосами.
И почти никто не заметил, что за пятым марта следует шестое - то есть день рожденья Микеланджело: поиск по новостям Яндекса дает лишь одну ссылку с упоминанием этой даты. А Google заметил - и отметил день рожденья гиганта прелестным логотипом. Ко времени выхода этого выпуска логотип с главной страницы, скорее всего, уберут - вот сюда, в коллекцию.

Говорят, что президента ICANN Стюарта Линна сменит Пол Туми (Paul Twomey). Сторонники перемен в ICANN настроены резко против этой кандидатуры, так как Туми сторонник государственной власти над DNS и причастен ко всему, за что, собственно, столько критиковали ICANN - за неповоротливость, секретность, провальные решения и излишнюю заботу о благосостоянии верхушки.

Что бы там ни говорили, а иногда все же ICANN советуется с общественностью: устроен опрос, не отложить ли (из-за возможного военного конфликта и связанных с ним антиамериканских настроений) квартальную встречу в Рио-де-Жанейро.
Американцы впали в смятение и шок: вдруг оказалось, что антиамерикански настроен весь мир. Граждане США за рубежом маскируются под канадцев, новозеландцев, а майки с надписью "Я не американец" пользуются бешеным спросом в Сети. В Европе и в арабских странах меняют вывески на "Макдоналдсах", отменяют деловые встречи и восхищаются стабильностью евро.

Зато пацифистские настроения девочек-ТАТУ, выраженные с небывалой экспрессией, продаются просто прекрасно. Небывалая популярность маек, мишек, часов-трусов с пацифистским лозунгом некоторое время смотрелась загадкой американской души, - но загадку разрешили сообщения в лентах Reuters, AP и прочих о том, как майка с надписью "Give Peace A Chance" привела гражданина США в каталажку (см. полицейский рапорт, а также сообщения любого из новостных агентств).

Когда-то в США решили поощрить электронный бизнес освобождением от федерального и местных налогов с оборота. Это сработало: торговля устремилась в Сеть и быстро освоила виртуальные пространства. Что до налоговых льгот, то они, по-видимому, будут отменены уже в ближайшее время. Редакционная статья NYTimes.com призывает покончить с виртуальным оффшором и называет цифру ежегодных потерь федерального бюджета: 19 млрд. долл.
(Здесь я замечаю, что пророчество Настика о конце прекрасной эпохи и приведении Сети к общему с трехмерным пространством знаменателю сбывается со страшной силой.
Тут вот что случилось. В чате, где собирались любители подискутировать на политические темы, некто нелестно отозвался об одном судье. И что-то там о нем рассказал - сейчас неважно, была это правда или ложь, дело в ином - судья решил привлечь участника чата к ответственности за диффамацию. Для чего провайдеру пользователя, AOL, было предложено раскрыть его личность. Сейчас дело находится в Верховном суде. Американский союз за гражданские права считает, что в Сети пользователь, буде он того желает, должен сохранять анонимность, и упирает на то, что в ином случае негативных высказываний о властях и должностных лицах станет, конечно, значительно меньше, так как люди прикусят язычок, - но это станет вопиющим нарушением свободы слова.)

Но совершенно бесполезно просить людей НЕ ДЕЛАТЬ что-либо в Сети. Некто создал сайт. Там была кнопка - и просьба ни в коем случае ее не нажимать. И надпись, разъясняющая, что фон страницы сменит цвет на черный, как только 100 человек эту кнопку нажмут. - Кнопку нажали 100 раз за 57 минут, что, конечно, огорчило автора странички, забывшего, что все мы ах как любим мазнуть по "осторожно, окрашено". Окрашенная скамейка, впрочем, может оказаться ловушкой - как вот этот сайт, где на третьей слева кнопке значится "не кликай!" - а нарушители попадают в опросник, где интересуются, как они, собственно, сюда попали и что тут ищут.
Все это сродни приказу не думать о белой обезьяне. Странно, что на этих сайтах еще нет таблички "веб-перформанс". Нет-нет, я тоже не люблю этого слова, но его любят люди, пишущие таблички.

Ирак.ру - (главный редактор Гейдар Джемаль, руководитель проекта Марат Гельман, - он же заместитель генерального директора Первого канала) - это, как я понимаю, тоже веб-перформанс. Лента новостей, аналитика, архивы - и ссылочка на джемалевский "Контрудар", разоблачивший триумвират мирового политического зла (Россия, США, Израиль), а также то, что "лига международных преступников, засевшая в Вашингтоне, Москве и Тель-Авиве, приступили к совместной реализации проекта глобальной провокации под общей рубрикой "международный терроризм и борьба мирового сообщества с ним".
Не сильно разбираясь в веб-перформансах, я лучше обращусь к онлайновому дневнику Ефима Дикого и разделю его восхищение обильным декором сайта: здесь и кнопка Первого канала, и копирайт ООО Дни.ру, и освящающие проект ссылки на Представительство Президента РФ, Правительство и Госдуму.

Заявление "белого хакера" Адриана Ламо о том, что Google может служить инструментом для взлома, наделало много шуму. Дело, собственно, вот в чем: Google "видит" в Сети незащищенные базы данных, многие из которых содержат "чувствительные сведения". Но там, где одни видят "потенциал вторжения", другие усматривают отличный способ проверки защиты на вшивость: если база индексируется Google, значит что-то не так.

Читая Pandia Search World, кто угодно изумится влиянию моды на поисковый бизнес. Если бы женщины могли тратить на косметику столько же, сколько тратят на нее корпорации! Смотрите: AllTheWeb обновился и отказался от баннеров, а интерфейс и страницы результатов поиска теперь совсем как в Google. Минималистской моде поклоняется даже смешной MSN Search - у представленной недавно беты построжал интерфейс, на заглавной странице реклама блистательно отсутствует, а на странице результатов никаких баннеров (но, разумеется, непременная реклама сервисов MSN). Вот если бы поиск информации MSN Search был так же хорош, как поиск товаров и услуг, - но, в конце концов, за информацией можно пойти в другое место.
В прошлом году Fast приглашал пользователей предлагать варианты редизайна AlltheWeb, а теперь и Lycos ступил на ту же дорожку и зовет к "взлому" HotBot с тем, чтобы настроить его "под себя" и даже создать собственный скин. Конкурс скинов - он называется Hack HotBot - продлится до 3 апреля.
Один из самых интересных проектов - поисковик Northern Light - приказал долго жить из-за банкротства собственника, компании Divine.
А метапоисковику Kartoo сделали косметическую операцию - теперь он темно-синий. Никакого гуглеподобного дизайна, ориентированного на текст. Все как раз наоборот! В невероятной красоты флэш-версии релузьтаты поиска отражаются островками в синем океане, а за каждым из них открываются ссылки и варианты запроса. Вместо использования булеанских операторов для формирования запроса достаточно жать на плюсик (добавляет слово к запросу) или минус (исключает слово из результатов). В конце концов, визуально-ориентированный поиск тоже имеет право на жизнь, - говорят, что многие серферы просто путаются в интерфейсах текст-онли. (Или попросту скучают.)

Невероятно, бред, - но взгляните на скриншот: в субботу 9 марта около 6 вечера по Гринвичу впервые за всю свою историю Google перестал отвечать на запросы, отделываясь лаконичным "'502 server error". Молчали региональные сайты, не откликались поисковые сервисы Yahoo и AOL. Пользователти ударились в тихую панику, но оказалось, что конец света в очередной раз откладывается. Комментариев от корпорации, как водится, нет.

Впрочем, из Google некоторая инсайдерская информация изредка все же просачивается - в следующем месяце будет предложен некий метод борьбы со спамом, связанный с применением масштабируемых алгоритмов (даже если мне скажут: "Объясни, что это такое, или расстреляем", - я храбро отвечу: "Стреляйте!").

Почтовые серверы AOL зафиксировали рекорд - за сутки заблокировано как спам около миллиарда сообщений. Комментаторы, правда, прикидывают, сколько дряни просочилось мимо фильтров и сколько писем не дошло до адресата. А вообще, число идей в области борьбы со спамом неуклонно приближается к числу проектов вечного двигателя. Вот еще одна: сделать программку, досаждающую и спаммеру, и его заказчикам. Скажем, программу для автоматического заполнения форм на сайте, чьей рекламой бомбят ваш почтовый ящик. Получаете письмо, плюетесь, нажимаете подсунутую вам ссылку, идете на сайт и засоряете базу спаммера легионами тут же сгенеренных заказов и ложных данных.
Но тактики спаммеров все изощренней, процент мусора в почтовом траффике все выше, а битва с дрянью скатилась то ли к гонке вооружений, то ли к бесконечному сюжету "Тома и Джерри". Все это заметили в Internet Research Task Force (IRTF) и образовали рабочую группу по изучению проблемы. Сначала мусор попробуют систематизировать, чтобы определить, наконец, что такое - ну это самое, вы поняли. Группа также изучит способы отслеживания спаммеров и предлагаемые методы борьбы со спамом, хотя большинство из них предполагают изменения технологий обработки электронной почты - а этот процесс может занять несколько лет. Cnet.com с грустью замечает, что, хотя группа не обладает полномочиями устанавливать стандарты, результаты ее исследований могут привести к изменению способов обработки почтового траффика.

Рекламщики корпорации, выпускающей напиток Dr Pepper, решили, что в продвижении продукта стоит попробовать использовать веблог, модную такую штучку. - Завели. Назвали красиво и стильно: Raging Cow. Заведомо провальная, впрочем, идея, так как веблоги - это не только субъективный, но в первую очередь независимый взгляд. А маркетинговые уши будут торчать, даже если построить блог на неявной рекламе, вроде того, что сделали в Fortune, замаскировав продвижение продуктов под обозрения их потребительских качеств.
Блоги сами по себе - отличный антидот против "вирусного маркетинга", так что вряд ли попытка манипуляции феноменом "народной журналистики" будут успешными. Гленн Рейнолдс тысячу раз прав, когда говорит, что рекламные блоги смотрятся, как советские ВИА по отношению к року.

Авторы Cluetrain Manifesto, главный редактор Linux Journal Док Серлс и Дэвид Уайнбергер выступили с манифестом "Конечный мир: что такое интернет и как перестать путать его с другими вещами". Все это писалось со святой целью - объяснить Сеть деятелям индустрии развлечений в понятных им терминах.
Перевод манифеста мы публикуем на следующей неделе.

Архивы суда Олд Бейли с 1634 по 1834 год выложены в Сеть - в том числе и скандальное дело 1732 года о краже Уильямом Тернером двух головок сыра. Всего в архивах около ста тысяч судебных дел.

На еВау замечена Enigma- шифровальный аппарат времен Второй мировой войны, вокруг которого сплелись игры разведок и политиков, технологии, история и бог знает что еще.
Аниматрица, эпизод П.
Юбилейное: сайт к 100-летию Harley-Davidson.