Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20030428.html

Невод и т.д. Выпуск 132
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  28 Апреля 2003

Оффлайновая церемония седьмого ежегодного присуждения интернет-оскаров 2003 Webby Awards отменена. Почти 90% номинантов этого года живут за пределами Сан-Франциско, где проводится церемония, а четверть из них - так и вовсе на иных континентах. Путешествия стали опасны, и Академия цифровых искусств не хочет рисковать здоровьем цвета всемирной Сети. Призы так или иначе будут доставлены тем, кто их удостоен. Так звучат мотивы отмены празднества на сайте Webby Awards.
Но в иных источниках находим более прозаичные объяснения случившемуся: крах интернет-экономики стал причиной того, что многие из призеров просто не могут себе позволить поездку в Сан-Франциско. Организаторы же дорогу не оплачивают.
Отмена церемонии вогнала газету Siliconvalley.com в совсем уж похоронное настроение, и ее комментарий звучит словно предсмертный вздох: дот-ком-вечеринка окончена, все могут расходиться, седьмой "Вебби" был последним.

Настольный и мобильный телефоны, подключенный к Сети компьютер - и все это 24 часа в сутки и 7 дней в неделю - хорошо или плохо?
Плохо. Потому что внимание размыто, сосредоточиться на деле все трудней; время поглощается необязательными мелочами и ненужной информацией - и вот уже конец рабочего дня, а ничего не сделано. Знакомо? Еще бы.
Где-то мелькнула заметка о Computer Associates, с 8 утра до 4 дня отключающей интернет-доступ служащим, чтобы дать им возможность работать, - ох, а где же ссылка? Нет ссылки, пропала - все потому, что сначала меня меня отвлек звонок, потом IE дрыгнул ножкой и сказался в нетях. Ну, вы знаете, как это бывает.
Нет, безбумажный офис решительно невозможен, так как никакая работа не может быть выполнена в окружении хищных хронофагов: электронная почта, интернет-пейджеры, телефоны съедают все отпущенное на работу время .
Так эффективны ли инфотехнологии - и если да, то насколько? Казалось бы, ответов на этот вопрос может быть всего два: "да" и "ну разумеется, да". Но бизнес внезапно стал очень недоверчив к ответам, лежащим на поверхности, и потребовал фактов и доказательств. И оказалось, что их-то и нет. Ни у кого.
Поэтому решено было интуитивные ответы подтвердить (или опровергнуть) фактами и доказательствами. Чтобы поискать эти факты, образовали Информационный центр по производительности труда при MIT. В совет Центра вошли представители компаний Accenture, BT Group, Cisco Systems, Hewlett-Packard, Intel, SAP, Xerox. А возглавит совет Microsoft.
Прежде всего, Центр займется способами измерения производительности труда работника сферы IT и скоро, очень скоро - уже через три года! - эффективность инфотехнологий будет взвешена, измерена, сосчитана, причем похоже, что результат исследований может оказаться самым неожиданным.

Не то чтобы до сих пор никто не осознавал размеры зла, имя которому "спам". Но тревожный тон публикаций, посвященные этой проблеме, заставляет считать: в борьбе со спамом Сеть проигрывает. Проигрывает прежде всего потому, что пользователь не хочет спама, но он решительно против нарушения приватности и любого вида цензуры. Поэтому многие считают, что в сегодняшних рамках задача решения не имеет - либо, чтобы ее решить, придется выбрать из двух зол.
Прошедшая неделя отмечена множеством предложений методов борьбы с разъедающей Сеть проказой спама.
Все эти методы можно разложить на две кучки.
В первую кучку отложим те, что требуют поступиться частью приватности и анонимности, отнесенных к традиционным цифровым свободам.
Во второй кучке пусть будут методы, предусматривающие составление "белых списков", сквозь которые в почтовый ящик пробьются только авторизованные пользователем контакты, - это прямой путь к резкому ограничению возможностей электронной почты. Зато свое счастье каждый пользователь будет ковать сам, никому не доверяя принятие решений.
А теперь посмотрим, как предлагается бороться со спамом.
Сенатор Зоэ Лофгрен и профессор Лоренс Лессиг без всяких околичностей предложили объявить охоту за головами спаммеров, забывающих поместить в заголовок письма маркировку "коммерческая рассылка". К спаммерам хотят причислить бизнесы, рекламирующие себя противозаконным способом. А к отлову нарушителей закона привлечь студентов компьютерных факультетов и иных добровольцев, объявив награду за голову - 20% немаленького штрафа, который взыщут с пойманного преступника. (И - многая лета приватности с анонимностью. Кладем в первую кучку.)
А теперь послушаем начальников транспортного цеха всея Сети, - провайдеров то есть. Первый же день конференции организации ISPCON (США), объединяющей собственников и служащих компаний - провайдеров интернет-доступа, был посвящен борьбе с электронным мусором. Поэтому большинство решений, представленных конференции, являло собой инструментарий, запрашивающий у пользователя разрешение на прием почты.
(Ага, - "белый список", - во вторую кучку.)
Посредине останется, наверно, лишь предложенная провайдерам система SpamSquelcher, которая устанавливает приоритеты обработки входящей почты так, что рекламные сообщения обрабатываются только при наличии свободных ресурсов. В хвосте очереди, так сказать. Предполагается, что это замедлит рассылку - и потому спам станет менее выгодным.

От спама, оказывается, страдают и рекламщики - прежде всего те из них, что применяют цивилизованные рекламные стратегии, то есть указывают действующий обратный адрес и отписывают пользователей от рассылки по их требованию. Дело в том, что, стремясь защититься от килотонн электронного мусора, пользователи возводят из фильтров стены, сквозь которые не просачивается даже та информация, которая их, возможно, заинтересовала бы.
Итак, 28 маркетинговых компаний образовали коалицию с совершенно нечитаемым названием: Network Advertising Initiative's Email Service Provider Coalition (NAI ESPC). Коалиция объявила многолетний план, цель которого - эффективное изменение архитектуры электронной почты. (На деле план сводится к составлению все тех же "белых списков, только, так сказать, с другой стороны, - чтобы отделить "правильную" рекламу от "неправильной", а заодно и "наших" от "ненаших".)
План, названный "Проект Lumos", предусматривает составление почтовыми провайдерами "белого листа" компаний, занятых рекламными рассылками. На первой стадии проекта его члены наладят диалог между NAI ESP и ISP и другими заинтересованными сторонами (это с нами, что ли?). Затем предполагается, что провайдеры установят систему фильтров, согласованную с рекламщиками. А потом эту систему будут непрерывно обновлять и улучшать.
Рекламщикам - флаг в руки, но вот в секретной рассылке тов. Жеглова снова находим вариант "белого списка": Михаил Якубов предлагает снять с доски по ладье и дать свободный ход мимо фильтров на почтовом сервере любому спаммеру, внедрившему в письмо некий фиксированный хедер, по которому его может убить сам пользователь. (И тут же опровергает себя, заметив, что никто не помешает спаммеру делать рассылку в двух вариантах: с опознавалкой, по которой пользователь может отфильтровать письмо, и без оной.) "Будем думать дальше, - комментируют товарищи Жеглова. - Спам не пройдет. Давайте лучше сами его пронесем под белы рученьки."

Макдоналдс придумал, как использовать технологии для увеличения продаж: едоков заманивают киосками проката DVD и открытием в фастфудовках точек беспроводного интернет-доступа. Объявлено о том, что центр тяжести рекламных кампаний переносится с телевидения в Сеть - они и правда считают, что попапы вызовут у нас прилив любви к тому, кто их заказал?
Я, право, теряюсь.
Они не верили нам, когда мы говорили, что ненавидим рекламу. Они надеялись, что мы просто шутим. MSN.com затратила 300 млн. долларов на оффлайновую рекламную кампанию, расклеивая и развешивая где попало симпатичных радужных бабочек, и потеряла 300 тыс. клиентов. Они и сейчас считают, что мы тут все притворщики и на самом деле просто обожаем назойливых надоед?

Статьи из архива NewYorkTimes и раньше были в платном доступе, но, если у вас была точная ссылка, материал выдавался бесплатно. Теперь этого нет. Оказывается, "Серая леди" решила полностью закрыть от бесплатного доступа часть архивов. Очень, очень странный ход мысли. Кто же будет ссылаться на статьи, если, кликнув по ссылке, попадаешь на зачин статьи с предложением заплатить за право прочесть ее? Особенно теперь, когда ссылки на самые интересные материалы немедленно разносятся по Сети мириадами блоггеров? Не думаю, что доход от продажи права одним глазком взглянуть на архив (прочесть одну статью стоит три доллара) стоит репутации одного из самых популярных ресурсов Сети. Этот шаг тем более удивителен теперь, когда известно, что ссылка на ресурс в популярном веблоге генерит траффик, который не всякий сервер вынесет. Постепенно ссылки на NYTimes.com станут появляться реже и реже, а чем меньше ссылок ведет на ресурс, тем меньше траффик и, соответственно, рекламный доход.
В моих закромах лежала ссылка с любопытными данными о доходах Google, две недели назад впервые опубликованными в NewYorkTimes. Вот, полюбуйтесь, что осталось от статьи и содержащихся в ней цифр, уникальность которых отметили многие.

Судебные бои медиабизнеса с Сетью становятся вечным сюжетом. Неделя началась с вести об атаке двух лейблов против фирмы венчурного капитала Hummer Winblad Venture Partners, во время оно финансировавшей Napster. Жалоба трактует финансированиe Napster после начала судебного преследования компании со стороны медиабизнеса как участие в незаконной деятельности.
До сих пор целью исков медиабизнеса было создать определенное напряжение в обществе с тем, чтобы внедрить поглубже негативное отношение к пиринговым сетям, к обходу защиты от копирования и, на будущее, ко всему тому, что прямо либо потенциально угрожает прибылям медиабизнеса.
Что до жалобы против венчурной фирмы, то дело обстоит гораздо серьезней. И если иск с обвинением HWVP в финансировании противозаконных действий не будет отклонен судом быстро и с достаточно убедительными аргументами, то может возникнуть ситуация, когда при оценке инновативных проектов финансисты будут рассматривать не только их потенциальную прибыльность, но и их влияние на доходы уже существующих бизнесов.
Существуй подобная практика сто лет назад, телефонные компании были бы быстренько придушены телеграфными, а кино и звукозапись просто не имели бы шансов выстоять против исков театральных импрессарио.
По логике истцов (назовем их, наконец, - это EMI и Universal Music), наказанию подлежит прежде всего истинный виновник рождения Napster - матушка его создателя Шона Фэннинга, почти двадцать лет кормившая и лелеявшая угрозу индустрии развлечений.

Конец недели принес приятный сюрприз: основываясь на прецеденте 1984 года в деле Sony Betamax, судья отверг иск RIAA/MPAA против сетей Morpheus и Grokster, мотивировав решение тем, что владельцы сетей не отвечают за (возможно, противозаконные) действия их участников.
News.com, однако, не видит в этом событии оснований для оптимизма и считает, что такое решение лишь поощрит медиабизнес к судебным преследованиям непосредственно самих пользователей пиринговых сетей. Такой ход тем более вероятен после того, как на этой неделе федеральный судья решил, что предание провайдером гласности данных нарушителя авторских прав и DMCA не нарушает свободы слова. Напомню, что это решение было вынесено по жалобе Ассоциации звукозаписывающей индустрии RIAA против интернет-провайдера Verizon, отказавшего в выдаче данных своего клиента - активного пользователя файлообменной сети. Мотив отказа - Первая поправка к Конституции США, в которой идет речь о свободе слова. Посмотрим, что скажет Апелляционный суд.

Цыферпанки, наконец, заинтересовались блогосферой и открыли сервис анонимных блогов - Invisiblog. Записи в блог ведутся через ремейлер. Создатели сервиса клянутся, что сервис обеспечивает блоггеру полную анонимность и тот спокойно может писать гадости о близких, прикидывать техники проведения терактов и расчеты мошеннических сделок или рефлексировать по поводу совершенного им убийства. Впрочем, можно вести и просто очень личные записи.

Бывший владелец RedHerring Тони Перкинс в своем блоге AlwaysOn публикует первую часть обширного интервью с главой Google Эриком Шмидтом, где, наконец, дается ответ на вопрос "зачем Google купил PyraLabs вместе с Blogger.com?". Так вот, в Google считают, что феномен веблогов и захлестнувшая Сеть волна самопубликаций и есть та самая next big thing, с которой начался следующий, качественно иной Интернет. Тот самый, где весь мир - веблог.
Мы предполагаем опубликовать полный перевод этого интересного интервью.

После года ведения веблога Уильям Гибсон, один из лучших американских писателей нашего времени, решил покинуть блогосферу. Гибсон увлечен знаками, семиотикой и синтетической природой реальности, а регулярная публичная исповедь, уверен он, разрушает творчество. Даже если это не так, даже если нам, читателям, блог Гибсона помогал следить за тайными процессами, ведущими к созданию романов, писатель принял верное решение. Пусть он пишет романы. А мы будем читать их. А не блог.
Зато веблог завела Эстер Дайсон, год назад яростно отрицавшая этот жанр и разделявшая мнение Лехи Андреева, что ведение блога - занятие для скучающих офисных работников.

Проект распределенных вычислений Grub.org принадлежит компании LookSmart. По мысли создателей Grub, - это слово, кстати, означает "личинка", - интернет-поиск станет мощней и точней, если использовать объединенную мощь пользовательских компьютеров и каналов связи. Как и любому участнику проектов распределенных вычислений, пользователю Grub предлагают скачать клиентскую программу, которая будет использовать незадействованные мощности поцессора и часть канала для индексации веб-ресурсов. В LookSmart уверены, что индексация десяти миллиардов страниц для Grub вовсе не предел. Хватило бы ресурсов в Сети! Крупнейший поисковик Google, заметим, сегодня индексирует 3,5 млрд. веб-страниц.
Скептики тут же заметили, что из такого распространенного явления, как сетевой альтруизм, LookSmart собирается извлечь прибыль: объединенная мощь участников Grub позволит компании сэкономить на аппаратном обеспечении и превзойти мощность 50 тыс. серверов Google, не говоря уже об экономии канала.
Питер Норвиг, отвечающий в Google за качество поиска, сказал, однако, что проблема не в расширении индекса страниц, а в его сужении с тем, чтобы отслеживать не сами ресурсы, а их изменения (чему пример GoogleNews). Что индексация все новых и новых ресурсов не означает улучшения качества анализа и ранжирования уже имеющихся. И что для улучшения поиска нужны не компьютеры и каналы, а достижение высокой релевантности ссылок, выдаваемых по запросу.
Но все же, но все же. Что если проект LookSmart выведет на дорогу к Святому Граалю интернет-поиска - к семантическому анализу информацию в реальном времени? 4 миллиона участников превратили проект SETI@Home в самый большой виртуальной суперкомпьютер планеты. И если к личинке-Grub присоединится достаточное число участников, то очень возможно, что нам явится поисковик следующего поколения.

Феномен компьютерных игр, безусловно, создал в обществе определенное напряжение. Игры винят в формировании агрессивности, поверхностности, игры виной тому, что у детей и подростков развивается клиповое восприятие мира, а достижения компьютерной графики приводят к тому, что незрелый мозг не всегда различает игру и реальность.
Но замечено и иное: у тех, кто увлечен играми, развивается способность к необыкновенно быстрому обучению - и все это оттого, что игрок не сможет перейти на следующий уровень, не вполне овладев навыками предыдущего. Игровой тренинг способствует быстрому восприятию новой информации, концепций и умений и намного эффективнее традиционного школьного образования. Так отчего же, вопрошает автор статьи "Образование по большому счету", мы в США тратим на это самое традиционное образование 50 млрд. долл. в год, получая "на выходе" толпу не умеющих даже толком читать?!

Динамический веб-коллаж (автор - Джейми Завински) меняется ежесекундно. Каждая картинка, всплывающая в коллаже, кликабельна. Картинки, из которых составлен коллаж, появляются автоматическим поиском изображений по случайно выбранным ключевым словам, которые сейчас вот, сию секунду вводятся в искалки мириадами пользователей.

Киноманам, несомненно, понравится сайт, где в алфавитном порядке выложены сценарии голливудских фильмов в алфавитном порядке.
Sony представила трейлер фильма "Teрминатор 3: бунт машин". Рекомендуется смотреть пристегнувшись. Вот только когда тревожный голос объявляет о заражении всех военных систем, в голове возникает непрошеное: "Им просто надо было вовремя ставить патч Outlook Express".