Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20030602.html

Невод и т.д. Выпуск 137
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  2 Июня 2003

Очередной конец истории

Разговоры начала прошлого года, в которых обсуждалось, с чего же начнется оживление технологический отрасли, забыты. Все стихло. Оживление так и не наступило. А затем посыпались публикации с объяснениями, отчего произошло то, что произошло.
Что дальше - тупик, тишина? Веб больше не поражает воображение и отдает вчерашним днем, став окошком, через которое получают информацию и услуги; а мир затоплен недорогим ширпотребом на основе мощных цифровых технологий и плотно подсел на общение: интернет, мобильные, автомобильные и радиотелефоны, электронная почта, голосовая почта, черт-знает-какая-еще-почта. Народ валом валит в эфир в попытке остановить одиночество. Но на этом порочный круг и замыкается: ведь в мире всеобщей связности молчащий телефон означает, что звонить некому.
Люди на ходу научились справляться с тем, что робко названо информационной перегрузкой: все больше звонков и писем остаются без ответа, а контент-менеджеры уверяют, что 70% содержания новостных сайтов остается непрочитанным - следственно, невостребованным. С информационным шумом сегодня умеют справляться все.
В ЦРУ прямо утверждают,что технологии несут не столько выгод, сколько угроз, и говорят, что проблемы защиты информации - единственный фактор, сдерживающий дирекцию по разведке в применении инфотехнологий. И еще: даже новейшие методы поиска данных по объемным и беспорядочным базам не идут в сравнение с единственным аналитиком, который знает кого-то - или знает того, кто знает человека, знающего, в свою очередь, где найти искомое. Потому что информационная среда, в которой работают разведки, не систематизирована и настолько сегментирована, что поисковики в ней просто не работают.
А что бизнес? Ужас, ужас: само по себе внедрение информационных технологий больше не обеспечивает стратегического преимущества. И потом, как сделать Большие Деньги на том, что стало само собой разумеющимся? Уныние, тупик, конец истории. IBM уже не концентрируется на электронном бизнесе, а тихо занимается перспективными разработками, - впрочем, кто сможет точно сказать, что перспективно, а что нет?
Повинуясь духу времени, Dell Computers исключила из названия "компьютеры" и стала просто Dell.
"Да, но цифровой стиль жизни? - Это в смысле возможность обмениваться фотками и музычкой?" (По крайней мере, в Apple понимают его именно так.) Грустно, как же грустно.

Еще один признак "конца истории" - Microsoft и AOL заключили мир. Урегулирование по антимонопольному иску, поданному Netscape Communications, подразделением AOL, стоило корпорации Microsoft 750 млн. долларов.
Победителю этой войны - AOL - будет предоставлена лицензия на использование браузера Internet Explorer и Media player в ее программных продуктах. А интернет-пейджеры Windows Messenger и AIM станут взаимно совместимыми. Самая туманная часть соглашения предусматривает разработку некой "цифровой информационной среды" (digital media environment) для того, чтобы предоставлять пользователям цифровую информацию без нарушения авторских прав. А еще - и это вовсе не шутка! - Microsoft будет распространять компакты c программами AOL, в изобилии имеющиеся на всех мусорных свалках.
Обозреватели News.com считают, между прочим, что мирное соглашение станет началом официального конца истории Netscape. Война браузеров закончилась смертью победителя и торжеством Internet Explorer.

Небезопасность

По сообщению Runet.ru, ФСБ возьмет под контроль ситуацию, когда в Сети активно торгуют ответами на вопросы Единого госэкзамена. Если вспомнить историю утечки базы клиентов МТС, в которой тоже не обошлось без участия компетентных органов, то абитуриенты могут надеяться, что компакт-дииски с ответами на вопросы ЕГЭ уже в скором времени появятся в ларьках и на толкучках.

"Белый хакер", странствующий рыцарь от компьютерной безопасности Адриан Ламо нашел брешь в сайте страховой компании Cingular, ведущую прямо к персональным данным многочисленных клиентов фирмы. Он обнаружил, что к этим данным ведет незащищенная паролем страница, на которую можно попасть, просто введя в строку браузера ее адрес. О найденной уязвимости Ламо известил и компанию Cingular, и журнал Wired News.
Взлом сайта Cingular - еще одно перо на шляпе того, что забрался в базу The New Yоrk Times, внес изменения в новости Yahoo и не раз приводил к конфузу службы America Online. Ему неоднократно грозили судом, но ни один "показательный взлом" Ламо так и не закончился судебным иском - не в последнюю очередь из-за благой цели, преследуемой компьютерным Дон-Кихотом: указать на небрежность компаний в деле защиты данных. Кроме того, у экспертов по защите и мотивы, и сама деятельность Адриана Ламо встречает практически единогласное понимание и поддержку.
22-летний Ламо не имеет постоянного адреса. Он колесит по стране - то автобусом, то автостопом, но весну и лето проводит обычно в Калифорнии. А взломы, ставящие своей целью указать на недостатки защиты, он проводит с общественных терминалов.

Оптимисты снова утверждают, что при помощи ПО можно предотвратить кражу ПК. Или, по крайней мере, поймать вора. Софтверные компании Phoenix Technologies и Softex разрабатывают программу TheftGuard, которая встраивается в ПК на низком уровне и автоматически блокирует любую украденную машину, как только та подключится к интернету. TheftGuard поможет жертве разыскать злоумышленника, выходящего через краденую машину онлайн. Через сервис-провайдера будто бы можно будет засечь вора и обратиться в полицию. Программа устанавливается на ПО Phoenix Core Managed Environment, которое размещается во внутренней аппаратуре компьютера и частично на жестком диске, и всякий раз при подключении к Сети компьютер обращается к сайту TheftGuard. Если краденый компьютер выйдет в Сеть, жертва кражи может вывести ее из строя и стереть данные, а также определить IP-адрес, используемый злоумышленником, - или ничего не подозревавшим покупателем краденой машины. TheftGuard ловит даже тех воров, которые меняют жесткий диск компьютера! Технология основана на ПО FirstBIOS компании. Не сообщается, сколько компьютеров уже оборудовано чипом с этим продуктом.
Что-то подсказывает мне, что идея несостоятельна, - вспомним IMEI-идентификаторы мобильников, которые не помешали массовому воровству телефонов. Или взять серийные номера, что присваиваются процессорам и винчестерам. В принципе, их тоже можно использовать для онлайнового отлова воров. Но сколько для этого потребуется полицейских?

Цифровая культура в формате трамвайной перебранки: SCO, патенты, кряки

Сюжет "SCO Group против сообщества Linux" развивается по самому неожиданному сценарию. Напомню, что в марте SCO обвинила корпорацию IBM в том, что, передав часть кода UNIX сообществу Linux, та нарушила договоренность, раскрыла коммерческую тайну и нанесла ущерб SCO Group в миллиард долларов США.
Впрочем, на прошлой неделе Novell взорвала настоящую информационную бомбу, объявив, что SCO Group не так давно запрашивала Novell об уступке прав интеллектуальной собственности на UNIX, владельцем которой объявила себя впоследствии. И что копирайты на UNIX System V вовсе не принадлежат SCO Group, а являются собственностью Novell.
Комментируя все эти неприглядные события, Брюс Перенс говорит, что руководство SCO скорее всего знало, что дело не имеет перспективы и что кампания направлена вовсе не на IBM, а против сообщества Linux. Его правота отчасти подтверждается рекомендациями аналитиков, которые советуют воздержаться от внедрения решений на базе Linux до прояснения дел.

Пытаясь разобраться в этой дичайшей ситуации, Майк Элган пришел к выводу, что уменьшающиеся возможности корпоративного рынка (решительно экономящего на инфотехнологиях) плюс проигрыш на рынке, финансируемом из госбюджета, привели Microsoft к мысли о выпуске собственной версии Linux - возможно, Windows-совместимой. Именно этим Элган объясняет покупку Microsoft лицензии на UNIX от SCO.

Попытка SCO Group настолько показательна, что, честное слово, ни один сторонник открытого программного обеспечения не додумался бы до лучшей стратегии, чтобы показать порочность ситуации с патентованием ПО. Угроза инновациям - не единственная, которую несет расширение области патентования на ПО. Оно делает потенциальными преступниками всех прикосновенных к созданию программ.
Криминализация программирования? Именно так! В дискуссиях на вебе уже не раз звучало мнение, что от обвинения в нарушении чужого патента не застрахован никто, так как многие проблемы решаются единственным способом. Кто гарантирует, что самостоятельно найденная и реализованная идея не защищена патентом, - особенно, если учесть то, что ряд проблем имеет единственное решение? Уже звучат предложения основать какую-нибудь Open Source Patent Association, фонд для юридической защиты программистов, и активно в него жертвовать. Нанести, так сказать, упреждающий удар.
Но стоит ли овчинка выделки, спрашивают скептики, если извращенность системы патентования такова, что сегодня иск о нарушении прав интеллектуальной собственности угрожает даже автору Linux Линусу Торвалдсу? К тому же, вздыхают другие, большим корпорациям патентование ПО несет много выгод. А если вашу разработку найдут достаточно ценной, то не пожалеют времени, денег и адвокатов, чтобы добиться признания вашего патента недействительным.

Но цифровая культура в значительной ее части базируется не только на идеях, но и на возможностях обычного паяльника. Модифицированные чипы расширили зону хакерской этики на "железо". "Кряки" стандартных технологий позволяют расширять игровой (и не только) опыт. Одержимые фэны мод-чипов жаждут помериться умениями с разработчиками игр и ограничений - и лезут туда, где их вовсе не ждут. Мод-чипы - это серьезнее, чем увлечение играми. Всемирное хакерское сообщество, объявившее целью запустить Linux на Xbox, объявило войну попыткам Microsoft блокировать развитие альтернативных операционных систем. По мнению Энди Грина, соучредителя Xbox Linux Project, ставящего целью запуск Linux на игровой консоли, Xbox - вовсе не игровая консоль, а компьютер, предназначенный только под Windows, - а техника, имеющая такую узкую специализацию, опасна тем, что угрожает самой идее универсальности, которая и принесла миру массовую компьютеризацию. Майкл Робертсон, глава Lindows.com и разработчик Linux версии по имени Lindows, назначил приз 200000 $ тому, кто первым запустит Linux на Xbox. Индустрия игр утверждает, что теряет из-за мод-чипов 3 млрд. долл. в год. Именно поэтому святая троица от гейм-бизнеса - Microsoft, Sony и Nintendo - выкатывает иски любому, кто связан с производством и продажей проклятых железок, - от Дэвида Рокки, получившего тюремный срок за распространение мод-чипов, до гонконгского гиганта, дистрибьютора Lik Sang. Такая вот игра на раздевание, причем проигравший (сказать вам, кто?) каждый раз остается без порток.

Рекламно-текстовая пауза

Исследование Advertising.com рекомендует попапы как одну из самых креативных технологий и настаивает на том, что всплывающие окна отлично работают и что крест на них ставить рано. Непонятно, кто же придумывает блокировку этих милых чудес, всего-навсего отвлекающих внимание, время и ресурсы? Потребителю мешают восхищаться полетом рекламной мысли и наперебой придумывают способы избавиться от забот о его же, потребителя, досуге и кармане. А самые узколобые, вконец раздраженные попытками завладеть их мыслями, ввели в набирающие популярность браузеры Opera и Mozilla возможность вырезать прелестные картинки, автоматически переключающие и внимание, и активное окно пользователя на тысячи возможностей легко и без проблем потратить деньги. Они же, эти противники свободной торговли, придумали CrazyBrowser, разные вырезалки и прочую чертовщину, которую не раз пытались назвать жульничеством.
Рекламную отрасль спасает только то, что Internet Explorer, самый популярный браузер во всем мире, таких возможностей не имеет, - но, может, он сам скоро обзаведется встроенным рекламным блоком? Логика развития событий ведет прямехонько туда же, куда она привела ICQ.
Но ярким цветным картинкам, подсказывающих пользователю, чего он, собственно, должен хотеть, всерьез угрожает разброд в рядах рекламодателей. Оказывается, потребитель настолько заворожен текстовой рекламой, что в лагерь Text Ads перебегает один рекламодатель за другим, - вот и Economist вскочил в этот вагон, утверждая, что попапы обречены как жанр и что потребитель не любит раздражающих надоедал. Диагноз, поставленный отрасли авторитетным изданием, таков: пытаясь применить старые правила игры в обновившейся среде, интернет-реклама попала в ту же ситуацию, что и музыкальная отрасль, воюющая с потребителем.
(Разумеется, крохотным шедеврам, вроде этого, наступление текстовой рекламы не угрожает ничем. На вебе хватит места всему, что талантливо и ново.)

Нелегкий почтовый бизнес

Занятые в "нигерийском бизнесе" (и в любом виде спама) приглашаются на Третью годичную конференцию по нигерийским письмам. Сайт конференции уверяет, что это превосходная возможность встретить выдающихся коллег, изучить новые методы маркетинга и потратить деньги, заработанные тяжким спаммерским трудом. Отмечается, что приглашение посетить эту конференцию - признак самой высокой степени доверия, так как все ее участники заинтересованы в безопасности и конфиденциальности.
Зарегистрировавшись (заполнить и отправить факсом форму с номером вашего счета, личными данными и номерами телефонов) и уплатив небольшую сумму - всего 995 долларов! - участник конференции тем самым инвестирует в будущее, основанное на современных технологиях и знании человеческой природы. Темы конференции: "Проблемы эффективности использования заглавных букв", "10 миллионов электронных писем в день - много это или мало?", "Международные банковские операции", "Оптимальное число грамматических ошибок в письме" и много другого. Устроители уверяют, что участие в конференции стопроцентно безопасно и не связано ни с какими рисками.

Если вы не удовлетворены размерами своего спама, не отчаивайтесь, а следуйте десяти несложным правилам, которые публикует Yahoo.
Итак, как увеличить свой спам?

  • поместите свой электронный адрес на сайт с высокой посещаемостью;
  • участвуйте в почтовых рассылках - результат появится немедленно, после первого же отосланного вами сообщения;
  • отправьте сообщение в любую из ньюсгрупп на вебе;
  • зарегистрируйтесь на сайте, который продает данные пользователей всем желающим - как правило, спаммерам;
  • подпишитесь на доступ к порносайту;
  • ответьте на письмо спаммера - хоть парой слов;
  • используйте корпоративный адрес вида vasya@company.com;
  • зарегистрируйте домен;
  • назовите свой адрес в чате;
  • оставьте свой адрес на любом веб-форуме.
    Следуя этим простым советам, вы легко добьетесь успеха и приобретете популярность у спаммеров всего мира.

    И еще

    Первое, что приходит на ум при чтении длинной восторженной статьи TheRegister о Turbo10, - что, еще один механизм метапоиска?
    Не совсем так, конечно. Turbo10 позиционирует себя как поисковик будущего, - первую систему автоматизированного поиска по недоступным обычным искалкам специализированным базам данных, - университетских, библиотечных, бизнес-ассоциаций, правительственных и ведомственных. Все это названо "поиском в Глубокой Сети (Deep Net)". Пользователь сам составляет и редактирует "коллекцию" - список (или несколько списков) желательных к использованию поисковиков. По мнению автора статьи, Turbo10 вскоре составит серьезную конкуренцию Google - и, ожидая возмущения поклонников поисковика-номер-один, напоминает им, что Google все же обычная компания, а вовсе не веб-функция ООН.
    Я не могу разделить восхищения TheRegister по весьма простой причине: поиск на Turbo10 не работает вот уже второй день, а на заглавной странице компания просит прощения и деликатно напоминает, что это всего-лишь бета. Извините. Заходите еще.

    * * *

    Юрист патентного отдела корпорации Case (трактора и запчасти) направил одному из участников форума Homesteadingtoday.com письмо, где возражал против использования в форуме никнейма Case580D, ссылаясь на то, что имя компании защищено торговой маркой и логотипом. Нарушителю торговой марки письмо предлагало не вступать в противоречие с законом и выбрать себе иную аватару. Далее перечислялись грехи, допущенные присвоившим себе имечко Case580D: нарушение торговой марки, фальсификация продукта и обман посредством рекламы.
    Обвиняемый сочинил достойный ответ и выложил переписку на форуме, из милосердия скрыв электронный адрес отправителя дивного послания.

    * * *

    AOL предложила пользователям программу Waste для обмена файлами. Приложение позволяет создавать частные пиринговые сети и включает в себя собможность обмена сообщениями. Все очень похоже на Kazaa и покойный Napster - за исключением того, что создаваемая на основе Waste пиринговая сеть не должна состоять более чем из 50 участников.

    * * *

    В начале двадцатого века люди со смехом отвернулись от викторианских ценностей. К середине века к ним стали пристально присматриваться, а к концу столетия викторианская эпоха стала восприниматься с восхищением: как период расцвета литературы и искусства, как пример стилевой цельности, - словом, как ушедший "золотой век". Культура викторианской эпохи занимает все больше умов. Викторианцами восхищаются, о них пишут эссе и романы, снимают фильмы, а из превосходного фантастического романа Нила Стивенсона "Алмазный век" следует, что в будущем мир вернется к викторианским ценностям - по крайней мере, лучшая часть этого мира. Сайт "The Victorian Emporium" рассказывает об образе жизни и обществе эпохи правления королевы Виктории, а особенно много внимания уделяет вопросам установившихся в те годы ритуалов, этикета и церемоний.
    Что это за оффтопик, спросите вы, и при чем тут викторианство? Но ведь Сеть существовала уже тогда - просто называлась она "телеграф".