Русский Журнал
/ Net-культура / Невод www.russ.ru/netcult/nevod/20030714.html |
Невод и т.д. Выпуск 143 Обзор текущих сетевых событий и публикаций Татьяна Данилова Дата публикации: 14 Июля 2003 Сколько можно о строках кода, о мегабайтах траффика да о проводках-железках?! Пора и о душе подумать. Помолиться. Ах, времени нет?! Но о стиснутой цейтнотом человеческой душе позаботились на сайте "Светильник", где предлагают молиться и исповедаться, заполнив соответствующие веб-формы. Богатый выбор опций дает пользователю совершить обычную исповедь (кнопка "Отправить служителям") или довериться только богу (кнопка "Только Богу"). А со страниц Молитва.ру предлагают возносить молитвы через почтовую рассылку и напоминают, что отправить молитвенные нужды можно также с помощью сотового телефона с поддержкой WAP. Потребности духа, однако, не исчерпываются молитвой и исповедью. Поэтому на прелестной странице "Софт-твари" любой может ознакомиться с новостями истинно христианского софта. Возьмем, к примеру, BibleQuote 4.5 - это настоящий комбайн, многотомная библиотека, целая компьютерная семинария по изучению Священного Писания. В небольшой программе найдутcя Номера Стронга, еврейский и греческий тексты Писания, богатая коллекция подключаемых библейских словарей и комментариев. По одному мышиному щелчку на слове или цитате выводится ворох переводов, параллельных мест, толкований и комментариев. При желании можно подключить много новых модулей - от толкования блаженного Феофилакта на Новый Завет, Славянской Библии и Книги Правил до толковых словарей Даля и Ожегова. Разумеется, все снабжено универсальной системой поиска. Событие Рунета номер один: на месте привычного "Яндекс Новости" возник абсолютно новый сервис. Его идея, несомненно, заимствована у Google News, но при внешнем сходстве есть и существенные отличия. Впрочем, по порядку.
Участники недавней встречи тяжеловесов IT-бизнеса, устроенной The Wall Street Journal, были удивлены тем, что устроители не позаботились о беспроводном интернет-доступе. Но сделано это было намеренно. И вот почему.
Мультимедийные телефоны с фото- или видеокамерами становятся все популярней, а в странах Юго-Восточной Азии они стали просто хитом - правда, отдельные несознательные владельцы книжных лавок жалуются на "цифровые кражи", от которых страдают их доходы. Дело в том, что владелец фототелефона, пролистывая журнал или книжку, записывает его странички в память телефона - и затем бесплатно читает их с домашнего компьютера. А на некоторых предприятиях работникам предлагают заклеивать телефонные объективы кусочками пластика, чтобы исключить возможность промышленного шпионажа. Даже третий в мире производитель мобильных телефонов со встроенной видеокамерой, Samsung Electronics запрещает своим работникам использовать эти опасные устройства! В США и Европе запрет на пользование мультимедийными телефонами стал правилом в спортивных клубах и танцклассах - люди боятся быть сфотографированными, скажем, в душевой. И в общественных сортирах... но тут моя муза умолкает.
Как видим, чем дальше мир углубляется в визуальные леса, тем изощренней становятся партизаны. А что там со старыми, добрыми буковками? А все то же: в мире слов становится совсем тесно. Всего 20 лет назад гибсоновский герой продавал компаниям "проверенные слова" для названий продуктов, и покупатель был уверен: купленное слово ни на одном из существующих языков не звучит непристойно и не означает какой-нибудь нелепицы. В сегодняшнем реальном мире подобный бизнес уже через пять минут был бы похоронен под лавинами юридической переписки. Никто не удивляется запретам, наложенным на слова и даже на целые фразы, - запретам, вытекающим из регистрации домена, торговой марки, фирменного слогана и прочего. В начале года только ленивый не прошелся по неудовольствию Google глаголом to google, прижившимся в бытовой речи. А сегодня компания Hormel Foods, знаменитая своим колбасным фаршем Spam, подает иск против софтверной фирмы Spam Arrest и заодно требует заставить всех писать слово "спам" с маленькой буквы - а также запретить изданиям использовать картинку их продукта для обозначения почтового мусора. (Вам это ничего не напоминает? Во времена "парада суверенитетов" национальные элиты пытались диктовать что-то такое русскому языку и правописанию - впрочем, не помню, забылось, как детский "абстрактный анекдот".) А еще слова тормозят технический прогресс. Потому что мудреные выражения в инструкциях к новой технике, оказывается, отпугивают потребителей! Из наблюдений потребительской службы AMD сделан ошеломляющий вывод: технологическая отрасль и прогресс находятся под угрозой из-за невежественных потребителей, не понимающих язык, которым пишутся инструкции к технике! Мол, не зная, что такое MP3 и Bluetooth, "мегагерц" и DVR, потребитель решает погодить с приобретениями - и старательно разработанная, упорно продвигаемая на рынок новая цифровая камера остается некупленной из-за того, что многие сомневаются в своей способности разобраться и прочесть мануал. Так вот отчего, оказывается, падают продажи! Вот истинная причина застоя отрасли - техническое невежество покупателей, а вовсе не насыщенность рынка! Не будь круг авторов технических руководств так узок, не будь они страшно далеки от народа, - разве посмел бы потребитель задуматься над вопросом: "А оно мне надо - все эти новые примочки?" В Британии, как всегда, посмеиваются над французами. А особенно над французской языковой Комиссией, решившей, что все термины Сети должны иметь французские аналоги. Комиссия напомнила французам, что в Сети они должны пользоваться исключительно родным языком - то есть электронную почту нужно звать courriel, веб по-французски будет la Toile, а спам, значит, arroser - ау, Hormel Foods! Обидно, друзья, - все же лето, цветочки, солнышко и какое-никакое тепло, - а редакция News.com разразилась длиннющей статьей, где обсуждается наболевшее, животрепещущее: таки не нарушает ли Google cash авторское право? Короче, если проблемы нет и никто не протестует против использования гуглевского кэша, то ее, проблему, неплохо бы создать - хотя бы и на пустом месте.
Компьюлента публикует изложение интервью Линуса Торвальдса газете The Mercury News. Торвальдс считает, что в желании SCO Group защитить свою интеллектуальную собственность нет ничего неестественного и что сегодня речь идет только о нарушении компанией IBM контрактных обязательств, что не имеет отношения ни к Linux, ни к Торвальдсу лично. По его мнению, иск SCO к IBM не выходит за рамки проблем бизнеса. Торвальдс, однако, сожалеет о том, что SCO переходит на личности и критикует его отношение к праву интеллектуальной собственности. Варезные сайты, исключенные из каталогов Mail.ru и Rambler.ru, в знак протеста заменяют кнопку счетчика Mail.ru на такую же - только перечеркнутую. Звучат призывы забить на ханжей-папиков и создать альтернативный Рунет, - в том числе: службы рассылок, каталога, счетчиков и всего прочего, что сегодня находится в загребущих руках "денежных мешков" и в угоду владельцам искажает картину мира. Открылся сервис и электронный журнал Спамтест. Сервис занимается проверкой и разметкой электронной почты, а в журнале можно узнать все новости с фронтов антиспаммерских войн всего мира. А еще стало известно, что план проекта (это не тавтология!) антиспаммерского закона готовится силами рабочей группы российских представителей комитета ЮНЕСКО "Информация для всех". В поддержку закона - неофициально - высказались представители всех партий, представленных в Думе. Заработал сайт проекта, названного "Антиспам", а на его форум приглашаются все заинтересованные стороны. The Guardian сдается: онлайновое издание, долго избегавшее введения платы за пользование контентом, одним из последних в Британии переходит на новую бизнес-модель - всячески подчеркивая, впрочем, что его архивы останутся бесплатными для всех. Платными отныне станут почтовые рассылки, кроссворды и свободная от рекламы версия. Морской мусор Сайт The French Flash Festival представляет франкоязычные ресурсы вроде сюрного Rolitoland, звуковых экспериментов на Audiogame, изумительного Plok!, странного и чудесного Incorect - впрочем, мне не перечислить всего, что есть на сайте. Сайт, посвященный Америке 30-х - люди, атмосфера, СМИ, фильмы, книги и прочее. Знаменитый рекламный ролик "Хонды" удостоился довольно смешной пародии. |