Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20031026.html

Невод и т.д. Выпуск 155
Татьяна Данилова

Дата публикации:  26 Октября 2003

Заработала Великая Амазонская библиотека: Amazon.com открыла полнотекстовой поиск по книгам, открытый всякому, кто предоставит информацию о своей кредитной карточке. В базе данных поисковика содержатся отсканированные тексты свыше 120 тысяч книг, - более 30 млн. страниц. Это немного, если припомнить многомиллионный список изданий, предлагаемых к продаже с Amazon. Но база непрерывно пополняется. В принципе книжный архив является закрытым, к полному тексту книг доступа нет, и ознакомиться можно лишь с отдельными страницами и только тех изданий, что имеются в продаже.

Удивительно, что в наше время, когда книги пишутся на компьютерах, архивируются на компьютерные носители и отсылаются издателям по электронной почте, когда типографии используют компьютерный набор, все тома библиотеки Amazon для получения текстового файла пришлось пропускать через сканер. Для этого книги рассылали в страны, где труд дешев, - в Индию или, скажем, на Филиппины, где этим вручную занимались сотни работников.

Помимо технологических задач требовалось решить проблему - да-да, вы догадались верно, проблему авторского права, принадлежащего десяткам тысяч авторов и издателей. Напомним, что ограничения, налагаемые на публикаторов авторским правом, привели к тому, что в деле создания цифровой библиотеки Amazon далеко опередила всех - в том числе и финансируемый фондом Карнеги - Меллона Million Book Project, который буксует именно из-за существования копирайта.

Элегантное решение проблемы авторских прав, найденное Джеффом Безосом, заключается в том, что он просто-напросто отрицает создание электронной библиотеки! (И в какой-то мере это правда, - ведь амазонская искалка не позволяет прочесть книгу страница за страницей. Утверждают, что не существует способа загрузить книгу целиком или хотя бы собрать все ее страницы по одной. Кроме того, число страниц, которое позволено просмотреть пользователю за месяц, весьма ограничено. И еще одно ограничение: больше 20% страниц любой книги не сможет просмотреть никто.)

Брюстер Каль, сотрудник Internetarchive.org, считает, что "амазонская библиотека" плюс способ, изобретенный Безосом, чтобы красиво обойти проблему копирайта, даст вторую жизнь тысячам забытых и невостребованных читателем книг, - Каль называет их "сиротками", - о существовании которых зачастую никто и не подозревал. Появление неоцененных, "недораскрученных", забытых книг в таблице результатов поиска дает им шанс на новую жизнь.

Говорят, что найденное решение потребует перестроить чуть ли не весь издательский бизнес. Ведь "средство Безоса" перемещает центр тяжести от книгоиздателя к тому, кто делает книгу доступной, а библиографическая информация приобретает совсем иную цену.

Нельзя сказать, что Amazon - первая компания, которая предлагает поиск по текстам продаваемых книг. Тим O'Рейлли делает это уже давно: по книгам издательства O'Reilly можно вести поиск с помощью программы Safari. (Что до самого O'Рейлли, то он пока не собирается присоединяться к программе Amazon и считает, что если Безос собирается строить искалку по всему книжному богатству мира, то издатели должны хорошенько обдумать все выгоды и потери, которые несет этот проект.)

Отклика держателей авторского права ждать долго не пришлось. Уже через несколько дней после открытия сервиса Гильдия авторов (США) резко выступила против соглашения издателей с Amazon. В письме Гильдии указывается, что искалка позволяет прочесть и распечатать подряд более ста страниц книги, и что издатели, заключившие соглашение с Amazon о продвижении книг с помощью поискового сервиса, не имели на это никакого права. Ни число продаж, ни тиражи Гильдию, по-видимому, не волнуют: известно, что распечатанный на принтере бестселлер обойдется в несколько раз дороже книги, а те, кому из всей книги нужна лишь пара страниц, все равно не станут покупать их, а направят стопы к библиотечному копиру. Не похоже, однако, что издателям или Amazon придется доказывать законность нового сервиса в суде: ведь юридическая сторона стандартного договора автора с издательством, как правило, отполирована до такого блеска, что подкопаться под него достаточно трудно.

Заметим еще вот что: осенью Amazon объявила о создании компании, ориентированной на поиск для электронной торговли под названием A9.com. Странное название - "А" и девятка, "А" и девять других букв - содержат намек на Alexandria. То есть на Алекандрийскую библиотеку.
Google об A9.com пока ничего не знает.

Вначале о том, что известно всем: лицензионные соглашения с конечным пользователем (EULA), которые входят в поставку программы, скучны, длинны, мало кем читаемы и содержат разного рода ограничения, которыми собственник программы загоняет пользователя в удобные ему рамочки. Некоторые из EULA бывают весьма забавны: известны примеры, когда компании включают в них запрет предъявлять какие-либо иски к самим себе и отказ от возмещения убытков, понесенных вследствие работы с программой. Производители материальных благ до сих пор не догадывались навязать юзеру лицензионное соглашение об использовании своих продуктов, упустив богатую идею. Подумайте сами, ведь порой находятся такие, что размалывают перец в не предназначенной для этого кофемолке, используют стул, чтобы припереть не закрывающуюся дверь, - словом, всячески нарушают условия пользования, по умолчанию заложенные производителем в продукт. Но этой вольнице, кажется, приходит конец. Stots Corporation, небольшая компания по производству инструментов для работы по дереву, решила отстоять свои права и включила в комплект поставки одного из инструментов лицензионное соглашение. В соглашении сказано, что компания не продает инструмент (шаблон для работы по дереву), а лицензирует его использование. Покупатель же не имеет права перепродавать шаблон либо его копии, изготовленные самостоятельно.

Каких только путей не избирает истина! На основании Акта о свободе информации телеканал Sci-Fi Channel пытается судом добиться у NASA доступа к документам о случае наблюдения НЛО к Кесксберге (Пенсильвания). Следующие в списке Sci-Fi Channel - Минобороны США, армия и ВВС, скрывающие документы по этой увлекательной теме. Многие, однако, относятся к гипотезе о существовании этих документов достаточно скептически и вопрошают: разве военные ведомства стали бы скрывать то, что позволило бы удвоить их бюджет? Другие замечают, что подобными процессами телеканал, посвященный научной фантастике, может подпилить сук, на котором так удобно сидеть. Ведь если истории об инопланетянах окажутся правдой, название Sci-Fi придется сменить на SciFact.

О первичном размещении акций Google говорят, как о деле, уже решенном. Картинка, рисуемая перепечатанной всем миром статьей Financial Times, примерно такова: компания оценена в скромную сумму от 15 до 16 млрд.долларов (сравним с 26 миллиардами Yahoo и 22 миллиардами Amazon). Действо, которого ждет заскучавший было фондовый рынок, состоится в начале следующего года. Продажу акций предполагают организовать в электронной форме по принципу "голландского аукциона", в ходе которого вначале объявляется самая высокая цена на продаваемый товар, а затем ставки снижаются до той, на которую согласится первый покупатель. Говорят, что финансовые бароны пытаются отговорить Google от голландского аукциона. Объясняется это тем, что при первичном размещении акций их цена, как правило, занижается посредниками, снимающими сливки с операций на вторичном рынке. Голландский аукцион же, помимо того, что он сразу выявляет истинную стоимость акций, оставляет у бедных финансистов впечатление, что ложку пронесли мимо их рта.
Пресс-служба Google, как водится, отказывается от комментариев. (Кажется, отказываться от комментариев - это ее основная задача).
Мало кого волнуют страдания несчастных деятелей фондового рынка, соскучившихся по ликвидным ценным бумагам. Гораздо интересней звучат вопросы, задаваемые ими на междусобойчиках: что случилось? Неужели слова о нежелании становиться публичной компанией, которые Брин, Пейдж и примкнувший к ним Эрик Шмидт повторяли последние полтора года, - всего лишь элемент многоходовки, разыгранной с целью подогреть рынок? И что за нужда в таком масштабном привлечении капитала, - неужели только страсть к рекорду? Всего год назад, да и поздней боссы Google подчеркивали, что не рвутся стать публичной компанией, чтобы сохранить право на самостоятельные решения, и - еще одна причина! - потому что их предприятие не нуждается в инвестициях. Отчего же потребовалось денежное вливание такого масштаба? Что это за проект? Частная экспедиция на Марс? Попытка запихнуть в свои базы все генерируемые в мире биты? Тот самый поиск, не привязанный к компьютеру и Сети, о котором говорил в недавнем интервью Крейг Сильверстайн?
Каковы бы ни были мотивы решения владельцев Google, нам, возможно, предстоит стать свидетелями захватывающего зрелища - или игры? - с сюжетом "как стать миллиардером". Голландский аукцион - это очень, очень азартная схватка.

Сайт замечательного художника комиксов Скотта Адамса Dilbert.com провел Второй ежегодный абсолютно ненаучный опрос, выявляющий проныр, ловкачей и пройдох на всех уровнях общественной жизни. В опросе приняли участие 36 тысяч поклонников офисного недотепы Дилберта. По результатам опроса публикуются названия самых пройдошистых учреждений и корпораций, страны-ловкачи, имена политиков-проныр и примеры профессий, способствующих развитию этого качества. Здесь есть и примеры поступков типичного проныры, пройдохи и пролазы: к ним отнесли, между прочим, проклятия в адрес фастфудовок, якобы способствующих ожирению, вождение "хаммеров" и пользование мобильными телефонами в ресторанах.

Однако времена нынче нервные: интерес 12-летнего школьника к важному объекту инфраструктуры привлек пристальное внимание ФБР. Мальчик выбрал темой реферата знаменитый мост-дамбу через Чесапикский залив и начал собирать в Сети всю нужную ему информацию. Его интересовало многое: когда был построен мост и кем, столько стали ушло на строительство и сколько - бетона. И так далее. Учитель уверил мальчика, что на интересующие его вопросы можно получить ответ на посвященном мосту сайте (ради Бога, осторожней! Не надо жать на ссылку!) и на страничке мэрилендского строительного Департамента. Вопросы школьника вызвали столько подозрений, что к делу подключилось антитеррористическое подразделение ФБР. К тому же, регистрируясь на этих ресурсах, мальчик назвался Джоном Мак-Лейном - именем героя "Крепкого орешка". Школьника выследили по письмам, где он задавал подозрительные вопросы, и в один прекрасный день маму, заехавшую за сыном, возле школы ждали агенты ФБР. Они, конечно, убедились, что интерес, проявленный к мосту, исходит вовсе не от злоумышленника, и затем рассказали, что тревогу подняли сами власти штата, испугавшись внезапного внимания к стратегическому объекту, который, между прочим, известен всему миру по фильмам о борьбе отважных героев с террористами.

IDA Open Source публикует практические рекомендации по переходу на офисное ПО с открытым кодом. Адресованы они правительственным и частным организациям стран Евросоюза. При составлении рекомендаций исходили прежде всего из практического опыта тех, кто уже сделал такой шаг. Очень важно, что начинающему пользователю дают совет осваивать компьютер именно на открытом ПО, - учиться всегда проще, чем переучиваться.

Морской мусор

Во всем разнообразии поминутно плодящихся тематических веблогов мое внимание привлек Мisbehaving.net - блог о женщинах технологической индустрии. Название (misbehavе означает плохое, аномальное поведение) должно, по-видимому, означать, что дамы рассматривают себя как некое отклонение от нормы.

AnimWatch.com - ежемесячник, посвященный обозрениям независимой анимации.
Еще один ресурс, на этот раз для настоящих любителей, которых здесь знакомят с техникой рисунка манги и аниме . И, наконец, фэнсаб, - страничка, где собрано все необходимое для любительского перевода субтитров к аниме.

Кроме разного рода концепт-каров, на сайте Car Design News замечен репортаж с Tokyo Motor Show 2003.

Восхитительно смешной шрифт под названием Capitalis Pirata (корпоративные, стало быть, пираты) разработан совсем недавно и состоит из букв, используемых в логотипах известных брендов. Загрузить его можно здесь.
А можно всмотреться в алфавит самой природы.

Острые умы идут нетрадиционными путями и порой приходят к парадоксальным выводам о том, к примеру, что Москва - это на самом деле Париж (истинность высказывания подтверждается топографическими картами).