Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20031124.html

Невод и т.д. Выпуск 159
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  24 Ноября 2003

Cочтя, что интерес публики к спору о законности ОС Linux ослабевает, руководители SCO заявили, что наймут телохранителей. Ввиду угроз в свой адрес. Угрозы же якобы посыпались после того, как SCO Group начала стращать судебными исками всех пользователей Linux. Предположительно в первую очередь жалобы будут поданы против полутора тысяч компаний, использующих эту ОС в бизнес-решениях.
Шантаж? Конечно. Но главное, для чего костер свары обильно поливают такого рода бензинчиком, - рост биржевых котировок. Ведь SCO - компания публичная, несмотря на то, что своих серьезных разработок у нее нет. Фактически, по мнению многих экспертов, компания представляет собой труп. Тем не менее, последствия скандального похода против Linux налицо: акции SCO растут в цене. Объявляя о готовящейся акции шантажа, глава SCO заявил, что юридическая ответственность пользователя предусмотрена в GPL, под которой распространяется Linux. Вот это уже любопытно: в иске к IBM говорится, что GPL незаконна и тем самым недействительна, а потому - платите нам деньги. А на этой неделе оказалось, что для выставления денежных требований к пользователям GPL достаточно хороша.
Самоубийственные, казалось бы, ходы SCO расшифровываются весьма просто: в случае выигрыша адвокатская фирма, представляющая истца, получает 20% суммы иска. Если же IBM пойдет на минимизацию затрат и, не дожидаясь суда, купит SCO Group, то юристам достанутся все те же 20% суммы сделки. Соглашение с юристами 18 ноября было дополнено: теперь адвокаты получат ко всему прочему еще и 400 тыс. акций плюс миллион долларов. Так что игру ведет не столько SCO Group, сколько юридическая контора Schiller & Flexner. Это и есть тот хвост, который виляет собакой. По мнению многих, слияние с IBM и есть, собственно, стратегическая цель затеянного SCO процесса.
Тех, кто, противостоя претензиям SCO, желал бы довести процесс до конца, очень мало. Ведь его исход непредсказуем, и случись SCO выиграть, это означало бы, что виновными окажутся огромное число компаний и конечных пользователей. Не говоря уже о правительствах тех стран, что отказались от использования продуктов Microsoft в госучреждениях. Все это означало бы крах Linux. Но в такой исход мало кто верит: к примеру, корпорация Sun только что подрядилась поставить в Китай двести миллионов Linux-компьютеров.

На MSN-сайтах Британии, Испании, Франции и Италии тестируется бета новостного сервиса MSN Newsbot. Здесь собраны разделенные тематически заголовки новостей из четырех тысяч источников. Поисковый алгоритм разработан, как сказано в FAQ, самой компанией. Место новости на странице определяется по числу просмотров сообщения и времени ее публикации. На первой странице замечена текстовая реклама (от Overture). Главное отличие от Google News в том, что сервис персонализирован, причем персонализация происходит автоматически: вам начинают показывать новости, сходные по тематике с теми, что вы просматриваете чаще всего.

Снабженцы графства Лос-Анджелес просят производителей компьютеров не использовать садомазохистскую лексику. Рабочая среда, по мнению чиновников графства Лос-Анджелес, должна быть свободна от любых элементов дискриминации и двусмыслицы. К примеру, отмечается в письме, разосланном производителям компьютерной техники, первичные и вторичные источники данных называются Master/ Slave. Это совершенно неприемлемо, так как политика графства Лос-Анджелес основывается на тактичном поощрении культурного разнообразия. От производителей компьютерного оборудования и подрядчиков ожидают понимания и шагов навстречу, а также удаления или смены маркировки, которая может трактоваться как оскорбительная или дискриминирующая. Вообще же поставляемое графству оборудование не должно содержать клеветнических и непристойных картинок, текстов и названий. (Между строк письма читаем: иначе контрактов на поставку оборудования вам не видать как своих ушей.)
Боже милосердный, неужели даже разъемы типа "папа" и "мама" отныне придется называть по-другому? Мама-мама, что мы будем делать? Мама-мама, как мы будем жить?

Корпорация AT&T выправила патент на технологии подавления антиспаммерского программного обеспечения. Возможно, цель этого шага - сделать так, чтобы патент не достался представителям спам-бизнеса. Кроме того, тот, кто попытается обойти спам-фильтры, может быть немедленно обвинен в нарушении патента - а последствия такого обвинения стоят очень дорого, миллионы долларов.
Любопытным образом патент вовсе не содержит описания оригинального изобретения. Более того, в нем не упомянуто, о каких техниках, собственно говоря, идет речь. Высказанные по поводу этого патента мнения я бы разделила на две группы. Одни считают, что Демартамент патентов и авторского права США окончательно перестал ловить мышей и покрывает защитой патента все, что изложено невнятным техническим жаргоном, - будь то сказка о Красной Шапочке или описание мышеловки. Другие в самом факте патентования видят попытку AT&T подмять под себя антиспаммерские технологии. Вот это последнее вызывает тревогу. Оставив в стороне страшилку монополизма, задумаемся вот над чем. Дело в том, что порой почтовые серверы администрируют люди весьма оригинальных взглядов. В стремлении побороть чуму спама такие админы порой фильтруют почту таким образом, что она попросту перестает доходить до получателя. Иногда создается впечатление, что, рубя головы гидре спама, почтовики в отчаянии готовы на все - даже на отключение собственно РОР3, что является, как известно, стопроцентно гарантированным способом защититься от электронного мусора. Поэтому, чтобы обогнуть спам-фильтры и пропихнуть письмо, приходится пробовать различные форматы текста, запихивать в тело письма то, что первоначально замышлялось переслать во вложении, - и так далее. Теперь же получается, что такими действиями мы нарушаем чей-то там патент? Это что же творится, граждане?!

Иной раз среди вороха электронного мусора высвечивается ликующий заголовок: "Кто ходит в гости по утрам? СПАМ!" или исполненное серьезности "Снимем порчу с вашего компьютера". Но шутников среди спаммеров мало. Как правило, это люди серьезные. И серьезней всех - мошенники, обманщики, ворье всех родов и расцветок. Короче, преступники.
Эксперты Secure Science Corporation опубликовали анализ действий банды спаммеров, охотящихся на клиентов солидных компаний вроде Citibank, Wells Fargo, Halifax Bank, eBay и Yahoo. Выложенная в SecurityFocus статья содержит подробный анализ писем, рассылаемых мошенниками с целью выманить у жертвы идентификационные данные их кредитных карточек. А техника их такова: получатель - клиент одной из этих корпораций - видит письмо, где предлагается нажать ссылку на одну из страниц сайта компании - якобы для проверки идентификации почтового адреса. Нажав на ссылку, жертва попадает на сайт, очень похожий на настоящий корпоративный ресурс - а на его машину подсаживается троянская программа. Она генерирует всплывающие окна, куда предлагается ввести номер кредитной карточки и PIN. Дальнейшее не требует объяснений.
Аналитическая работа, которую провели "белые хакеры" Secure Science Corporation, позволила выявить кое-какую информацию о преступниках. Но разработкой и захватом преступной группы должна заниматься, конечно же, полиция. Не хакерское это, знаете ли, дело.
А с настоящими сложностями группа из Secure Science Corporation столкнулась, попытавшись предупредить корпорации о том, что их клиенты находятся под угрозой и что, используя в дизайне веб-сервисов "всплывающие окна" для ввода ценной информации, компания тем самым подвергает опасности собственную клиентуру. Ведь всплывающее окно не имеет веб-адреса, худо-бедно удостоверяющего его подлинность, и этим значительно облегчается задача интернет-вора, крадущего номера и коды кредитных карт. - Все это экспертная группа изложила в письме руководству Citibank с предложениями о повышении безопасности клиентов компании. Однако никакой реакции не последовало. Лишь после нескольких попыток прорваться сквозь корпоративные заслоны группа получила отписку, в котором всю информацию предлагалось оставить в телефонном центре клиентской поддержки. При этом письмо пестрело ошибками, а телефонный номер, по которому предлагалось звонить, оказался неверным. "Белые хакеры" насторожились. Да и кто бы не насторожился? Послание из Citibank во многом походило на спаммерскую писульку - куча ошибок, ложные данные плюс предложение сообщать о попытках мошенничества на адрес бесплатной веб-почты. Вдобавок к этому выяснилось, что письмо подписано именем человека, уволившегося несколько месяцев назад! Тщательно изучив письмо, эксперты признали его подлинность. Вывод о том, что преступник засел в лос-анджелесском Центре развития корпорации Citibank они не озвучили, предоставив сделать это читателю статьи о превосходной работе электронных детективов, помещенной в онлайновом журнале SecurityFocus.
А что Citibank? Там вот уже несколько недель отказываются от комментариев, утверждая, что корпорации вообще ничего не известно о мошенничествах с клиентскими деньгами. Вот так прямо и говорят: ничего не знаем.

Красть нехорошо, увещевают нас авторы сайта SendThemBack. Красть музыку тоже нехорошо. Нехорошо обижать музыкантов, звукозаписывающие фирмы и торговцев. Пользование пиринговыми сетями - это все равно что магазинная кража или - фу! - пиратство. Если вы осознали грех, прониклись раскаянием и поклялись, что больше не будете, то самое время послать незаконно обретенные музыкальные файлы обратно. Да-да, все сотни мегабайтов, что скопились на вашем диске. Адресуйте ваше письмо с аттачем в региональное представительство RIAA или IFPI. Но это необязательно: отослать файлы можно обычной почтой, скопировав их на компакт-диск или распечатав их в ASCII - в этом последнем случае вернуть уворованное можно и по факсу.

Значит, так. Отрываемся от работы и делаем перерыв, чуть свободная минутка - на прогулку. Никакой электронной почты, - заменим ее телефоном, а лучше прогуляться до того человечка, с кем нужно обсудить рабочий вопрос. Ведь он, этот человек, в соседнем кабинете или на следующем этаже. Иначе станете следующей жертвой NEDS. - так обозначают "синдром депрессии новой экономики" (New Economy Depression Syndrome). Аббревиатуру NEDS придумал Тим Сандерс, директор по технологическим решениям Yahoo. Результаты его исследования, проведенного совместно с компанией HeartMath, таковы. Из тех, кто проводит в Сети 30 часов в неделю, 45% отмечают повышенную утомляемость, а у 37% наблюдаются нарушения сна. Из тех, кто подвергается информационной перегрузке, 41% перевозбуждены, а у 43% начались проблемы с памятью. Высокое кровяное давление, проблемы с сердцем и снижение иммунитета - это тоже NEDS. А еще беспричинное беспокойство, усталость, неспособность сконцентрироваться, трудности в принятии решений, нарушения сна и чувство одиночества. Болезнь начинается с боязни захлебнуться в валящейся на них информационной лавине, не справиться с ней, отстать от неостановимого потока, хронический цейтнот. Все эти классические симптомы информационной перегрузки чаще проявляются у тех, кто связан с компьютерами и Сетью.
Словом, стоит посмотреть в глаза чудовища NEDS и признать, что за превращение традиционного общества в информационное мы расплачиваемся сполна. Вместо того чтобы оставаться орудием, инструментом, технология перехватила у человека рычаги управления. И чем скорее это будет признано медиками, социологами и, э-э-э, разработчиками социальных интерфейсов, - тем лучше. А пока что лечимся средствами, перечисленными в начале этого абзаца.

На волне общего интереса к веблогам решили подзаработать те, кто не имеет никакого желания вести онлайновый дневник. В Сети стали плодиться фальшивые блоги. На первый взгляд, они выглядят как обычно, но, нажав на ссылку, ведущую в комментарий или архив, посетитель попадает на скрипт, адресующий его к корню сайта. А иногда ссылка ведет на порноресурс.

Морской мусор

Превосходная подборка классических японских гравюр, изображающих игру в го. И, раз уж мы о Японии, то вот вам Музей японской рекламы 1603 - 1926 гг.

На ресурсе с дивным названием Омниглот собраны все возможные варианты письменных систем, живых, мертвых и даже никогда не существовавших, - вымышленных. С картинками, примерами, рассказами и ссылками.

Коллекция пропагандистских открыток времен Первой мировой войны.

Создатели онлайнового сервиса переводов Babelfish добавили к перечню услуг еще одну - и весьма, как говорят, полезную: перевод с американского английского на канадский и с канадского на американский. Предполагается, что это должно способствовать контакту граждан двух лингвистически независимых наций. Напомним, что название Babelfish придумал Дуглас Адамс, автор знаменитого цикла "Автостопом по Галактике", написанного на американском, как уточняет канадский ресурс, языке.