Русский Журнал / Net-культура / Невод
www.russ.ru/netcult/nevod/20040119.html

Невод и т.д. Выпуск 167
Обзор текущих сетевых событий и публикаций

Татьяна Данилова

Дата публикации:  19 Января 2004

Один мудрец заметил, что гонка спаммеров и разработчиков усложняющихся почтовых фильтров может привести к изобретению искусственного интеллекта, о котором так долго говорят футурологи. (Неизвестно, правда, какая из воюющих сторон гонки этот самый интеллект изобретет.) Думаю, что нет смысла прислушиваться к тем, кто пророчит падение Сети под напором мусорных потоков. Cпам - как погода, от которой никуда не деться всем нам, живущим в реальном мире, состоящем из ненужных фактов, вещей и слов, - и все же таком прекрасном. Выражаясь высоким штилем, электронно-почтовый сор есть часть культурного слоя нашей эпохи и, разумеется, предмет исследований будущих культурологов и археологов. В отличие от бумажек, жестянок, пластиковых бутылок спаммерские письма вряд ли сохранятся в числе, достаточном для того, чтобы объявить их культурным феноменом. Поэтому открывшаяся с Нью-Йорке выставка "Золотой век спама" работает, можно сказать, для науки будущего. Устроители выставки видят в феномене электронной макулатуры нечто таинственное и даже мистическое и подошли к делу весьма серьезно. Образцы спама и товаров, распространяемых посредством электронных рассылок, спаммерские методики, софт и бизнес-модели, - все, что представлено здесь, классифицировано аккуратнейшим образом. Набитые порнографией чемоданы, бутылки пилюль для увеличения члена, предложения участвовать в финансовых пирамидах, портреты нигерийских вдов и даже стихи и фрагменты из романов. Можно сколько угодно иронизировать над восторгом будущих археологов, но кто через сто лет сможет отделить мусор наших времен от факта, а реальные события - от фальшивок? Мусорная почта, заваливающая наши ящики, по мнению музейщиков, фантастична в той же мере, в которой фантастичен интернет.

Неужели в Microsoft отказались от принятого летом решения заморозить разработку браузера Internet Explorer? Этот вопрос не раз задали читатели блога одного из сотрудников Microsoft Роберта Скобла. Там и вправду написано нечто удивительное: Скобл сообщает, что команда разработчиков браузера из Microsoft призывает к сотрудничеству онлайновое сообщество и через блоггеров ищет - нет-нет, я ничего не придумываю - обратной связи с потребителем. Дверь открыта - давайте работать вместе!
(Это неожиданное предложение можно объяснить тем, что, хотя сегодня угрозы лидирующему положению IE нет, но года через 2 или три все может измениться. И тогда понадобятся новые идеи и новые решения.)
Понятно, что началось на форумах после такого заявления - к примеру, здесь. Припомнили все недостатки IE, все грехи Microsoft - подлинные или мнимые. Вспомнили и летнее заявление Microsoft о том, что линейка IE заканчивается шестой версией, что IE 7 не будет и что тому, кто захочет браузер поновей, придется покупать Longhorn. Суммируя сказанное, эту попытку контакта с онлайновым сообществом разработчиков расценили как попозновение Microsoft воспользоваться "коллективным разумом" для маркетинговых исследований и получения консультаций по развитию - и даже своего рода "эмоциональных инвестиций" в продукцию корпорации его стойких доселе противников, к которым принадлежат компьютерные и интернет-гуру, стоявшие у колыбели веб-пространства в начале 90-х. Были высказаны предположения, что руками сетевого сообщества хотят придушить развитие альтернативных браузеров.
Словом, ответ частной попытке разработчиков Microsoft наладить контакт с чуждым разумом был едва ли не единогласным: ах, вы не хотели прислушиваться к сообществу веб-разработчиков? Ну так ситуация изменилась и теперь МЫ отказываемся от разговора. Не поддержим ни монополию, ни монокультуру, а буде кто осмелится поддаться соблазнам, тот объявляется штрейкбрехером и подлежит вечному проклятию.
(Мы бы изменили мир! Но Бог не дает нам исходники...)

Еще одна интересная дискуссия прошла в веблоге Ника Бредбери, создателя известного редактора CSS TopStyle и программы для чтения RSS feeds FeedDemon. Вначале речь зашла о софтверном пиратстве. Бредбери считает, что самые большие потери от пиратства несут не гигантские корпорации. Известно, что держатели "варезных" сайтов побаиваются выкладывать продукцию Microsoft или, скажем, Adobe: эти корпорации непрерывно сканируют веб и, видя собственные программы, принимают меры к закрытию таких сайтов. Иное дело небольшие фирмы и отдельные разработчики. Их боятся меньше или не боятся совсем. Последствия понятны. Бредбери и сам был поражен статистикой сайта, где предлагали его собственный TopStyle: за несколько недель число скачиваний краденой версии превысило число продаж за полтора года. Возможно, несколько наивно полагает Бредбери, делу бы помогло введение дифференцированных (по странам) цен на программное обеспечение.
(У меня создалось впечатление, что некоторые участники дискуссии очень внимательно прочли статью Олега Мишина "Российский рынок shareware: нужно ли продавать shareware в России?")

Апелляционный суд США по иску, поданному Ассоциацией индустрии звукозаписи (RIAA) против интернет-провайдера Verizon, вынес решение в пользу Verizon, указав, что провайдеры вовсе не обязаны представлять данные о своих клиентах - пользователях файлообменных сетей. Число пользователей Р2Р, которое одно время сократилось из-за требований RIAA возместить убытки за незаконно прослушанную музыку, теперь снова растет.

Надо сказать, что, затеяв войну с нарушителями авторских прав, которые злостно копируют музыку и делятся ею с друзьями, индустрия звукозаписи неожиданно наступила на собственные грабли. Видите ли, защищенные от копирования диски содержат две версии записи: для обычных аудиоплейеров и для цифровых устройств. Авторы песен, записанных на таких дисках, решили, что будет только справедливо, если авторские суммы в этом случае будут начисляться в двойном размере. К такой логике придраться сложно, - она точь-в-точь соответствует аргументам музыкальных лейблов о необходимости покончить с незаконной музыкой. Пока что стороны спора хотят уладить свой конфликт без вмешательства суда. Авторы видят здесь шанс наконец-то пересмотреть свою долю отчислений от продаж, которая составляет 7 - 8 центов за каждую песню. Компания Macrovision, которой принадлежит технология "двойной записи", утверждает, что к этому моменту выпущено около 2 млрд. песен "в двойном экземпляре", - умножили одну цифру на другую? И что получилось? Вот-вот. Пессимисты уже прикидывают, сколько будет стоить диск к тому времени, когда лейблы и авторы сойдутся в цене.

Но что нам проблемы онлайновой музыки? Все, что нам нужно, мы найдем в пиринговых сетях. Нам бы разобраться с чудесами, творящимися в российском сегменте Сети (и оффлайна). Руководство Роскартографии в странном документе "О размещении схем проезда в Интернете" заявило, что такие схемы, находящиеся на корпоративных сайтах и выполненные "с использованием в качестве основы фрагментов изданных карт и планов", являются нарушением статьи 146 УК РФ в той части, где предусмотрена ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав. (Нет-нет, я понимаю, о чем вы хотите сказать, - но сначала докажите, что ваш дизайнер, нарисовавший симпатичную схемку с обозначениями улиц, домов и автобусных остановок, НЕ использовал при этом официальных карт и планов. Ах, не можете?)
Чудны дела твои, Господи: государственное ведомство, живущее на бюджетные деньги, собралось "приватизировать не просто объекты народной собственности или природные ресурсы, а все географическое пространство страны... Если схемы проезда в интернете непосредственно посягают на интеллектуальную собственность Роскартографии, логично то же самое распространить и на схемы, начерченные прутиком на снегу или изображенные жестами на перекрестке". Подробности читайте в только что процитированной статье, которую публикует CNews.ru.

Электронным СМИ доверяют лишь два процента из 1500 респондентов опроса, проведенного центром социологических исследований ROMIR Monitoring. (А центральному телевидению, к примеру, верят целых 39% опрошенных.) Еще один любопытный результат: 76% респондентов считают, что необходима цензура СМИ, причем 41% считает, что цензура должна быть обязательной. Такие результаты многие объясняют тем, что люди считают, что с введением цензуры СМИ станут ответственней и честней.

Вообще цензуре в наши дни придают, кажется, чуть ли не магическое значение и надеются, что она разом решит все проблемы. Во французском Законе о защите доверия к цифровой экономике, находящемся на завершающем этапе парламентских чтений, о цензуре вроде бы не говорится. Более того, этот закон лишь инкорпорирует во французское законодательство Директиву Евросоюза по вопросам электронной коммерции. Но, если присмотреться, то среди прочего закон требует от провайдеров:

  • фильтрации передаваемых данных на предмет обнаружения педофильских картинок, материалов, оправдывающих преступления против человечества и подстрекательства к расовой ненависти;
  • предотвращения нелегального скачивания и обмена файлами, защищенными копирайтом.
    Все это уже назвали "цифровой линией Мажино", как-то между делом позабыв, что линия Мажино никого не защитила, - ее просто обошли.

    На сайте кандидата в президенты США Говарда Дина MoveOn.org закончили отбор роликов "Буш за 30 секунд". Конкурс проводится в рамках проекта Джорджа Сороса, поставившего своей целью избавление Америки от Буша. Представитель телекомпании CBS тут же предупредил, что антибушевский ролик может не пройти внутреннюю цензуру на телеканале - да-да, на том самом телеканале, что весьма подробно освещает сексуальные скандалы с Майклом Джексоном.

    Metaweb - ресурс, затеянный Дэнни Хиллсом в сотрудничестве с Нилом Стивенсоном, где целое сообщество составляет и публикует комментарии к роману "Quicksilver" ("Ртуть" или "Меркурий"). Сам Стивенсон считает, что веб в его сегодняшнем состоянии более всего похож на свалку фактов-однодневок и "грязных картинок". Чтобы отыскать ответ на простой вопрос, нужно просеять груду плохо систематизированной, беспорядочной информации. Не сказать, что в интернете мало разного рода толкований и пояснений: напротив, их много. Но, по мнению писателя, все они плохо организованы.
    Комментарий к девятисотстраничному роману сегодня насчитывает уже 425 статей, которые пойдут только на пользу читателю произведения, чей автор обладает, кажется, безграничной эрудицией. Возможно, когда-нибудь эти труды войдут в прекрасное комментированное издание "Барочного цикла", первым романом которого стала "Ртуть".

    Страсти вокруг грядущего первичного размещения акций Google накаляются. Еще бы: не так уж часты примеры роста оборотов компании с нуля до 900 млн. долл. в год всего за пять лет. Авторитетные аналитики утверждают, что акции Google - те же деньги, только еще надежней, ликвидней, дороже - и что с их появлением на бирже нам будет явлена вторая версия интернет-бума. 114000 ссылок, выдаваемых по запросу Google IPO, лучше всяких анализов говорят о всеобщем интересе к этому событию. Да они там просто печатают деньги!
    Лишь немногие, не поддавшиеся всеобщему ажиотажу, без особого успеха то и дело пытаются воззвать к здравому смыслу, указывая на пример других искалок, сделавшихся публичными компаниями. Как хорош был в свое время поиск Yahoo! Но, стоило компании выбросить свои акции на биржу, как интерес компании к совершенствованию поиска ослаб, зато явились гороскопы, чаты, прогноз погоды и прочее. Но пессимистические прогнозы в случае Google решительно не пользуются успехом: профессионализм инвестора заключается в том, чтобы вовремя купить и вовремя продать, а о будущем "любимого дитяти всея Сети", в конце концов, пусть думают те, кто войдет в правление компании.
    Гуглепоклонники всего мира опасаются, что под давлением инвесторов менеджмент компании сделает упор на повышение доходности и на месте уникальной "корпорации с человеческим лицом" возникнет безликий и бездушный монстр, а лидерство в инновациях и главный принцип Google - "все для удобства пользователя" - уйдут в прошлое. Могучие недоброжелатели и конкуренты тоже не спят: отказ Yahoo от поиска Google, какие бы аргументы при этом ни приводились, все единодушно расценивают как шаг в конкурентной - уже, пожалуй, не борьбе, а войне. А инженеры Microsoft мудрят над поисковиком, который будет интегрирован в ОС Longhorn и который уже сегодня позиционируется как "убийца Google".
    И ни одного комментария из самого Google, - разве что стандартный бубнеж директора по технологиям поиска Питера Норвига: "конечно, мы будем совершенствовать поиск"... Возможно, продолжает он, в дальнейшем от пользователей потребуют регистрации, как это делают Microsoft и Yahoo, - и тут же напоминает, что в Google с самого начала не хотели связываться с регистрацией, чтобы не отнимать у людей время. Но, к счастью, у Reuters имеются некие "внутренние источники" - а скорее всего, аналитики, умеющие сопоставлять факты. Известно, что Google в прошлом году приобрел несколько компаний и технологий, связанных с электронной почтой и возможностью показа рекламы в момент открытия почтового сообщения (Sprinks). Известно, что планируется введение регистрации пользователей. Известно, что зарегистрирован домен Googlemail.com. В сумме же получается, что уже в этом году Google откроет свой почтовый сервис. Правда это или нет, - бог весть: штатный пиарщик корпорации Дэвид Крейн уклончиво замечает, что - да, есть у нас проекты и сценарии повышения доходности; да, работаем┘

    Морской мусор

    Виртуальная библиотека Исайи Берлина.

    Минималистическая порнография. Или порнографический минимализм. (За точным определением следует обратиться к специалисту.)

    Журнал Business 2.0 тоже завел веблог.

    Здесь готовят коктейли. Введите в верхнюю строку адрес страницы, дизайн которой, по вашему мнению, близок к идеалу, а во вторую - адрес страницы, которую вы читаете и дизайн которой вы хотели бы видеть иным. И наслаждайтесь результатом.

    Антропогенные ландшафты: фотографии Эдвуарда Буртыньского.