Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Бессрочная Ссылка < Вы здесь
БЕССРОЧНАЯ ССЫЛКА://выпуск от 08.05.00
Дата публикации:  19 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Машущие руками; игра: изящнее на Невском прочих дев; колонка редактора

МАШУЩИЕ РУКАМИ

Я миновал тем временем три границы. И на эстонской меня спросили, не везу ли я оружия. И на финской меня спросили, сколько раз я прежде был в Хельсинки (я ее пересек, границу эту, чтобы повидать в аэропорту друзей). А на датской меня не спросили ни о чем.

Помашем рукой пограничникам.

А в Дании мы с Йоном Кюстом были в городе Орхусе. Там в центре города стоит специфический и легко узнаваемый запах. Пахнет навозом.

А еще я был в городе Копенгагене. Там ходит по каналам и морям прогулочный катерок, и девушка говорит в микрофон, что в каком году произошло, а мы с Алексеем Фришманом пьем пиво на том катерке.

Пиво в пластиковых бутылках, чтоб легче было. Алексей - специалист по Кьеркегору. Он его все время сравнивает с Достоевским. Похожи, говорит.

Алексей, как Кьеркегор, - фланер, он проводит много времени на улицах датской столицы. От этого он страшно загорелый. Думаю, датчане принимают его за пакистанца.

Он все время с коляской, где спит его малолетняя дочь Сарра. "Датский" и "детский" по-русски странно рифмуются, благодаря Андерсену отчасти. Детей в Дании полно - поощряется это дело государством.

Пакистанцы содержат в Копенгагене дешевые точки общепита. Там на стенах висят цитаты из Корана. А вина не подают.

Помашем рукой пакистанцам.

Катерок прогулочный широкий и плоский, чтобы все поместились - и французы в очках; и датские школьники в пионерских галстуках странной расцветки, норовящие дотянуться руками до сводов низких мостов; и крашеные американские старушки с видеокамерами; и мы с пивом своим пластиковым.

Плывет катерок долго. Некоторое время стоит в Новой Гавани, где на черной-черной барке человек сорок в черной-черной одежде поют весело много раз одну и ту же песню, хлопая в ладоши и пританцовывая. Их снимают на видеокамеры, очевидно, необходимо им раз за разом на довольно-таки жарком солнце повторять одни и те же английские слова. Как бы впервые. На противоположной стороне канала поют и пританцовывают молодой человек и девушка - координаторы; те, которые на барке, просто дружно повторяют их движения.

С нашего катерка подпевают, прихлопывают, в паузах аплодируют и машут певцам руками.

Машут руками матросам на королевской яхте, и те машут в ответ. Машут нам руками сидящие вдоль каналов с бутылками пива молодые люди. Машут руками этнические пакистанцы с мостов. Машут руками какие-то хмурые маньяки возле "Русалочки".

Почему-то жест этот мне покоя не дает. Спровоцирован он явно движущимися. Никто не машет просто так катерку, только поймав взгляды едущих на нем. Так же машут руками у нас поездам мальчишки на подмосковных станциях. Так же, поймав взгляд пассажиров автобуса, нынешнее поколение младших школьников спешит выставить поднятый вверх средний (сперва написал "безымянный" - по Фрейду) палец.

Я начинаю махать пивом в ответ, это происходит как бы помимо моей воли. Мы виртуально чокаемся с компанией, расположившейся на траве возле Киношколы.

Жест (направо -"привет", налево - "пока") фиксирует, собственно, печальное осознание нереализованности сюжетных линий нашей жизни. Все эти студенты, африканцы, старушки, драг-дилеры, не находящие места в основной канве, тем не менее заслуживают нашего эпического внимания.

Упоминание эпоса тут не случайно; роман, как известно, это зеркало, с которым ходит по большой дороге лихой человек; идея движения заложена в жанр изначально, сперва она прямо реализуется в авантюрной фабуле, потом переходит в разряд метафор сюжета, всегда развертывающегося как некоторое пространство (ср. "даль свободного романа"). Существенна разница сюжетных потенциалов персонажей - одни плывут, другие остаются на месте (учитывая относительность движения, люди, машущие руками со встречных катерков, не нарушают этой картины). Лучшее описание этого дорожного ощущения, пожалуй, находим у Толстого в первой главе "Отрочества":

    Вот на пешеходной тропинке, вьющейся около дороги, виднеются какие-то медленно движущиеся фигуры: это богомолки. Головы их закутаны грязными платками, за спинами берестовые котомки, ноги обмотаны грязными, оборванными онучами и обуты в тяжелые лапти. Равномерно размахивая палками и едва оглядываясь на нас, они медленным тяжелым шагом подвигаются вперед одна за другою, и меня занимают вопросы: куда, зачем они идут? долго ли продолжится их путешествие, и скоро ли длинные тени, которые они бросают на дорогу, соединятся с тенью ракиты, мимо которой они должны пройти. Вот коляска, четверкой, на почтовых быстро несется навстречу. Две секунды, и лица, на расстоянии двух аршин, приветливо, любопытно смотревшие на нас, уже промелькнули, и как-то странно кажется, что эти лица не имеют со мной ничего общего и что их никогда, может быть, не увидишь больше.

    <...> Вон далеко за оврагом виднеется на светло-голубом небе деревенская церковь с зеленой крышей; вон село, красная крыша барского дома и зеленый сад. Кто живет в этом доме? есть ли в нем дети, отец, мать, учитель? Отчего бы нам не поехать в этот дом и не познакомиться с хозяевами? Вот длинный обоз огромных возов, запряженных тройками сытых толстоногих лошадей, который мы принуждены объезжать стороною. "Что везете?" - спрашивает Василий у первого извозчика, который, спустив огромные ноги с грядок и помахивая кнутиком, долго пристально-бессмысленным взором следит за нами и отвечает что-то только тогда, когда его невозможно слышать. "С каким товаром?" - обращается Василий к другому возу, на огороженном передке которого, под новой рогожей, лежит другой извозчик. Русая голова с красным лицом и рыжеватой бородкой на минуту высовывается из-под рогожи, равнодушно-презрительным взглядом окидывает нашу бричку и снова скрывается - и мне приходят мысли, что, верно, эти извозчики не знают, кто мы такие и откуда и куда едем?..

Так обмениваются взглядами люди в метро на двух встречных эскалаторах. Но руками не машут - Правила Пользования Метрополитеном категорически запрещают махание. Да и не намашешься на эскалаторе, особенно если в час "пик".

Совсем по-другому мы поведем себя, если вдруг заметим на берегу копенгагенского канала или на движущейся навстречу ленте эскалатора свою старую знакомую. Мы не удовлетворимся приветственным жестом. Мы начнем прыгать, кричать, привлекать внимание, пытаться поймать ответный взгляд, вернуть персонажа в свой сюжет.

Иногда удается договориться, и наша старая знакомая поднимается по эскалатору наверх. Мы встречаемся у выхода и выясняем, что не виделись семь лет. Иногда она поднимается, а ты, неверно истолковав ее жесты, синхронно спускаешься назад. По дороге вы опять начинаете весело махать руками, и, если повезет, это может продолжаться достаточно долго. Но чаще всего она просто не замечает тебя, поскольку читает что-то разрешенное Правилами Пользования Метрополитеном, или задумавшись чертит какие-то буквы на поручнях (Правилами не дозволено, но можно, если потихоньку), или просто не узнает тебя: за семь лет вполне можно превратиться из персонажа в фон и слиться с пейзажем.

Через час катерок причалил там же, откуда отходил. И я пошел Светке отправлять последнее письмо из Копенгагена. А потом мы пили вино у Йона. И на следующий день на датской границе меня спросили, куда я еду. А финскую я на этот раз не пересекал. А на эстонской не спросили ни о чем.


ИГРА

Правила игры.

Гуницкий заработал 3,214285714286 - по-моему, незаслуженно, а впрочем аквариумистам виднее. Правда, можно предположить, что чем больше промежуток между выпусками, тем выше оценка. Надо будет проверить, раз мы теперь нерегулярно играем.



19 баллов - Н. Колпий;
17 баллов - pshusha;
11 баллов - Маша;
9 баллов - mL;
8 баллов - Ю. Володарский, Кузнецов, Сочный;
5 баллов - Бродский, Кость Скрыптум, Савватий, М. Сазонов;
4 балла - Амин;
3 балла - Кузя, СЕМЕНОВ, 7 черепах, Н.Сорокин;
2 балла - a_l, Igor Astapov, Ia-Ia, Климперт-Крутько, Кум, Леонид, Лошадь, mgm, olga, Сергей;
1 балл - Green, DA, Дима, dk, dmkom, Semen Gorbunkov, А. Носков, Лиза Кабинетова, Карина, Лена, LenaZ, mgm, mm, Наталья, Секс-мутант, Slavik, source, Фи, hcab;
вне игры - Аничка, Виталий Боровиков, тё.


Между тем, баллы Н. Колпия наводят на мысль о скором окончании игры. Надо будет снова правила трансформировать. Как? Шлите свои предложения:

Имя

E-mail


Сочному опять повезло, его задание снова играет:
    В тяжелом фартуке, в заглушках и очках,
    В ударостойких прочных сапогах,
    С перчатками из полихлорвинила
    Она аккумуляторы травила.
    Среди мазутов и кислот активных
    Плескалась в щелочах и средах агрессивных,
    А после смены, туфельки надев,
    Была изящнее на Невском прочих дев.

*
оценка

ваш email


подпись *


Всего два задания осталось! Пришлите свое, в новой игре тоже сгодится:

Текст задания* (ставьте, пожалуйста, перенос в конце строки)

Варианты ответа* (5 имен в алфавитном порядке; ставьте, пожалуйста, перенос после каждой фамилии)


Ваша подпись*

E-mail*


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Первый раздел нового формата демонстрировал мою готовность выйти за рамки жанра со стороны беспринципного эссеизма; этот будет демонстрировать столь же беспринципный прагматизм.

Поскольку я теперь в Неткультуре редактор, и Миша Вербицкий уже успел меня заклеймить (кажется, через два дня после моего вступления в должность; ссылку не даю, чтоб выдержать образ) за желание навязать всем чтение РЖ и слушание Тома Вэйтса, так вот, выходит, что "Бессрочная ссылка" теперь превращается отчасти в колонку редактора.

Первым делом прошу прощения за невыход "Невода", который является самым популярным из проектов Неткультуры. Н. Грызунова клятвенно обещала написать вскорости сдвоенный выпуск. Праздники, сами понимаете, май, падение производственной дисциплины...

Затем обращаюсь к постоянным читателям с просьбой присылать материалы. Основные направления и проекты описаны мной в приветственной статье, однако инициатива будет всячески поощряться (очень прошу читателей "Ссылки" высказаться по поводу авторов статей и объектов интревьюирования, а то пока из деятелей русского интернета только Г. Павловского народ требует к ответу). Особо прошу обратить внимание на "Глобус.Нет". По-моему, это - самое интересное из придуманного мною.


╘1998-2000 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
╘1998-2000 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


  в начало следующая
Роман Лейбов
Роман
ЛЕЙБОВ
Личный секретарь М.И. Мухина
roman@admin.ut.ee

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Бессрочная Ссылка' на Subscribe.ru