www.russ.ru winkoimacdos
Дневник культурных событий. Под редакцией Сергея Кузнецова


Илья Кукулин

Из жизни двойного агента
(то есть агента внутри себя самого)

Распалась газета "Лимонка". В "Лимонке" остался фактически один Эдуард Лимонов. Из газеты ушли известные авторы, крупнейшие деятели Национал-большевистской партии: Александр Дугин, Алексей Цветков-младший и другие.

Тут же возникает несколько вопросов. Во-первых, что будет с Эдуардом Лимоновым? Во-вторых, что будет с Национал-большевистской партией?

Я бы хотел задать третий, неочевидный вопрос - про Алексея Цветкова-младшего.

Младшим его называют потому, что есть поэт и прозаик Алексей Цветков (р. 1947), который живет в Праге и, говорят, ведет (или вел до недавнего времени) передачи про Интернет на радио "Свобода". А младший получил известность как журналист, который печатался под разными именами в газетах самой различной ориентации - "Общая газета", "Завтра", "Мегаполис-экспресс", и как прозаик: сборник его рассказов "The" (М., "Палея", 1997) стал одним из самых интересных литературных событий 1997 г.

"Провожая май, я лег в атомную реку асфальта и поплыл. Читал звезды. Одна сорвалась, невнятно сказав свое имя. А машины надо мною все гнались и гнались друг за другом по кольцу. Теперь, оглянувшись, я увидел, как много нас мальчиков-наблюдателей - зреет здесь, на кольцевой трассе. Нам тепло вместе лежать. Петь кольцевую дорогу, жить асфальтом, пить убегающие лучи, плакать майский гимн".

Одновременно с написанием таких текстов Цветков занимается общественной деятельностью: выступает на рабочих митингах, принимал участие в пикете у посольства Латвии и т.п.

На презентации своей книги в московском книжном магазине "Библио-Глобус" Цветков умеренно прикалывался и уверял, что его рассказы - это способ социального проектирования. Текст, по Жаку Лакану, - это проекция тела автора, и с этим спроецированным телом отождествляется читатель. А рассказы Цветкова - симуляция некоторой телесности, и читатель, отождествляясь с ними, становится объектом эстетического творчества автора.

Разумеется, это теоретизирование - отчасти игра. Во-первых, элемент эстетического переформирования авторского "тела" есть в любом акте литературного творчества. Во-вторых, в рассказах Цветкова есть упорно повторяющиеся телесно-душевные конфликты: беременность, ребенок в замкнутой утробе, рождение и некоторые другие. Вряд ли это так уж сознательно спроектировано.

Но - "мысль изреченная есть ложь, да в ней намек". Писательская деятельность Цветкова, видимо, связана с общественной. Не то чтобы он предполагал, что жизнь должна строиться по законам текстов. Эта мысль пародийно изображена в его рассказе "Утро". Маленький мальчик читает на утреннике в детском саду:

- и тут же "пролетел в окне пузатый самолет и стекла задребезжали".

Однако, несмотря на сложность его текстов, возникает впечатление, что эстетическое пространство находится не совсем в тексте, но и не во взаимодействии текста и читателя. Скорее, на мерцающей границе взаимодействия текста с окружающей действительностью. В этом турбулентном притекстовом пространстве находится место одинокой человеческой свободы.

Дугин и Цветков объединены идеей магического влияния. Но у Дугина влияние идет от человека, хотя бы и через текст. А у Цветкова влияние разделено между человеком и текстом и, по большому счету, остается за текстом.

У Дугина речь идет о магическом влиянии одного "посвященного" на многих. Магические мастера незримо управляют миром, мир неслышно вращается вокруг них, и по-другому быть не может. Просто человека не бывает: всякий в мире воюет на чьей-нибудь стороне.

У Цветкова текст постоянно выводит идею магического влияния, автора как "царя горы" в круг художественной проверки ("Убиватель книг"). А значит, снобизм этой идеи становится предметом изображения. Текст в таком случае влияет в первую очередь на того, кто его написал. А потом уже на кого бы то ни было еще.

Вероятно, распад "Лимонки" - не последнее событие в развитии этого круга идей и текстов.

Маруся Климова

Гори, гори, моя звезда!

Недавно недалеко от Санкт-Петербурга по пути в Кронштадт на дамбе в Финском заливе произошло торжественное сожжение всяческой скверны: гнусных текстов, картин, порнографических журналов и газет. Акция была приурочена к 500-летию со дня казни Джироламо Савонаролы.

Действо возглавил Тимур Новиков, идеолог и руководитель "Новой Академии", к которому на сей раз присоединились многочисленные художники, писатели, искусствоведы, журналисты, кинематографисты и просто наркоманы, а также юные члены Национал-большевистской партии. Погода явно не благоприятствовала отважным творцам, окончательно и бесповоротно решившим очиститься от всяческих мерзостей. На форте на берегу Финского залива были развернуты знамена и транспаранты "Новой Академии". Дул холодный ветер, моросил дождь, и если бы не заблаговременно припасенная бутылка керосина, пламя бы не разгорелось. Владислав Мамышев Монро-Гитлер поджег костер и первым бросил в огонь журнал "ПТЮЧ", на обложке которого запечатлелось его собственное изображение. Художник Маслов под всеобщие аплодисменты предал огню картину "Конец концов" (или "Кончало кончал"), написанную по аналогии с работой "Начало начал" известного французского живописца Гюстава Курбе. Среди преданных огню оказались: роман Жана Жене "Кэрель", книга Александра Дугина "Конспирология", сборник стихов Вячеслава Кондратовича "Ангел на игле", фильмы некрореалистов "Папа, умер Дед Мороз", "Тупые губы", журналы "Кабинет", "Тема", "Гей славяне" и т.д. Поддавшись общему порыву, наркоман сжег настоящие наркотики, а члены НБП бросили в разгоревшееся пламя газету "Лимонка". Все участники акции имели какое-то отношение к уничтожаемым произведениям, так что действо носило покаянный характер. Разве что пожилая женщина-искусствовед, бросившая в костер портрет Филиппа Киркорова, несколько выпала из общего ансамбля. Но, возможно, поп-звезда находится с ней в тесных родственных отношениях, то есть является, например, ее внуком. По завершении сожжения все почувствовали сильное облегчение, и желающие отправились в клуб "Мама", что на Петроградской стороне, где их уже ждали сторонники и единомышленники. Тимур Новиков заверил всех присутствовавших, что отныне такие акции будут периодически повторяться в целях очищения и обновления отечественной культуры.

Всю дорогу, как туда, так и обратно, в автобусе, перевозившем участников акции, из репродукторов звучали 7-я "Ленинградская" Симфония Шостаковича и призывы к молодежи, записанные накануне Тимуром Новиковым на радио "Порт", где он ведет передачи о классической музыке: "Дети, отбирайте у своих родителей наркотики и порнографию!"

Так что, похоже, престарелые битломаны в потертых джинсах напрасно надеялись, что у них-то со своими детьми проблем не будет. Отцы и дети по-прежнему плохо понимают друг друга!


СПб, дамба
Анна Эйдис

На прошлой неделе я побывала на выпускном вечере у своей старшей дочери. Выпуск был - не пугайтесь - из четвертого класса, то есть из начальной школы в среднюю. Вечер был, так сказать, камерный - для одного ее 4 "а" класса. Разительный контраст с воспоминаниями детства - не только не было стихов про партию (что было очевидно и так), но и про первую учительницу спели только частушку, назвав ее по имени Таней, а не как положено по статусу/возрасту Татьяной Ивановной. Не знаю только, веяние это времени или просто с учительницей моей дочери повезло. Скорее всего - последнее.

Но наибольшее впечатление на меня произвели концертные номера: две девочки, танцующие под Марину Хлебникову "Я как пчелка тружусь...", другая школьница, поющая караоке. Несколько нимфеток, демонстрирующих моды под развеселый конферанс: "Если вы хотите пойти на вечер, а платья от Версачи и Армани вам почему-то не подошли, сделайте себе вечернее платье сами. Несколько платков - и готово! И вашему мужу не придется платить за него безумные деньги!"

Одним словом, мои западные подруги пришли бы в ужас, увидев все это: девочкам десяти-одиннадцати лет навязывался (не учительницей, разумеется, а социумом и доминирующей культурой) взгляд на себя как прежде всего на эротический объект, существующий для мужа/мужчины, который и обязан зарабатывать деньги, которые ты должна экономить. Впрочем, в сочинении на тему: "Кем я буду в 2020 году" (или что-то вроде этого) большое количество девушек зачислили себя в работники банков и крупных компаний. Но муж, к слову, все равно по социальному положению у них получался выше.

В свое время я пришла в школу с французской подругой, которая, увидев, как одеты девочки на очередном вечере, сказала: "У нас во Франции родителей за такое оштрафовали бы" (не помню, впрочем, точно, может быть, вызвали в полицию для разъяснительной беседы). "Почему?" - спросила я оторопев. "Потому что это провоцирует педофилов", - очень серьезно ответила подруга.

Она, кстати, сама работала в школе и, вероятно, знала, что говорила.


Так я и написала вам номер школы своей дочери!
Обратная связь
Не в пример затишья прошлого раза, сегодня впечатлений хоть отбавляй. Александр Гагин рассказывает о том, как "увидел я себя сзади в зеркало, а там на затылке выбрито число 15 в двоичном исчислении. Не каждому дано такое увидеть..." (да уж, действительно...). Первое место, однако, отходит Станиславу Гридасову, чьи статьи о спорте можно в течение последних лет читать в разных изданиях, а последний год - преимущественно в "Русском Телеграфе". Можно сказать, профессионалы вступают в игру... Но самым сильным из пришедших было письмо от победителя прошлого тура таинственного Остапа Т. Кармоди: Надеясь на менее фантомное существование других участников, я напоминаю, что конкурс на "лучшее эстетическое впечатление недели" продолжается:

Имя-фамилия *
E-mail
Самое сильное эстетическое впечатление *

* - заполнить обязательно


предыдущий выпуск

следующий выпуск

© Авторы "Пегас Light", 1998 © Русский Журнал, 1998
© Сергей Кузнецов, редактор и составитель, 1998 © Максим Егоров, дизайн, 1998