www.russ.ru winkoimacdos
Дневник культурных событий. Под редакцией Сергея Кузнецова


Анна Эйдис

Три поколения годзилл

На прошлой неделе "Иллюзион" показал самого первого "Годзиллу", снятого в 1954 году Иширо Хондой и породившего целый цикл фильмов, недавно завершившийся появлением мегамиллионного американского блокбастера. Решив устроить себе сезон японского монстра, я приобрела две видеокассеты с годзиллой второго поколения - фильмами восьмидесятых годов "Годзилла против биоланты" и "Годзилла против короля Гедоры".

Различия между тремя поколениями годзилл заметны с первого взгляда. Первый "Годзилла" снят совершенно серьезно и завершается пафосной сценой, когда старичок-профессор, стоя над водами океана, из которых вышел и в которых навеки (на самом деле до следующего фильма) упокоился монстр, произносит:

- И ведь всего лишь один испытательный взрыв водородной бомбы породил такое чудовище! А скольких годзилл мы еще увидим, если люди не прекратят атомные испытания!

Пророчество его сбылось: различных монстров в снятых за сорок лет фильмах хватало. Та же биоланта представляет собой годзиллу с розой вместо головы, полученную путем сложных генетических экспериментов.

Разумеется, спецэффекты 1954 года нынче способны вызвать лишь веселье - и, словно помня об этом, создатели фильмов "второй волны" словно специально наворачивают нелепость на нелепость, снимая с полным пониманием, что делают трэшевый фильм, где к сюжету не может быть претензий.

Эмерих и Девин, на которых не хочется тратить время читателей, напротив, снова снимают совсем серьезно, то есть по рецептам дорогого monster movie, безо всякой оглядки на Тамаюки Танаку, Иширо Хонду и двадцать предшествующих лент.

Я бы не стала говорить обо всем этом, если бы "Годзилла" не был показан в "Иллюзионе" аккурат 6 августа - в день бомбардировки Хиросимы, травму от которой, как известно, фильм и должен был врачевать. Неожиданно я вспомнила строчку Пастернака: "Шестое августа, по старому - Преображение Господне", и вместе с ней - теорию о том, что бомбардировка Хиросимы была приурочена к старинному алхимическому празднику Transfiguration Day, тому самому Преображению, отмечаемому католиками как раз 6-го, а не 19 августа - с обычным разрывом в 13 дней по сравнению с православными. Алхимический праздник, разумеется, был посвящен превращению элементов - то есть как раз тому, что происходит при ядерном взрыве.

В связи с этим образ биоланты приобретает особый смысл: ведь роза, как известно, старинный алхимический символ и появление ее вместо головы ящера нельзя не признать исполненным глубокого внутреннего смысла, до конца внятного, впрочем, только посвященным.

Маруся Климова

Утконос - птица консервативная

В Петербурге, в Пушкинском музее на Мойке, 12, состоялся творческий вечер поэта и издателя Дмитрия Волчека, который не выступал в родном городе уже двенадцать лет.

Вечер был организован литературным объединением "Утконос". В зале собрались представители самых различных поэтических школ, а также журналисты и просто любители поэзии. Дмитрий Волчек начал вечер с чтения отрывков из последней, четвертой части своей новой книги прозы "Кодекс гибели". Именно эта четвертая часть представляет собой комментарии к первым трем частям. С неподражаемым хладнокровием и изяществом автор обрушил на головы слушателей глубокомысленные культурно-исторические реминисценции, перемежающиеся с неприличной лексикой и заклинаниями на непонятном языке, являющемся, по словам поэта, энохийским языком, который в свое время был подсказан ангелами астрологу английской королевы Елизаветы Второй Джону Ди.

"В облаках лаванды нежились накрахмаленные рубашки, душистые носовые платки, алые полумаски. Остров был в конце концов сметен ураганом".

Во второй части вечера Дмитрий Волчек от прозы перешел к стихам, в которых уже явственно обозначилась его тяга к традиции Серебряного века, приверженцем которой он сам себя неоднократно провозглашал. Однако если вспомнить, что Дмитрий Волчек является не только автором двух поэтических книг, но еще и издателем постмодернистского "Митиного журнала", то парадоксальное соседство в рамках одного вечера двух вроде бы взаимоисключающих стилей становится более понятным.

Между тем, когда мирно протекавший вечер уже подходил к концу, разразился неожиданный скандал: сидевший в первом ряду бритый наголо молодой человек внезапно набросился с нецензурной бранью на произносившего заключительное слово поэта Аркадия Драгомощенко и начал его душить. Впоследствии выяснилось, что нападавший оказался членом поэтического объединения "Утконос", выступившего в качестве инициатора вечера Дмитрия Волчека. В программе объединения "Утконос" значится, что оно исповедует "просвещенный консерватизм". Пока одного из новоявленных консерваторов оттаскивали от ошеломленного Аркадия Драгомощенко, в центре зала возникла возмущенная пенсионерка с вытаращенными глазами, которая напомнила присутствующим, что помимо "просвещенного" в Петербурге существуют еще и другие оттенки консерватизма; к кулакам, правда, пенсионерка не прибегала, но пыталась увещевать Дмитрия Волчека именами Ленина и Пушкина. По правде говоря, в Европе, полноправным членом которой теперь снова стала Россия, подобной реакции на поэтические чтения не было, кажется, уже со времен дадаистов. И трудно сказать, что тому виной: парадоксальное смешение стилей или энохейские заклинания придворного астролога Елизаветы Второй.


"Утконос", СПб.
Обратная связь
Как можно видеть, наши постоянные авторы сегодня проявили похвальную склонность к эзотерике, не сговариваясь написав об алхимии и Джоне Ди. Словно продолжая тему, старинный виртуальный знакомец Остап Кармоди прислал еще более странный, чем обычно, текст, входящий в "длинное и весьма пафосное произведение в двух частях, называемое "Гильгамеш по Лему, или Два впечатления из Китая". Вторую часть я приберегу на потом, читателям же предлагается первая, к концу неожиданно приобретающая все-таки характер эстетического впечатления, а не той фикшн, которой она прикидывается в начале. Итак: А тем временем конкурс на "лучшее эстетическое впечатление недели" продолжается. Напоминаю, что на носу очередная раздача призов.

Имя-фамилия *
E-mail
Самое сильное эстетическое впечатление *

* - заполнить обязательно


предыдущий выпуск

следующий выпуск

© Авторы "Пегас Light", 1998 © Русский Журнал, 1998
© Сергей Кузнецов, редактор и составитель, 1998 © Максим Егоров, дизайн, 1998