Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

/ Перевод / < Вы здесь
Есть ли у Бога проблемы с поясницей?
Дэвид Бараш

Дата публикации:  18 Июля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В 1829 г. Фрэнсис Генри Эджертон, восьмой граф Бриджуотер, завещал Лондонскому королевскому обществу 8000 фунтов стерлингов на издание "трудов о могуществе, мудрости и доброте Бога, явленных им при сотворении мира".

Результатом этого стала публикация в 1833-1840 гг. "Бриджуотерских трактатов", в которых поборники "естественной теологии" пытались доказать существование Бога при помощи рассуждений о совершенстве мира природы.

Нынешние сторонники креационизма в его легкоузнаваемом воплощении, известном как "интеллектуальный проект", рассуждают подобным же образом, настаивая, что только великий проектировщик - Создатель - мог произвести на свет столь сложные и совершенные чудеса.

Однако на самом деле мир живой природы отнюдь не совершенен. Если только мы не хотим приписать проектировщику некомпетентность или явную злонамеренность, эти "недоработки" - разнообразные изъяны "проекта" жизни - неопровержимо свидетельствуют о естественном, а не божественном процессе, в котором явления живой природы не были созданы de novo, а эволюционировали. Возьмем, к примеру, человеческое тело. Задайтесь вопросом: если бы вам нужно было спроектировать оптимальное место выхода плода из утробы матери, стали бы вы предназначать для этого узкий проход между тазовыми костями? Вспомните также о трагической реальности, о том, что деторождение у людей не только сопряжено с болью, но и представляет реальную угрозу здоровью, а иногда оканчивается летальным исходом, если головка младенца слишком велика для материнского родового пути.

Этот недостаток "проекта" является тем более драматическим, что стоит нам лишь взглянуть на скелет, как становится ясно, что в нем предостаточно места даже для самого упрямого большеголового и неправильно расположенного плода, который мог бы легко выйти на свет где-нибудь в обширной подреберной области, где нет костей. (Именно здесь извлекают ребенка из утробы матери акушеры, прибегающие к кесареву сечению).

Почему же эволюция пренебрегла этим простым и очевидным решением? Потому, что люди произошли от четырехлапых млекопитающих. Наши предки поначалу передвигались таким образом, что их позвоночники располагались параллельно земле; только с переходом к прямохождению тазовому поясу пришлось вращаться и, таким образом, сузиться, затрудняя проход плода, который у других млекопитающих в этом месте почти всегда выходит легко.

Если бы инженер сконструировал подобную систему, его бы тут же уволили, однако эволюция не могла себе позволить роскоши интеллектуального проекта.

Допустим, дискомфорт и риски, сопряженные с деторождением, были специально задуманы в качестве божьей кары. Книга Бытия повествует о приговоре, вынесенном Богом Еве за ее непослушание в Эдеме: "В болезни будешь рождать детей". (Возможно, если бы она вела себя как следует, влагалища располагались бы у женщин там, где сегодня находятся их пупки.)

Перейдем к мужчинам. К нашему сожалению, железа простаты расположена настолько близко к мочевой системе, что ее (обычное) расширение сразу же ставит эту систему в весьма затруднительное положение.

Кроме того, поскольку человеческие яички опускались (и в процессе эволюции человека, и в процессе развитии человеческого эмбриона), семявыводящий проток, через который поступает сперма, оказался закрепленным петлей вокруг мочеточника, через который моча поступает из почек в мочевой пузырь, что само по себе совершенно нелогично. Этого бы никогда не произошло, если бы естественный отбор действовал так, как действует минимально компетентный проектировщик.

Есть и более тяжкие промахи воображаемого проектировщика: плохо сконструированные и изнашивающиеся коленные суставы; причиняющая боль поясница; перевернутое место выхода зрительного нерва из сетчатки, приводящее к образованию "слепого пятна".

Можно ли объяснить все это с помощью теологической аргументации? Если Бог - проектировщик, а мы были созданы по его образу, значит ли это, что и у него есть проблемы с поясницей?

Дело в том, что эти и другие несообразности свидетельствуют о непредсказуемом, непланируемом и полностью естественном характере естественного отбора. Мы глубоко несовершенны и сработаны скорее топорно, чем изготовлены по определенному проекту. Некоторые из этих наших недостатков являются лучшими доказательствами нашей столь же глубокой естественности.

Оригинал статьи

Перевод Сергея Карпа


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Ошибочные оценки /11.07/
Эндрю Моравчик уверен, что сопротивление было вызвано не содержанием и духом европейской конституции, а всего лишь стилем и символикой этого документа.
Мыслитель в поисках выхода, или Бегство от омара /24.06/
Джим Холт вопрошает, кем был Жан-Поль Сартр: блистательным философом или апологетом тоталитаризма.
Великий датчанин /17.06/
Гарольд Блум полагает, что Ганс Христиан Андерсен писал "темные", вечные сказки для детей и взрослых.
Кто боится классической музыки? /19.04/
По мнению Нормана Лебрехта, потеря интереса к классическим концертам связана с геронтократией и консерватизмом, царящими в концертной жизни.
Природа нормального человеческого разнообразия /11.04/
Арман Леруа полагает, что пора приступить к изучению генетической основы человеческого разнообразия, но так, чтобы это никогда не привело к возрождению расистских теорий.

цилиндрический мотор редуктор

предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: