Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20000807_kazen.html

До основанья - а затем?..
Владимир Кумачев, Сергей Казеннов

Дата публикации:  7 Августа 2000

Кто с большой надеждой, а кто и с большим опасением наблюдает за попытками Путина реформировать российские властные структуры, систему власти в целом. Похоже, что будет сделана попытка применить к России известную формулу: ╚мудрая диктатура - лучше глупой демократии╩. Творцы этой политики уверяют, что новая вертикаль власти выстраивается для осуществления подлинных реформ. Что же, будем считать, что у Путина и его команды действительно имеется целостная концепция преобразований, а не просто задача максимально долго продержаться на вершине нашего российского ╚колеса смеха╩, проведя лишь косметические изменения под новыми державными лозунгами, с некоторыми новыми лицами в кадре. Дело, однако, в том, что до сих пор в России очень и очень по-разному понимают суть реформ, даже после десятилетия их осуществления, их целевую функцию, ╚благо╩ для страны, общества, конкретного человека. Поэтому опасения скептиков, критикующих Путина за ╚реформаторский зуд╩ без должного обеспечения содержательной стороны реформ отнюдь не беспочвенны.
Мало кто сомневается в необходимости внесения изменений в систему российской власти, всей российской жизни. ╚Демократия╩ на новорусский лад в последнее десятилетие оказалась безобразным мутантом, анархо-криминальной, аморальной и, самое главное, неэффективной системой отношений в обществе. Выяснилось, что в России по большому счету отсутствуют механизмы - правовые, экономические, ментальные, поведенческие - для того, чтобы сегодня ╚демократическими╩ саморегулирующими средствами управлять страной, осуществлять экономическую политику. Где, например, в России ответственная управленческая элита, бизнес-элита, с которой государство должно серьезно поделиться властью? Впрочем, большая часть России и не жила пока ╚по демократии╩. Российское общество, кроме завсегдатаев митингов Пушкинской площади, готово к приходу ╚сильной руки╩ как раз потому, что вороватая и неэффективная власть местных баронов и криминала в глазах подавляющего большинства населения себя исчерпала. Поэтому столько надежд сегодня - на импульсы из Центра, надежд на то, что его политика будет справедливой и эффективной. И сегодня у российских лидеров попросту нет выбора. Осуществление эффективных реформ в сегодняшней и завтрашней России может происходить только в условиях ╚упорядоченной демократии╩ - стабильности общества и управляемости государства, при наличии жестких правовых рамок и механизмов регулирования. Как любил говорить великий реформатор Дэн, ╚спускаясь с крутой горки, нужно крепко держать поводья╩. Однако успех реформ в России может состояться только в режиме ╚обратной связи╩. То есть, когда общество осознает маневр власти, понимает, что это в его, общества, интересах - и делает все для того, чтобы этот маневр был успешно осуществлен. Есть ли это сегодня в России?
Пока что Президент выезжает ╚на места╩, проводит партхозактивы в целях обеспечения электроэнергией, продовольствием, осуществления северного завоза. И толпы народа собираются приветствовать Президента, суют ему челобитные. ╚Надежда только на Вас╩ - кричат Путину. А это уже совсем не демократия, когда иной управы, кроме президентской, иной надежды и милости в России нет. И такую властную вертикаль, такую систему власти надо безусловно менять. Путин понимает пагубность сложившейся структуры власти, ее тупиковость для осуществления реформ, так можно потерять и реформы, и страну - и власть. Тогда многое, что делает Путин, по крайней мере в этом направлении, имеет свою внутреннюю логику.
По-своему понятны и логичны ╚наезд╩ на губернаторскую палату, демонстративные щелчки, разгоны губернаторам, топорно сработанные, на показ, тумаки олигархам и многое другое. Чего стоят хотя бы измазанные черным ╚пиаром╩ декабрьские парламентские выборы, ╚неприличные╩ методы формирования нынешнего управляемого парламента. Разумеется, корректировки властных структур следует проводить так, чтобы не привести к их обвалу, обеспечить мягкий демонтаж, что Кремль сегодня и пытается делать. В частности, с помощью упорядочения информационного пространства, попыток слепить все же работающую национально-государственную идеологию, использования для оценки и смягчения возможной реакции общества ╚большого уха╩ спецслужб, заручительства поддержкой силовиков. Кстати, не отсюда ли вполне терпимая реакция Кремля на спешные, непроработанные, скажем так, мысли Генштаба по вопросу реформирования стратегических вооружений? Просто для осуществления внутриполитических маневров даже сверхлояльные Кремлю технократы в погонах в определенных условиях менее востребованы, чем танкисты и десантники.
По крайней мере очевидно, что предстоящее десятилетие России предстоит играть в несколько иные политические игры, чем ранее. Да, без демократии в ее общечеловеческом понимании не построить постиндустриального общества, передовой экономики. Но сегодня и завтра нам нужен не ╚большой╩, а ╚малый скачок╩: восстановить управляемость государством, выправить деформированное и размытое правовое поле, обеспечить максимально эффективную реализацию имеющегося (весьма ограниченного по своим возможностям, несмотря на наше самоподбадривание) производственно-технологического уклада. Тем более, что другого уклада у нас нет, его нельзя ввести директивно, даже развесив для этого на фронтонах домов и вдоль железных дорог либеральные лозунги и призывы. Невозможно обнаружить у нации ╚вдруг╩ иной менталитет, иной господствующий способ производства. Что касается ╚демократии╩ в России, то прежде всего надо понять, что она не тождественна анархии и вседозволенности, тем более праву страны и нации ╚демократично и свободно╩ проваливаться в третий мир, маргинализуясь и люмпенизируясь. И, подчеркнем, создавая тем самым серьезную опасность не только для себя, но и для мирового сообщества. Вот почему, кстати, Запад сегодня весьма терпимо относится к властным экспериментам Путина.
Только давайте все же уточним, для каких целей в России выстраивается эта новая властная вертикаль. Вроде бы все понимают, что так жить нельзя - а как нужно и можно, как Россия жить в состоянии? Во имя чего, ради чего вообще идет нынешняя ломка власти с ее концентрацией в Центре? А то ведь правы ╚совестливые╩ СМИ: в России все мутирует - и либеральная идея, и державная, и любая другая. Все будет опошлено очередной компанейщиной, стремлением угодить верхам, ╚отсеяться первыми╩, бежать впереди паровоза. Например, может ли быть ╚мудрой╩ наша российская ╚диктатура╩, власть Центра? Или опять - ╚головокружение от успехов╩?
Не надо преувеличивать рыхлости, слабости сегодняшней российской власти. Она весьма эффективна, спора на решения, когда это касается интересов конкретных проплаченных чиновников и лоббирующих их структур, ╚крыш╩. Или когда слишком уж сильно ╚ударит╩ сверху - и нужно рапортовать о принятых мерах. Она, эта власть, избирательно эффективна. Задача - сделать эту эффективность правилом поведения, не ведающим исключений. А для этого перетряска власти, ╚сильная рука╩ - лишь один из рычагов решения данной задачи. Всего же таких рычагов, ╚видов принуждения╩, грубо говоря, три. Это преобладающее сегодня в действиях Кремля административное принуждение, где, увы, российское византийство помножено на рвение спецслужб. Второе - экономическое принуждение, в том числе в целях выработки рационального и честного экономического поведения общества. Где администрация, опять-таки, жестко отслеживает ╚чистоту╩ игры, ее параметры, правила и результирующую направленность, целевую функцию, то есть политически задает экономические правила игры. Наконец, третье - это моральное принуждение, когда мораль является важнейшей мотивацией поведения, в том числе и экономического. Вспомним, что Россия смогла выйти из Великой Смуты, только духовно очистясь. И вообще в России ╚Дело без веры - мертво╩. На этом же поле должна эффективно работать и пресловутая ╚национально-государственная идея╩.
Крайне важно, чтобы проводимой сегодня реформе власти соответствовала правильно определенная ╚содержательная начинка╩. То есть имелась бы целевая функция, которая выражала бы совокупные интересы общества и обеспечивала критическую поддержку политике Центра с его стороны. С приходом нового Президента связывалось слишком много надежд. И если эти надежды не будут оправданы, то реакция масс, подогреваемая обиженными олигархами и губернаторами, может быть скорой и неразумной. Между тем, труднейшая задача - приведение этих ╚наказов╩, ожиданий к единому множителю. Разброс этих ожиданий оказался очень значительным, даже при раннем Ельцине их кучность (при некоторой схожести ситуации) была несравненно выше. Тем более, что необходимо совместить эти ╚наказы╩ со стоящими перед Россией задачами, дабы не попасть в трясину перманентного застоя и не нарваться на его родную сестру - дестабилизацию. При этом важно оценить эти задачи, в плане их выполнимости, с точки зрения исторического опыта России в проведении реформ, ее менталитета, возможностей и способностей, генетических задатков. Безусловно, с серьезной поправкой на изменения последних лет, плохие и хорошие (чего больше - другой вопрос), в управляемости общества, его ╚энергетике╩, системе мотивации, наличии веры в слова и дела элит. И уже потом можно примерять на все это те или иные модели преобразований. Ну и попробуйте в этом случае втиснуть Россию в рамки модели Грефа-Чубайса. Попробовали? А ведь перестраиваться на марше будет куда труднее. И если общество, даже на время ослепленное тотальным ╚пиаром╩, не примет сущностное наполнение нынешних реформ, то все усилия Путина уйдут в песок.
Еще раз подчеркнем, вполне понятно, почему Путин пошел на слом нынешней системы власти. Нужны новые идеи и новые люди во власти, новое ее построение, нужна встряска и перетряска. А для масс - если не быстрые реформы, то по крайней мере их видимость. И Путин, скорее всего, добьется успеха в ╚ломке старого╩. Но снова встает вопрос: что Путин и поддерживающие его силы собираются возводить на освободившемся месте? Какие реформы они собираются проводить - и какие в итоге смогут провести, столкнувшись даже не с саботажем (а саботажников будут ╚клеймить╩ уже в начале осени), а с реалиями российского бытия и сознания? Или достаточно только договориться с Западом, придушить СМИ и элиты, выражать знаки внимания силовикам, демонстрировать личную сверхактивность? Впрочем, так начинали и Горбачев, и Ельцин...
Между тем, ряд шагов Путина и его команды уже сейчас весьма настораживает. Например, нужна ли была сверхжесткая зачистка Совета Федерации? Федеральное Собрание было вполне сбалансировано, а после декабрьских выборов, весенних разборок и ╚покупок╩ - вполне управляемо Кремлем. Будет ли Путин, по рекомендации Грефа, ломать монополии? Это было бы абсурдно в социально-политическом (в первую очередь касается ╚лампочки Ильича╩), в экономическом, да и в геополитическом плане. Дальше ╚либерализовать╩ экономику, совсем уходить из нее государству, по сути не выработав и не внедрив новых эффективных методов регулирования, так и оставшегося на уровне райкомовско-обкомовских установок, дополненных, правда, лесоповальными ╚понятиями╩? В то время, заметим, как ╚невидимая рука рынка╩, этого главного, по идее, его регулятора, отнюдь не становится более видимой. Оставлять без каких-либо изменений систему собственности при наличии ╚собственников╩, в массе своей так и не ставших эффективными, ответственными и по крайней мере честными? И таких вопросов - множество. Если все это (и многое другое, приправленное державной и моральной риторикой) - просто метание ╚молодого президента╩, то это полбеды. Но Путин потеряет страну и власть, если сделает слишком много результативных ошибок, а общество в очередной раз окажется обманутым в своих ожиданиях.
Что же, после десятилетия ╚воли╩ и чрезмерных вольностей маятник в России качнулся в другую сторону. И мы неизбежно идем к авторитарной власти, разумеется, не к привычной для России, в историческом плане, ╚диктатуре╩, а к ее мягкой, оцивиленной разновидности. Хорошо, чтобы эта диктатура была ╚мудрой╩. Осталось немногое - выяснить, в чем эта мудрость власти ╚по Путину╩.